Актуальность формирования педагогической компетентности родителей на социально-педагогическом уровне нашло отражение в: Федеральном законе “Об утверждении федеральной программы развития образования”, Законе Российской Федерации “Об образовании”. Федеральный закон “Об утверждении федеральной программы развития образования” обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Закон Российской Федерации “Об образовании” обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса[2].
Понятие “педагогическая компетентность” имеет много толкований. В психологическом словаре И.В. Дубровиной, компетентность - это овладение необходимыми знаниями сведениями, умение решать проблемы, выполнять задачи в какой-либо области [4].
В отечественной педагогике принято различать понятия “компетентность” как характеристику работника (специалиста) и “компетенция” как характеристику рабочего места (должности, позиции). Компетенция – это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли; компетентность – мера соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека[3].
Н.Ф. Ефремова, придерживаясь синергетического подхода, определяет данное понятие так: “Компетенции - это обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки”; “совокупность
знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, способность действовать и выживать в данных условиях”. К этому перечню А.В. Хуторской, основываясь на позициях личностно-ориентированного обучения, добавляет совокупность смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности.
По мнению В.А. Болотова, В.В. Серикова, природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.
По мнению А.Г. Бермуса: “Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты”. М.А. Чошанов считает, что компетентность - это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные.
Компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает его профессиональное становление уже в период обучения в вузе. Овладение знаниями помогает педагогу эффективно достигать результатов деятельности в соответствии с принятыми профессиональными и социальными нормами, стандартами, требованиями. “Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать” (П. Вейлл). Знания становятся для педагога ориентиром в разнообразных педагогических и жизненных ситуациях, основой адаптации в профессиональной среде, базой для самообучения и профессионально-личностного саморазвития. Усваиваемые профессиональные знания должны осознаваться в более широком социально-гуманитарном контексте, обеспечивающем признание объективного характера многомерности и многообразия человеческой культуры. Самостоятельно осуществлять свою профессиональную деятельность, т.е. действовать не под давлением обстоятельств, а в соответствии с самостоятельно выстроенной стратегией. Как учил в свое время К. Д. Ушинский, важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Образно говоря, “компетентным нельзя стать, можно только всегда становиться”, для чего необходимо иметь волю преодолеть соблазн повторять имеющийся опыт, продумывать альтернативные варианты решений, продуманно выбирать из них оптимальный на основе прогноза протекания процесса. Все эти свойства характеризуют устойчивость профессиональной деятельности педагога. Педагогическую компетентность можно определить как способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших результатов за счет личностного саморазвития.
Компетентность- это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование представляет как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.[3]
Педагогическая культура-это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.
Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.
Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание отвецтвенности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными дошкольными учреждениями учреждение.[1]
Литература
1. Арнаутова Е. П Педагог и семья. М.: Изд. дом “Карапуз”, 2001. – 264 с.
2. Закон Российской Федерации “ Об образовании”. –Москва: Издательство “ Омега- Л”, 2007. – 88 с. – (Законы Российской Федерации ).
3. Словарь для начинающего психолога. 2-е изд./ Под.ред. И.В. Дубровиной.- СПб.: Питер, 2009.- 160 с.: ил.- (Серия “Детскому психологу).
4. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. учеб. заведений М.: Изд. центр “Академия”, 2003 – 176 с.