Цель урока – формирование у учащихся элементарных представлений об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма человека с внешней средой.
Задачи:
- познакомить учащихся с органами чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа);
- показать учащимся значение органов чувств в жизни человека;
- формировать познавательную активность, творческие способности учащихся;
- развивать общеучебные умения и навыки:
– способность аналитически мыслить: сравнивать и выявлять существенные признаки;
– информационную грамотность: ориентироваться в информационном пространстве, умение находить необходимую информацию в справочнике, размещённом в учебнике и её систематизировать; - развивать коммуникативные умения (работать в паре);
- развивать санитарно-гигиенические навыки;
- воспитывать бережное отношение к человеку как части природы.
Оборудование: интерактивная доска, электронный учебник “Окружающий мир” 1 класс, музыкальные инструменты, словарь, игрушки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
– Ребята, наш класс сегодня превращается в научно-исследовательскую лабораторию “Хочу много знать”.
– Вы не ученики, а исследователи. А я ваш научный руководитель.
– А вы знаете, кто такие исследователи?
(Люди, которые что-то изучают.)
– Что значит исследовать?
(Изучать какую-нибудь проблему.)
II. Выбор темы, постановка цели исследовательской работы.
– Нам нужно определить тему нашего исследования. Посмотрите на доску.
– Кто же будет предметом нашего исследования?
(Мы будем исследовать человека.)
– А что мы хотим узнать о человеке?
(Из каких частей состоит наше тело. Как мы дышим.)
– Прочитайте вопрос на доске.
Как ты воспринимаешь мир?
– В чём мы попытаемся разобраться на уроке?
(Как человек воспринимает окружающий мир.)
– Это – цель исследования.
– А как вы считаете, что нужно сделать для достижения данной цели?
(1. Найти интересующую нас информацию в учебнике.
2. Прочитать её, выбрать главное.
3. Запомнить, рассказать товарищу, учителю.)
– Дети, скажите, а что значит воспринимать мир?
– Давайте попробуем объяснить значение слова воспринимать.
Заглянем в словарь и выясним значение этого слова.
(Ощущать, усваивать окружающий мир.)
III. Исследовательская работа.
– Приступим к исследованию.
– С помощью чего мы воспринимаем мир вы узнаете, отгадав загадки.
(Читаю загадку сама.)
1.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
– Что это?
(Глаза.)
(На доске открывается картинка.)
– Как догадались? Какие слова помогли вам отгадать загадку?
– Для чего нам нужны глаза?
(Чтобы видеть всё вокруг нас.)
– Что вы видите на доске?
(Геометрические фигуры.)
– Назовите их. Сколько их? (3)
– Какого они цвета?
– Чем ещё различаются данные фигуры?
(Формой, цветом.)
– Чем они похожи?
(Размером.)
– Для чего же нам нужны глаза?
(С помощью глаз мы различаем цвета, количество предметов, форму предмета.)
– Итак, с помощью чего мы воспринимаем мир?
(С помощью глаз.)
– Давайте посмотрим в учебник. Что же он нам рассказывает о глазах.
(Открываю электронный учебник.)
– Посмотрите на рисунок.
– Назовите, что обозначено на рисунке знаком “?”.
(Бровь, веко, ресницы.)
– Как вы считаете, для чего же нашим глазкам нужны брови, ресницы и веки?
(Они защищают наши глаза от пыли, капелек пота.)
– Проведём гимнастику для глаз.
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
2. (Загадку читает хорошо читающий ученик.)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
– Что это?
(Нос.)
(На доске открывается картинка.)
–Как догадались?
(К уроку дети принесли флаконы маминых духов.)
(Работа в парах.)
– Возьмите флакончики с духами. Понюхайте.
– Поменяйтесь флакончиками. Расскажите, что вы ощущаете?
(Дети рассказывают, какой запах они ощутили.)
– Для чего человеку нужен нос?
(Чтобы ощущать разные запахи.)
– С помощью чего мы воспринимаем окружающий мир?
(С помощью носа.)
– А теперь давайте выясним, какой вывод предлагает нам учебник.
(Открываю электронный учебник.)
– Рассмотрите рисунки.
