Задачи урока
1. Расширить представления об оглушении парных согласных в словах: не только в конце слов, но и в середине – перед глухими согласными.
2. Способы проверки: не только с помощью гласных, но и с помощью согласных.
Характеристика учебной деятельности учащихся
1. Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова.
2. Выбирать более экономные способы и приемы проверки согласных орфограмм в слове.
Оборудование
1. Компьютер учителя.
2. Интерактивная доска MIMIO.
3. Видеопроектор.
4. Карточки с гласными А, Я, О, Е, И.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Чистописание
и
Ии
Словарь: морковь, тетрадь, медведь, карандаш, чеснок.
(Учитель проецирует на экран предметы, дети проговаривают по слогам и записывают слова, после записи всех слов, учащиеся разбирают слова, ставя ударение и проговаривая орфограммы.) Приложение 1.
Разбор предложения по членам предложения:
На б_р_гу р_ки раскинулся красивый город.
Задание.
Вставить пропущенные буквы, объяснив написание слов с безударной гласной.
- На какое правило даны орфограммы?
- Что называется корнем слова?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
1) Выписать пары слов
2) Написать схему предложения
3. Повторение изученного
1) Какие гласные могут стоять в слабой позиции и их надо проверять?
(Учащиеся называют, а учитель проецирует на доску)
А, я, о, е, и. Приложение 2
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
2) Работа по карточкам.
(Учитель называет слово с безударной гласной, учащиеся показывают гласную, которая пишется в корне, подбирая проверочное слово)
Сн_га
Скр_пит
Гр_знуля
Др_жать
С_довый
4. Работа по теме урока
1) Объяснение темы урока учителем
- На какие группы делятся все согласные звуки русского языка?
(Согласные звонкие непарные.
Согласные парные.
Согласные глухие согласные)
- Назовите парные согласные.
Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С
(Выведено на экране)
- Прочитайте еще раз словарные слова. Какую особенность парных согласных звуков мы можем наблюдать при произнесении слов?
(Парные согласные оглушаются)
- В какой части слова еще могут стоять парные согласные?
(В середине слова)
- Приведите примеры. (ноЖка, миСка, лоКти)
Вывод. Парные согласные надо проверять.
- Как проверить парную согласную?
2) Работа по учебнику. С. 54.
Прочитать правило. Приложение 3
3) Практическая работа
Подобрать проверочные слова к тем словам, которые учитель проецирует на экран. Коллективная работа. Приложение 4
4) Самостоятельная работа.
- Подобрать проверочные слова, к словам данным на экране. Объяснить их написание (устно во время проверки) Приложение 5
5. Обобщение
Подведение итогов.
- В какой части слова может стоять парная согласная?
- Как проверить парную согласную в корне слова?
6. Домашнее задание
С. 54, правило, упр. 3.