Цели.
- Образовательные : формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.
- Развивающие : формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать; развитие творческих способностей.
- Воспитательные : воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Задачи личностного развития:
- способствовать формированию правильной устной речи учащихся;
- создавать условия для усвоения новых знаний о БСП, используя элементы исследования;
- развивать умения анализировать языковой материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о красоте, неповторимости, поэтичности, многогранности русского языка.
2. Актуализация знаний.
Слайд №1
- Прочитайте высказывание К. Паустовского
“Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.
К.Г. Паустовский
- О чём говорится в этом тексте? Тема высказывания. (О роли знаков препинания)
- Назначение знаков препинания? (Отразить на письме звучащую речь таким образом, чтобы её можно было понять, воспроизвести однозначно, без вариантов)
- Как вы понимаете выражение: “Держать текст”? (Значит расчленить его так, чтобы сообщить смысловую и грамматическую четкость, значит добиться соответствия воспринимаемого написанному. В художественном тексте знаки препинания прежде всего осуществляют грамматическое и смысловое членение текста, а также используются для передачи мелодии речи, её тембра и пауз, то есть интонации. В устной речи это интонация конца предложения, восклицательная интонация, интонация разъяснительная, противопоставления и т.д. интонация передает некие смыслы и эмоции; в письменной речи те же смыслы и эмоции фиксируются знаками препинания. Поэтому читающий, ориентируясь на знаки препинания, восстанавливает воспроизводит эти интонации, а значит, и смысл, который интонация в себе несет. Известное выражение “читать знаки препинания” означает понимание передаваемого посредством знаков смысла)
- Почему это высказывание является эпиграфом к нашему уроку?
3. Объяснение нового материала.
Слайд № 2
1. Поставьте знаки препинания, выделите устно грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания.
2. Данные предложения нужно сгруппировать по определенному принципу.
1) Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы и птицы.
Кувшинка – водное растение с крупными плавающими листьями и белыми, бело-розовыми или жёлтыми цветками, водяная лилия.
2) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул; мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.
3) Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.
4) Огромный барский дом, утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме; он был виден тут всюду.
5) Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни.
6) Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою!”.
Ключи.
1 (,) – 1
(;) – 2, 4
(:) – 3, 5, 6
- Ребята, какие предложения вызвали затруднения?
- Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки. (3)
- Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни. (5)
- Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить запятую или точку с запятой. Оно относится к теме сегодняшнего урока.
- Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Слайд 3
“Двоеточие в БСП”
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?
Цель: изучить особенности постановки двоеточия в БСП.
(Ученики отвечают)
4. Повторение темы "Постановка двоеточия в простом предложении".
- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?
Постановка двоеточия в простом предложении.
- Я обращаю ваше внимание на следующие предложения, которые написаны на доске. Читаем предложение, объясняем правило.
Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.
Стоит ли оспаривать мнение А. П. Чехова, что “в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”
Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.
- Итак, применяя правило постановки двоеточия, в первую очередь определяем структуру предложения.
Теперь давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.
Работа с таблицей (вписать свои примеры, пользуясь учебником).
- Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях (запись на доске).
Двоеточие в БСП
[ ]:[причина] (= потому что, так как)
[ ]:[пояснение] (= а именно, то есть)
[ ]:[дополнение] (= что (увидел, что…; и услышал, что…; и почувствовал, что…)
Слайд 4. Проверяем примеры
5. Формирование умений и навыков. Закрепление.
Приложение 3. Работа по карточкам.
Слайд 5
Анализ предложений
- Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП, сверяясь с таблицей “Знаки препинания в БСП”.
1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина)
2. Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение)
3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина)
4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение)
5. Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях. (Дополнение, подразумевается в первой части глядит и видит)
6. Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался. (Пояснение)
Слайд 6. Взаимопроверка (работа в парах).
Комментарий учителя.
- Взаимозаменяемые союзные и БСП называются синтаксическими синонимами.
- Назовите синтаксические синонимы БСП с двоеточием. (СПП с придаточными изъяснительными и причины).
Работа с учебником
Упр. 221 (1, 2);
Слайды 7–10. “Удивительное – рядом”. (Разминка)
Посмотреть слайды и закончить предложения:
Вокруг было прекрасно:
Я оглянулся и увидел:
Перед нами предстала удивительная картина:
Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу
Бессоюзные сложные предложения
1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится: _________________________
2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится: _________________________
3. Укажите верные утверждения.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:
а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;
б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;
в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;
г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.
4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):
а) Настанет утро двинемся в путь.
б) Дрова все вышли топить нечем.
в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
5. Какая схема соответствует предложению
Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены):
а) [ ] - [ ]
б) [ ] : [ ]
в) [ ] ; [ ]
6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.
7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды:
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.
8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.
а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;
в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.
9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.
а) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак.
б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид.
в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.
г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.
Ключ
1. Запятая.
2. Точка с запятой.
3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.
“5” - 9; “4” - 7 - 8; “3” - 5 – 6.
Выставление отметок за урок.
6. Домашнее задание.
- Параграф 16.
- Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить постановку знаков препинания.
- Посмотреть по словарю значение слов амфитеатр, палисадник. Составить с данными словами БСП.
4. Задание для тех, кому интересно. Написать сочинение – рассуждение на тему: “Роль двоеточия в предложении”.
7. Итоги урока. Рефлексия.
Что вы узнали нового? Что вам понравилось? Что не получилось?
Спасибо за урок, ребята!