Цель: сформировать целостное представление учащихся о сердце как о предмете познания и самопознания.
Задачи.
1. Изучить сердце как научно, социально, исторически, культурно и личностно значимый объект исследования ряда наук.
2. Развивать у учащихся:
- 5-х классов – умения осмысливать, интерпретировать получаемую информацию, аргументировано отвечать, освещать собственную точку зрения на изучаемый вопрос, рефлексировать, формулировать выводы;
- 11-х классов – навыки создания и презентации интерактивных тематических мини-проектов образовательного и тренингового характера, адаптированных для аудитории (в данном случае – учащихся 5-х классов), работы в группе в качестве тьюторов.
3. Способствовать формированию личностного взгляда учащихся на изучаемый объект через систему поэтапного рефлексирования.
* С П Р А В К А
Функции участников образовательного процесса (в данном случае):
Педагоги – социальные продюсеры.
Учащиеся 11-х классов – тьюторы.
Учащиеся 5-х классов – обучаемая аудитория.
Форма проведения: урок-панорама.
Модель урока: тьюторская.
Методическая направленность урока: урок формирования метапознания.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, комплекс образовательных и тренинговых презентаций урока, аудиофайлы биения сердца (плода, человека, остановки сердца; фрагмент гимна РК), анатомические модели (модели сердца, тела человека), маршрутные карты, эмблемы тьюторов, свечи, сувениры-сердца, бисер, пайетки, бусины, клей, предметы-загадки (антуриум, фото льва, фонендоскоп; материалы и материи – камень, железо, шелк, пламень, лед, золото).
Место урока в системе уроков самопознания:
5 класс
Тема: Мир человеческих взаимоотношений.
Вопросы: Взаимопонимание как основа человеческих отношений. Внимание к человеку. Чуткость к окружающим людям.
11 класс
Тема: Социальные роли личности.
Вопросы: Многообразие социальных ролей современного человека.
План урока в контексте интеграции дисциплин
Этап урока | Содержательная составляющая | Информационные блоки | Вопросы интеграции |
1. Орг-й | Задания-загадки. Тема урока. Актуализация знаний об объекте изучения. |
Самопознание | Общие знания |
2. Инициали- зирующий |
Притча о сердце. Эпиграф урока. Цель урока. |
||
3. Обучающий + поэтапно рефлективный (основная часть) | Строение сердца человека. Принципы его работы. |
Естественно- |
Биология, анатомия |
Решение расчетных задач о работе сердца. | Математика | ||
Легенда о Прометее. | Общественно- |
История, мифология | |
*Тренинг | Английский язык | ||
Фразеологизмы о сердце. | Русский язык | ||
*Тренинг | Казахский язык | ||
Сердце в изобразительном искусстве. | Искусство | ||
4. Заключительный (собственно рефлективный) | Завершение заполнения
маршрутной карты урока. Рефлексия. Анализ темы урока и эпиграфа. “Сердце желаний”. |
Самопознание |
Следуй за своим сердцем, пока
продолжается твоя жизнь…
Мудрость Древнего Египта
Ход урока
Здравствуйте, уважаемые участники нашего необычного урока. (Приложение 3)
Необычен он потому, что мы представляем вниманию гостей урок самопознания, который проводят ученики для учеников, с целью научить и научиться.
Для того, чтобы узнать тему урока, вам, пятиклассники, предстоит разгадать две загадки.
Загадка №1.
Что может объединять предметы, которые вы видите на столе – цветок антуриум, изображение льва, карточку с надписью “Любовь” и фонендоскоп?
Ответ: сердце.
* Декоративное комнатное растение, известное как антуриум Андре (Anthurium andreanum), имеет венчики из лепестков, сросшихся в форме сердца и имеющих ярко-красную окраску).
* Традиционно принято считать, что лев – самое храброе животное, достойное называться царем зверей. Про храброго человека говорят: “У него сердце льва”. Между тем известно, что лев имеет самое маленькое сердце среди хищников.
* Любовь символично выражают сердцем, пробитым стрелой Амура.
* Фонендоскоп – это медицинский прибор для выслушивания сердца и легких, имеющий резонатор для усиления звука.
Загадка №2
На столе вы видите камень, золотой и железный предметы, шелковый шарф, изображения льда и пламени. Как вы думаете, как объединяет эти материалы тема урока – сердце?
Итак, тема нашего урока: “Законы Жизни – в сердце Человека”.
Представляем Вашему вниманию притчу о сердце. Ваша задача - извлечь мораль и придумать название притчи.
Давным-давно, на площади старого города стоял молодой человек и с гордостью хвалился перед толпой собравшегося народа самым прекрасным сердцем в округе. На молодом и красивом сердце не было ни пятнышка, ни царапины, ни шрама. Неожиданно из толпы вышел старик и сказал, обращаясь к парню:
– Твое сердце по красоте и близко не стояло рядом с моим сердцем.
