Цели.
Коррекционно-образовательные:
Обобщить и закрепить знания детей об особенностях жизни зимующих птиц и диких животных в зимний период;
- уточнить и активизировать словарь по лексическим темам: “Зима”, “Зимующие птицы”, “Дикие животные наших лесов и их детеныши”, “Как звери зимуют”;
- совершенствовать грамматический строй речи, развивать глагольный словарь, закрепить навыки словообразования и словоизменения;
- совершенствовать связную речь.
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание, память, конструктивный праксис, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;
- воспитывать любовь к животным и птицам, желание заботиться о них;
- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности, взаимодействия в игре и на занятии.
- воспитывать усидчивость, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.
Оборудование: иллюстрации животных и зимующих птиц, схема составления описательных рассказов “Времена года”; разрезные картинки с изображениями лисы, волка, сороки, зайца; на маленьких тарелочках семена подсолнуха и тыквы, орехи, ржаной хлеб, крошки черствого пшеничного хлеба, несоленое и соленое сало со специями, пшено, просо, ягоды рябины, калины, шоколадные конфеты; кормушки, изготовленные детьми и родителями; легкие снежинки на ниточках; рисунками с изображениями следов волка, лисы, зайца, оленя, белки, медведя; изображения хвостов, ушей и голов диких животных.
Предварительная работа:
- плановая коррекционная работа по лексическим темам “Зима”, “Зимующие птицы”, “Дикие животные наших лесов и их детеныши”, “Как звери зимуют”;
- разучивание комплексов дыхательной гимнастики, упражнений на развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
- разучивание песен и логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением;
- изготовление дома с родителями и в детском саду с педагогами кормушек.
Занятие проводится в музыкальном зале.
Ход занятия
Психогимнастика.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Логопед: Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Чувствуете, как пошло тепло от ваших рук?
- Нам с вами тепло? (Ответ детей)
- Ребята, а на улице сейчас тепло? (Ответ детей)
- Почему вы так решили? (Ответ детей)
- Конечно же, на улице сейчас зима!
- Давайте вспомним, какие изменения произошли в природе с приходом зимы.
Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на схему.
Логопед: Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес. А для этого нам нужно сказать волшебные слова.
1, 2, 3, повернись
На лесной опушке окажись!
Логопед: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой свежий воздух!
- А кого мы можем встретить в зимнем лесу, как вы думаете? (Ответы детей).
- Я предлагаю вам собрать изображения лесных обитателей. (Дети собирают разрезные картинки)
- Чьи изображения у нас получились? Кто лишний? (Лиса, заяц, сорока, волк. Лишняя сорока, потому что это птица, а лиса, волк и заяц – это животные).
Логопед: Чем птицы отличаются от животных?
Дети: У птиц есть крылья, а у животных крыльев нет. У животных четыре лапы, а у птиц две лапки. В птиц есть клюв, а у животных клюва нет. Тело животных покрыто мехом, а тело птиц - перьями.
Логопед:
Ну-ка, дети повернитесь
В птиц скорее превратитесь.
Логоритмическое упражнение с музыкальным сопровождением “Танец птиц”.
Логопед: Превращаемся снова в ребят. Дети, скажите какая зима? (Примерные ответы детей: “суровая”, “холодная”, “ морозная”, “вьюжная”).
- Давайте попробуем представить как нам холодно зимой. (Дети имитируют движения, показывая как им холодно зимой).
- А легко ли птицам зимой? (Ответы детей)
- Почему? (Размышления детей)
- Ребята, а что для птиц страшнее: голод или холод? (Ответы детей)
- Да, конечно же, птицам тяжело. Им очень сложно найти себе корм под снегом и поэтому они прилетают к людям за помощью.
- А как вы помогаете птицам? Что вы для них сделали? (Дети рассказывают о том, какие кормушки они сделали)
Логопед: А сейчас я предлагаю наполнить наши кормушки угощениями для птиц. Чем мы накормим наших пернатых друзей?
Угощение для птиц
На маленьких тарелочках семена подсолнуха и тыквы, орехи, ржаной хлеб, крошки черствого пшеничного хлеба, несоленое и соленое сало со специями, пшено, просо, ягоды рябины, калины, шоколадные конфеты. Дети выбирают из предложенных угощений те, которые можно скармливать птицам.
Логопед: Как часто мы должны подкармливать птиц? (Каждый день в кормушках должен быть корм).
Логопед: Ребята, зимой часто дует ветер и идет снег. (В руках у детей легкие снежинки на ниточках)
Дыхательная гимнастика
Мы подуем высоко, (Дети поднимают руки со
снежинками вверх, тянутся вслед за ними и дуют).
Мы подуем низко, (Наклоняются вперед и дуют)
Мы подуем далеко, (Вытягивают руки вперед и
дуют)
Мы подуем близко. (Подносят руки к лицу и дуют на
снежинки).
Затем дети кладут снежинки на ладошки и сдувают их пол.
Логопед: Ах, наши руки замерзли! Согреем их!
Массаж рук "Зимняя разогревалочка"
Если замерзают руки,
Начинаем их тереть, (Дети медленно разогревают
одну ладонь о другую)
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке разогреть.
Сначала ладошки,
Совсем, как ледышки.
Потом, как лягушки, (Растирают ладони все
быстрее и быстрее)
Потом, как подушки,
Но, вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят и взаправду,
А не понарошку.
Я горю, как от огня,
Вот потрогайте меня (Вытягивают, вперед
раскрытые ладошки)
Логопед: Молодцы, согрелись наши ручки. Посмотрите, ребята, снежинок так много, что вся наша полянка оказалась покрыта снегом.
- Но что это? Я вижу какие-то отпечатки на снегу. Как вы думаете, что это? Правильно, это следы. Давайте вместе попробуем отгадать, кто же их оставил.
Работа с рисунками, на которых изображены следы волка, лисы, зайца, оленя, белки, медведя)
Логопед: А часто ли можно увидеть следы медведя на снегу? Почему? (Ответы детей)
Дети исполняют песню “Почему медведь зимой спит”.
Логопед: Так чей же хвост отдавил медведь? (Лисий).
Логопед: Дикие животные боятся людей, поэтому спрятались. Но мы будем осторожны и внимательны и, может быть, кого-нибудь увидим.
Игра “Чей хвост? Чья голова? Чьи уши?”
Логопед: Наша прогулка по зимнему лесу подходит к концу. Я хочу проверить вашу внимательность.
Исправь ошибки
У волка – лисята. Они живут в логове.
У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.
У лисы – медвежата. Они живут в норе.
У ежа – бельчата. Они живут в норке.
У зайца –ежата. Они живут под кустом.
У белки – волчата. Они живут в дупле.
(Дети исправляют, и говорят правильно: - У волка – волчата, они живут в логове и т.д.)
Логопед: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Чем она запомнилась Саше? Чем Лизе? А Диме запомнилась?
- Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее).
- Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (Дети сдувают настроение с ладошки).