Итоговое интегрированное занятие "Прогулка по зимнему лесу"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели.

Коррекционно-образовательные:

Обобщить и закрепить знания детей об особенностях жизни зимующих птиц и диких животных в зимний период;

  • уточнить и активизировать словарь по лексическим темам: “Зима”, “Зимующие птицы”, “Дикие животные наших лесов и их детеныши”, “Как звери зимуют”;
  • совершенствовать грамматический строй речи, развивать глагольный словарь, закрепить навыки словообразования и словоизменения;
  • совершенствовать связную речь.

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание, память, конструктивный праксис, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;
  • воспитывать любовь к животным и птицам, желание заботиться о них;
  • формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности, взаимодействия в игре и на занятии.
  • воспитывать усидчивость, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Оборудование: иллюстрации животных и зимующих птиц, схема составления описательных рассказов “Времена года”; разрезные картинки с изображениями лисы, волка, сороки, зайца; на маленьких тарелочках семена подсолнуха и тыквы, орехи, ржаной хлеб, крошки черствого пшеничного хлеба, несоленое и соленое сало со специями, пшено, просо, ягоды рябины, калины, шоколадные конфеты; кормушки, изготовленные детьми и родителями; легкие снежинки на ниточках; рисунками с изображениями следов волка, лисы, зайца, оленя, белки, медведя; изображения хвостов, ушей и голов диких животных.

Предварительная работа:

  • плановая коррекционная работа по лексическим темам “Зима”, “Зимующие птицы”, “Дикие животные наших лесов и их детеныши”, “Как звери зимуют”;
  • разучивание комплексов дыхательной гимнастики, упражнений на развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
  • разучивание песен и логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением;
  • изготовление дома с родителями и в детском саду с педагогами кормушек.

Занятие проводится в музыкальном зале.

Ход занятия

Психогимнастика.

Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

Логопед: Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Чувствуете, как пошло тепло от ваших рук?

- Нам с вами тепло? (Ответ детей)

- Ребята, а на улице сейчас тепло? (Ответ детей)

- Почему вы так решили? (Ответ детей)

- Конечно же, на улице сейчас зима!

- Давайте вспомним, какие изменения произошли в природе с приходом зимы.

Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на схему.

Логопед: Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес. А для этого нам нужно сказать волшебные слова.

1, 2, 3, повернись
На лесной опушке окажись!

Логопед: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой свежий воздух!

- А кого мы можем встретить в зимнем лесу, как вы думаете? (Ответы детей).

- Я предлагаю вам собрать изображения лесных обитателей. (Дети собирают разрезные картинки)

- Чьи изображения у нас получились? Кто лишний? (Лиса, заяц, сорока, волк. Лишняя сорока, потому что это птица, а лиса, волк и заяц – это животные).

Логопед: Чем птицы отличаются от животных?

Дети: У птиц есть крылья, а у животных крыльев нет. У животных четыре лапы, а у птиц две лапки. В птиц есть клюв, а у животных клюва нет. Тело животных покрыто мехом, а тело птиц - перьями.

Логопед:

Ну-ка, дети повернитесь
В птиц скорее превратитесь.

Логоритмическое упражнение с музыкальным сопровождением “Танец птиц”.

Логопед: Превращаемся снова в ребят. Дети, скажите какая зима? (Примерные ответы детей: “суровая”, “холодная”, “ морозная”, “вьюжная”).

- Давайте попробуем представить как нам холодно зимой. (Дети имитируют движения, показывая как им холодно зимой).

- А легко ли птицам зимой? (Ответы детей)

- Почему? (Размышления детей)

- Ребята, а что для птиц страшнее: голод или холод? (Ответы детей)

- Да, конечно же, птицам тяжело. Им очень сложно найти себе корм под снегом и поэтому они прилетают к людям за помощью.

- А как вы помогаете птицам? Что вы для них сделали? (Дети рассказывают о том, какие кормушки они сделали)

Логопед: А сейчас я предлагаю наполнить наши кормушки угощениями для птиц. Чем мы накормим наших пернатых друзей?

Угощение для птиц

На маленьких тарелочках семена подсолнуха и тыквы, орехи, ржаной хлеб, крошки черствого пшеничного хлеба, несоленое и соленое сало со специями, пшено, просо, ягоды рябины, калины, шоколадные конфеты. Дети выбирают из предложенных угощений те, которые можно скармливать птицам.

Логопед: Как часто мы должны подкармливать птиц? (Каждый день в кормушках должен быть корм).

Логопед: Ребята, зимой часто дует ветер и идет снег. (В руках у детей легкие снежинки на ниточках)

Дыхательная гимнастика

Мы подуем высоко, (Дети поднимают руки со снежинками вверх, тянутся вслед за ними и дуют).
Мы подуем низко, (Наклоняются вперед и дуют)
Мы подуем далеко, (Вытягивают руки вперед и дуют)
Мы подуем близко. (Подносят руки к лицу и дуют на снежинки).

Затем дети кладут снежинки на ладошки и сдувают их пол.

Логопед: Ах, наши руки замерзли! Согреем их!

Массаж рук "Зимняя разогревалочка"

Если замерзают руки,
Начинаем их тереть, (Дети медленно разогревают одну ладонь о другую)
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке разогреть.
Сначала ладошки,
Совсем, как ледышки.
Потом, как лягушки, (Растирают ладони все быстрее и быстрее)
Потом, как подушки,
Но, вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят и взаправду,
А не понарошку.
Я горю, как от огня,
Вот потрогайте меня (Вытягивают, вперед раскрытые ладошки)

Логопед: Молодцы, согрелись наши ручки. Посмотрите, ребята, снежинок так много, что вся наша полянка оказалась покрыта снегом.

- Но что это? Я вижу какие-то отпечатки на снегу. Как вы думаете, что это? Правильно, это следы. Давайте вместе попробуем отгадать, кто же их оставил.

Работа с рисунками, на которых изображены следы волка, лисы, зайца, оленя, белки, медведя)

Логопед: А часто ли можно увидеть следы медведя на снегу? Почему? (Ответы детей)

Дети исполняют песню “Почему медведь зимой спит”.

Логопед: Так чей же хвост отдавил медведь? (Лисий).

Логопед: Дикие животные боятся людей, поэтому спрятались. Но мы будем осторожны и внимательны и, может быть, кого-нибудь увидим.

Игра “Чей хвост? Чья голова? Чьи уши?”

Логопед: Наша прогулка по зимнему лесу подходит к концу. Я хочу проверить вашу внимательность.

Исправь ошибки

У волка – лисята. Они живут в логове.

У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.

У лисы – медвежата. Они живут в норе.

У ежа – бельчата. Они живут в норке.

У зайца –ежата. Они живут под кустом.

У белки – волчата. Они живут в дупле.

(Дети исправляют, и говорят правильно: - У волка – волчата, они живут в логове и т.д.)

Логопед: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Чем она запомнилась Саше? Чем Лизе? А Диме запомнилась?

- Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее).

- Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (Дети сдувают настроение с ладошки).