Тогда обалдевшая толпа, взглянула на сердце старика.
Оно было помято, все исчерчено царапинами и шрамами.
Молодой человек, с красивым сердцем, взглянул на потрепанное сердце старца и рассмеялся ему в лицо!
– Ты, наверное, шутишь, старик?
Старик поднял глаза на парня и сказал:
– Да, твое сердце идеально и безупречно, но я никогда не согласился бы поменяться нашими сердцами. Каждый шрам на моем сердце – это человек, которому я отдал свою любовь. Я вырывал кусок из своего сердца и отдавал этому человеку, и он часто отдавал мне взамен кусок из своего сердца, которым я заполнял пустые места в моем. Многие куски не совпадают, поэтому мое сердце кривое и у него рваные края, которые я берегу, потому, что они напоминают мне о той любви, которой мы обменивались. Вы можете видеть и пустые места в моем сердце. Иногда я вырывал кусок из моего сердца, но люди не отдавали мне взамен кусок из своего сердца. Такое тоже бывает в жизни, но я надеюсь, что они, когда-нибудь, вернутся и заполнят собой пустые дыры. Теперь ты видишь, что значит истинная красота сердца?
Молодой человек стоял ошеломленный, а по его щекам катились слезы.
Он подошел к старику, вырвал из своего сердца кусок и дрожащими руками протянул его старцу. Старик принял его подарок и закрыл одну из дыр на своем потрепанном сердце. В ответ пожилой человек оторвал кусок из своего сердца и вставил в рану, образовавшуюся на сердце юноши. Кусок подошел к сердцу парня, но не идеально. Некоторые края выступали, а некоторые оставались рваными.
Молодой человек взглянул на свое сердце.
Теперь оно было совсем не идеальным, но зато оно стало более красивым, чем раньше.
(Мораль + название притчи)
Это еще раз подтверждает, что человек живет, чувствует, любит, переживает, учится и приобретает жизненный опыт – сердцем!
Эпиграф нашего урока: Следуй за своим сердцем, пока продолжается твоя жизнь… Мудрость Древнего Египта
вы можете видеть на доске и на ваших маршрутных картах, которые раздали вам ваши старшие товарищи-консультанты. (Приложение 2) Они сегодня будут работать вместе с вами в группах.
Сегодня мы будем говорить только о сердце, но говорить по-разному, с точки зрения разных наук и точек зрения. Делать это мы будем для того, чтобы в конце урока сформулировать самый главный вывод: Что же такое сердце Человека? Для чего оно служит? Какие смыслы несет в себе символ сердца?
После каждого блока информации вы будете записывать в свою карту вывод: что нового вы узнали здесь и сейчас? Или – какие мысли возникли у вас в ходе знакомства с информацией блока.
Итак, я предоставляю слово нашим консультантам.
Блок 1. Биология. Анатомия
Краткая информация о строении, расположении и функциональном значении сердца человека.
Прослушивание аудиофайлов – биение сердца плода, человека, остановка сердца.
Из презентации вы узнали много новых интересных фактов о сердце человека. Сейчас я предлагаю вам записать любой из фактов в сектор биология в вашей маршрутной карте.
Рефлексия. Решение биологических задач
1. Длина сердца взрослого человека может достигать 15 см, ширина сердца – 11 см. Определите размеры сердца ребенка 11 лет, если известно, что длина сердца ребенка равна ширине сердца взрослого, а ширина сердца ребенка составляет половину длины сердца взрослого человека. Ответ округлите.
Длина сердца ребенка = ширина сердца взрослого = 11 см.
Ширина сердца ребенка – 15:2 = 7,5 см = 8 см.
2. Сердце мужчины массой 80 кг весит 640 г. Зная это, определите, сколько весит сердце ребенка массой 35 кг.
80 кг = 80000 г
80000 / 640 = 125 раз – сердце легче тела.
35 кг = 35000 г
35000 / 125 = 280 г.
3. В сутки сердце делает 100000 ударов. Сколько ударов делает сердце за год?
100000 * 365 сут = 36500000 ударов.
4. Известно, что половину времени сердце отдыхает (на половину времени работы сердца приходится такой же период расслабления сердца).
Учитывая свой возраст, скажите, сколько лет и месяцев отдыхало ваше сердце в течение жизни? (Задачу решить устно)
Блок 2. История. Мифология
Сказание о Прометее. (Приложение 1)
Люди в память этого до наших дней носят на руках кольца с камнями.
Рефлексия. Беседа + декоративно-прикладная деятельность
- Кто такие Зевс и Прометей?
- Что важного сделал для людей Прометей?
- Как он был наказан Зевсом?
- Как легенда связана с объектом урока “сердце”?
Декоративно-прикладное творчество
Как было сказано выше, в память о смелом поступке Прометея люди до наших дней носят на руках кольца с камнями.
