Цель:
- сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака;
- сформировать у школьников умение сделать свой завтрак полезным;
- развивать аналитико-синтетическое восприятие, логическое мышление;
- пропагандировать здоровый образ жизни, желание правильно питаться;
Оборудование: Гербарий злаковых, разрезные карточки с названием продуктов и блюд; образцы круп, добавок (яблоко, банан, апельсин, мёд); образцы напитков (молоко, какао, сок); рисунок-схема чем полезен мёд; у каждого ребёнка лист с написанными пословицами; орехи (кедровые, грецкие, фундук);
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Давайте возьмём, друг друга за руки, улыбнёмся и скажем: «У нас всё будет хорошо, у нас всё получится!»
II. Актуализация знаний
– Ребята! Я приглашаю вас сегодня в небольшое путешествие в Страну здорового питания. Поедем мы туда вот на таком автобусе. (На доску помещается рисунок автобуса. У каждого ребёнка рисунок его портрета, который он вставляет в окошечко автобуса.)
– Занимайте места, проверяем правильность посадки и – поехали!
(Дети поют, сопровождая слова песни соответствующими движениями.)
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Весёлые соседи,
Хорошие друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся
О том, как мы живём.
– Доскажите словечко:
У машины – топливо – … (бензин),
У человека – … (еда, пища.)
– Как вы думаете, зависит ли здоровье человека, от того, что он ест?
III. Основная часть
– Специалисты по детскому питанию доказали, что у тех детей, которые всегда съедают свой завтрак до конца, не только в норме вес, но и лучше память, мышление, они реже болеют.
А чтобы совсем было понятно для чего нужен завтрак, послушайте стихотворение.
(Читает подготовленный ребёнок)
Человеку нужно завтракать,
Чтобы встать, и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
И при этом не болеть,
Нужно завтракать уметь!
– Сегодня мы поговорим о том, что лучше есть на завтрак утром, чтобы расти сильным, здоровым, всегда быть в хорошем настроении. И тема нашего занятия называется «Полезный завтрак». Как вы думаете, что лучше всего есть на завтрак?
– Попробуйте прочитать слова, которые я вам сейчас покажу, и вы узнаете, что врачи рекомендуют есть на завтрак.
– Итак, что, по мнению врачей, полезно есть во время завтрака?
– Кто из вас любит кашу и какую?
– Считается, что самый полезный завтрак – это каша. Она не только сытная, но и содержит много витаминов. О пользе каши люди знали уже давным-давно и сложили о каше пословицы и поговорки.
– В своих рабочих листах прочитайте пословицы и поговорки о каше вполголоса, чётко проговаривая каждый звук:
Каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной.
Щи да каша – мать наша.
Хороша кашка, да мала чашка.
– Как вы думаете, что общего есть в этих пословицах? О чём в них говорится?
– Дети, а из чего варят кашу?
– Какие крупы вы знаете? (Манная, овсяная, рис пшено)
– А теперь послушайте, что я вам расскажу.
(Демонстрирую гербарий или рисунки злаковых и объясняю, из какого растения какая получается крупа: из проса – пшено, из пшеницы – манная крупа, из овса – овсяные хлопья; из гречихи гречка, также одновременно спрашиваю из какой крупы получается та или иная каша, например, из манной крупы какая каша получится? – манная, из рисовой – рисовая и т.д.)
– А можно ли без упаковки, не зная названия, определить, что это за крупа? Попробуйте определить, образцы каких круп стоят у вас на столах?
– А как сделать кашу вкуснее, как вы думаете? (Добавить в неё что-нибудь).
(На доске появляется рисунок кастрюли и получается следующая схема)
– Что ещё можно добавить в кашу? (масло, сахар, соль)
– Действительно, кашу маслом не испортишь, а вот делать кашу слишком сладкой вредно для здоровья. Сейчас вы узнаете, что ещё можно добавить в кашу, чтобы она была ещё вкуснее и полезнее.
(На подносе лежат яблоко, банан, апельсин, изюм. Вызывается ученик, который с закрытыми глазами определяет на вкус добавку.)
– А ещё в кашу добавляют мёд. (Показать баночку с мёдом.)
Мёд – это не просто вкусный продукт, но и прекрасное лекарство. Внимательно рассмотрите вот эту схему. (На доску помещается рисунок – схема, чем полезен мёд.)
– Как вы думаете, при каких болезнях может помочь мёд?
– От всех этих болезней поможет мёд. Ещё мёдом можно вылечить заболевание желудка.
– А верите ли вы, что даже от одной ложки мёда улучшается настроение?
(Можно дать детям попробовать мёд.)
О том, что мёд не только успокаивает боль, но и улучшает настроение, люди знали ещё в глубокой древности.
– Полезной добавкой к утренней каше являются ещё орехи. Они не только очень питательны, но и полезны. В чём их польза? А в том, что в них много редких витаминов, а поэтому они продлевают жизнь человека.
– Однако, ребята, орехи могут не только продлить жизнь, но и укоротить её, если употреблять в пищу испорченные орехи.
(Показать испорченные орехи.)
– А какие вы знаете орехи?
– Действительно, есть грецкие орехи, кедровые, лесные орехи (фундук).
(Демонстрация данных видов орехов.)
– А сможете ли вы на ощупь определить вид ореха? Давайте попробуем это сделать. (Ученик с закрытыми глазами определяет на ощупь и называет разновидность ореха.)
– Следующий совет по приёму пищи у некоторых людей вызывает оглушительный смех. Интересно, как на этот вопрос отреагируете вы? Итак, очень старательно пережёвывайте вашу жидкую манную кашу!
(Дети смеются.)
– А вы ведь зря смеётесь. Жевать кашу надо не для того, чтобы она из твёрдой стала жидкой. Жевать кашу надо для того, чтобы она полностью смочилась слюной и хорошо переварилась в желудке.
– А знаете ли вы, какие напитки лучше всего пить на завтрак?
– Отгадайте по запаху напитки. (На подносе молоко, какао, сок. Ребёнок с закрытыми глазами определяет по запаху напиток.)
– А как вы думаете, какой из них самый полезный?
– Почему? (В молоке есть такое вещество, которое укрепляет наши зубы и кости.)
IV. Подведение итогов
– Итог сегодняшнего занятия мы подведём следующим образом. Вам предстоит приготовить завтрак для себя, состоящий из каши с добавками. Но вначале нам нужно вернуться из нашего путешествия домой.
(Исполняется песенка, соответствующие движения. Рисунок автобуса.)
Вернувшись, дети приступают к приготовлению завтрака следующим образом: Двум детям даётся инд. задание – «заполнить» стакан полезным напитком к завтраку, раскрасив его.
Оставшиеся дети делятся на группы по два человека. Им предлагается приготовить кашу из предложенных «продуктов». На карточках изображены рисунки и названия тех продуктов, которые им понадобятся для приготовления каши. Всего получается 4 пары.
Например:
У каждой пары одинаковый набор «продуктов», разные только «добавки».
Проверка друг у друга правильности приготовления «каши».
– Так полезно ли кушать кашу по утрам? Почему?
– Теперь, я думаю. Что после нашего занятия те дети, которые плохо кушали кашу во время завтрака, будут съедать её полностью. Ведь теперь они знают, какая каша полезная и вкусная.