Цель: раскрыть значение личности Александра Невского в истории Руси.
Задачи:
- Рассказать о борьбе северорусских земель с крестоносцами и шведами.
- Провести сравнительный анализ битвы на реке Неве и на Чудском озере.
- Доказать, что Александр Невский, не только хороший полководец, но и дальновидный политик.
Важнейшие даты: 15 июля 1240 год - Невская битва, 5 апреля 1242 год - битва на Чудском озере (Ледовое побоище).
Выдающиеся личности: Александр Невский.
Оборудование: карта “Русские земли в XII-XIII вв.", карта битв в учебнике, мультимедийное оборудование.
Ход урока
Проверка д/з.
Разгадывание кроссворда. (презентация).
Вступительное слово учителя.
- Сообщение об А. Невском (ученик) сопровождается презентацией.
- Сообщение о Тевтонском ордене, меченосцах.
- Перед учащимися ставится проблемный вопрос: почему А. Невский успешно сражаясь с крестоносцами, не организовал подобного отпора монголо-татарским войскам?
Работа в группах.
- Задание 1 группе: страница учебника 129-130 прочитать о натиске с северо-запада.
- Задание 2 группе: страница учебника 130-131 прочитать о битве на Чудском озере.
Вопросы 1 группе.
1. Кто одновременно с монголо-татарами обрушился на Русь с запада?
2. Цель нашествия.
3. Пользуясь картой в учебнике расскажите о битве со шведами.
4. Как после победы над шведами стали называть Александра?
Вопросы 2 группе.
1. Когда произошла битва на Чудском озере?
2. Пользуясь картой расскажите о битве с немецкими рыцарями.
3. Как называлось построение немецких рыцарей?
4. Итог битвы.
Итог урока.
1. Назовите главные причины эффективности отпора на западе.
2. Докажите, что А. Невский не только хороший полководец, но и “дальновидный политик”.
3.Ответ на поставленный проблемный вопрос.