Знаете ли вы, что символ любви и “сердечных отношений” драгоценный камень гранат?
Мы предлагаем вам сейчас украсить “камнями” ваше сердце, но предварительно, напишите в маршрутном листе – кто живет в вашем сердце? А теперь сделайте ваше сердце красивым с помощью импровизированных камней.
Английский язык. Тренинг. (Приложение 1)
Подборка англоязычных клипов (нарезка)
– песни о сердце
“Сердечные” песни на английском языке
Слушайте свое сердце, оно никогда вас не обманет. Ошибается только тот, кто не умеет его слушать или вообще не слышит его.
Рефлексия. Работа с ключевыми словами
Я предлагаю вам записать в секторе “Английский язык” вашей маршрутной карты новое выражение и проговорить его вслух.
Listen to your heart - Слушайте свое сердце
Блок 3. Русский язык
Рефлексия. Беседа
Вопросы:
- Почему, когда мы слушаем или исполняем гимн Республики Казахстан, мы прикладываем руку к сердцу?
- Как вы понимаете выражение “орлиное сердце”?
- Как вы понимаете высказывание: “Когда забьется сердце - разум умолкает”?
Казахский язык. Тренинг. (Приложение 1. Приложение 5)
Рефлексия. Работа с ключевыми словами.
Я предлагаю вам записать в секторе “Казахский язык” вашей маршрутной карты любое (из 5) новое выражение и проговорить его вслух.
А сейчас звучит гимн Республики Казахстан, давайте научимся слушать его, правильно прикладывая руку к месту расположения сердца.
Блок 4. Искусство
(Приложение 1)
Рефлексия. Коллективное творчество.
Я предлагаю вам создать общее полотно под названием “Сердечная дружба”. Вашему вниманию предлагается набросок, выполненный на фоне. Описание картины я буду читать. Задача каждого выходящего к доске – нарисовать то, что он слышит в описании картины. (Приложение 6)
Сердечная дружба
1. Жила была одна девочка по имени Сердце. Она была необычайной красоты: глубокого синего цвета глаза, небольшой аккуратный носик и нежные чувственные губы.
2. Сердце была мила, словно ангел, от этого у нее с рождения были крылья.
3. Однажды ей захотелось быть по особенному красивой и она решила надеть свою самую пышную юбочку.
4. В тот день она вышла на чистую, свежую полянку, и увидела неподалёку юношу.
5. Она подошла к нему поближе и увидела на его голове корону: юноша оказался принцем из соседнего королевства.
6. Ему настолько понравилась Сердце, что он сорвал для неё самый прекрасный цветок на поляне.
7. Она ответила ему взаимностью и у него за спиной выросли крылья от счастья.
8. Они взялись за руки и жили потом долго и счастливо.
Давайте поаплодируем друг другу и нашему совместному творчеству. Напишите в своих маршрутных картах (сектор “Искусство”), о чем была история.
Итоговая рефлексия
Анализ темы урока и эпиграфа. Завершение заполнения маршрутной карты урока.
Что же такое сердце Человека? Для чего оно служит? Какие смыслы несет в себе символ сердца?
Следуй за своим сердцем, пока
продолжается твоя жизнь…
Мудрость Древнего Египта
Сердце желаний
Как-то Счастье зашло в один дом на опушке леса и увидело такую картину: горел камин, возле которого весело играли дети, хозяин дома сидел в большом кресле, а его жена что-то вязала, укутавшись в теплый шерстяной плед. Счастью так понравилась эта идиллия, что оно обратилось к мужчине:
— Я хочу выполнить любое твое желание.
Мужчина, немного подумав, ответил:
— Благодарю тебя, но мне ничего не нужно.
Тогда Счастье обратилось к женщине:
— А ты бы что пожелала?
Она посмотрела на мужа, самого любимого и дорого ей человека, на детей, которые беззаботно резвились у ног, на уют и покой, царящий в доме, и произнесла:
— Спасибо, Счастье, но у меня уже все есть.
А у детей Счастье ничего не спросило — и так все было понятно. Но возле самых дверей Счастье опять обернулось, окинув взглядом дом, полный тепла, любви, гармонии и спросило:
— А можно я останусь у вас навсегда?
Чтобы построить хороший, крепкий дом, нужно затратить много сил и времени, но главное, – заложить прочный фундамент.
Учащимся предлагается построить дом мечты (из конструктора), используя ценности жизни в качестве “строительного материала”.
Подобно тому, как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя нашего тепла и хорошего примера сможет изменить жизнь и мировоззрение людей к лучшему.
Учащиеся зажигают свечи от огня преподавателей, встают в форме сердца (делятся своим теплом друг с другом).
Пока не меркнет свет, пока горит свеча… в наших сердцах будет храниться тепло…
Рис.1-5. Фрагменты урока