– Запахи каких предметов вам приятны? А каких неприятны?
(Приятные запахи – торт, цветы, сыр;
неприятные запахи – чеснок, газета, огонь, выхлопные газы автомобиля.)
3. Прочитаем загадку. (Открываю запись на доске.)
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.
– Что это?
(Язык.)
(На доске открывается картинка.)
– Как догадались?
– Съешьте конфетку. Понравилось?
– Что вы ощутили?
(Она сладкая.)
– Съешьте кусочек лимона.
– Что в этом случае вы ощутили?
(Кислый.)
– Для чего же нам нужен язык?
(Язык помогает нам ощутить вкус пищи.)
(Открываю страничку электронного учебника.)
– Рассмотрите рисунки.
– Какие продукты имеют сладкий вкус?
(Торт и варенье.)
– А какие солёный, горький и кислый?
(Солёный – соль; горький – лук; кислый – лимон.)
– А можем мы ощутить горько-солёный вкус, кисло-сладкий?
Приведите примеры.
– Итак, с помощью чего мы воспринимаем мир?
(С помощью языка.)
(Открываю электронный учебник.)
– Давайте прочитаем информацию о языке, которую предлагает нам учебник.
4. Послушайте следующую загадку и подумайте, о чём идёт речь.
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...(ушки)
– Что это?
(Ухо.)
(На доске открывается картинка.)
– Как догадались? Какие слова помогли вам отгадать загадку?
– Как вы считаете, для чего нам нужны уши?
(Открываю электронный учебник.)
– Рассмотрите рисунки. Они помогут ответить на мой вопрос.
(Чтобы слышать, что говорит товарищ, слушать учителя, музыку.)
– Давайте поиграем. Я буду с помощью инструментов издавать звук, а вы должны угадать инструмент. Закрываем глазки.
(Для игры я использовала барабан, свисток, дудочку, бубен, колокольчики.)
– С помощью чего мы воспринимаем мир?
(С помощью ушей.)
5. (Я предлагаю детям подержать в руках мягкую игрушку.)
– Что вы ощущаете?
(Игрушка мягкая, пушистая.)
Затем я предлагаю подержать в руках ёжика.
(Он сделан из картошины и зубочисток.)
– Что вы ощущаете?
(Он колючий.)
– Что же вам помогло понять, что игрушка мягкая, а ёжик колючий?
(Кожа.)
– А как вы думаете, что ещё мы можем ощутить с помощью кожи?
(Гладкий или шершавый, твёрдый или мягкий, холодный или горячий.)
(Открываю страничку электронного учебника.)
– Давайте обратимся к учебнику.
Найдите в учебнике строчки и прочитайте, как кожа помогает нам ощущать окружающий мир.
– А теперь поиграем.
Вы будете доставать из мешка предметы и определять на ощупь, что это.
– С помощью чего мы воспринимаем окружающий мир?
(С помощью кожи.)
IV. Итог урока.
– Давайте вернёмся в начало урока. Какой вопрос был задан?
Как ты воспринимаешь мир?
– Можете вы теперь ответить на поставленный вопрос?
(Мы воспринимаем мир с помощью глаз, ушей, носа, языка и кожи.)
Глаза, уши, нос, язык, кожа – органы чувств.
V. Рефлексия.
– Достигли мы цели нашего урока? Обоснуйте свой ответ.
(Мы узнали, что человек окружающий мир воспринимаем с помощью глаз, носа, языка, ушей и кожи.)
– Что было интересным в уроке, необычным?
– Пригодятся ли полученные знания в жизни?
(Да.)
– Как нужно относиться к органам чувств, как вы считаете?
(Нужно беречь глаза, уши, нос, язык, кожу. Содержать их в чистоте.)
– Почему?
– Послушайте, что пишет М. Пришвин и подумайте чего он опасался?
“Если будет вода, а в ней ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка – я не поверю воздуху. И лес без зверей, с одними людьми – не лес”.
– Чего же опасался автор?
(Если всё живое исчезнет, то человек останется один на планете. И тогда ему будет плохо. Он сам погибнет.)
– О чём мы должны знать и помнить находясь в природе?
– Человек ведь тоже часть природы. Как мы должны относиться к себе?