Цель урока: обобщить знания учащихся по теме “Устное народное творчество”.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о жанрах устного народного творчества;
- познакомить с традицией устройства ярмарок на Руси;
- совершенствовать читательские умения и навыки выразительного чтения;
Коррекционные:
- развивать основные мыслительные операции, связную речь учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к истории русского народа, ее традициям и культуре, к труду людей.
Ход урока
I. Организационный момент; приветствие гостей:
Учащиеся выходят под музыку (проигрыш мелодии, слайд 3).
Здравствуйте, господа,
Что пожаловали сюда!
Заходи, честной народ,
Ярмарка к себе зовет!
II. Вступление (стихотворение И.Токмаковой “Ярмарка” читает учащийся, одетый в костюм скомороха):
Ярмарка, ярмарка
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая.
Глянешь налево – лавки с товаром!
Глянешь направо – веселье даром!
- Ребята, куда мы попали? (На ярмарку). Что такое ярмарка? (Ответы детей).
- Ярмарка – большой торг с увеселениями и развлечениями. (Слайд №4).
Здесь народ мог продать или обменять свой товар. Обычно ярмарку устраивали на центральной (главной) площади населенного пункта.
- На Руси многолюдная, многоголосая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями. Крутились карусели, в балаганах выступали артисты. Купцы приезжали из разных городов на ярмарку, продавали свои товары. Чтобы людей заманить, заклички придумывали. А народ со всей округи приезжал. В красивых праздничных одеждах. И чего только на ярмарке не было?!
Выставка детских работ (выступают дети – зазывалы):
Тары-бары растабары,
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад,-
Забирайте на расхват!
Небольшой расход,
Подходи честной народ!Подходи, налетай!
Мои куклы покупай!
Куклы не простые -
Смешные, озорные!
Лошадки, погремушки –
Разные игрушки!
- Зазывалы старались вовсю! Дети особенно любили ярмарку, для них это был настоящий праздник!
Ш. Объявление темы урока:
- Сегодня у нас обобщающий урок-праздник по теме “Устное народное творчество”! (Слайд №5).
IV. Актуализация знаний учащихся:
- Что такое устное народное творчество? (Народная мудрость).
- Почему называется устное?
- Почему народное?
- Почему творчество?
- Что сейчас делали зазывалы? (Выкрикивали заклички – стихотворные обращения к людям). Являются заклички жанром устного народного творчества? Почему? (Слайд №6).
V. О пословицах и поговорках:
- Пойдем на товары посмотрим! Какая красота! Глаза прямо разбегаются!
- Что обозначает это выражение? А еще говорил вот так! (Слайд №7).
- Кто любит труд – того люди чтут!
- Кто не работает – тот не ест!
- Умелые руки не знают скуки!
- Что прочитали? (Пословицы). Они обобщают жизненные наблюдения и опыт народа. Являются жанром устного народного творчества?
VI. Физминутка.
- Пословицы отражают качества людей, за которые уважали наши прадеды и деды человека или, наоборот, порицали. Я буду называть такие качества. Если человека за это уважают, будете делать поклон до пояса, если нет – качайте головой с укоризной.
Честность, доброта, лень, трудолюбие, жадность, взаимопомощь, ловкость, терпение, щедрость.
VII. Выставка книг “Русские народные сказки”:
- Какой был русский народ? (Мудрый, умный). Что вы должны делать, чтобы быть умными? (Ответы детей).
- А на ярмарке и книги продают. Смотрите, кто это? (Выступает учащийся – зазывала):
Эй, девчонки и мальчишки!
Посмотрите что за книжки!
Налетай, покупай,
Интересное узнай!
- Какие книги вы приобрели?
(У учащихся на партах книги из серии “Русские народные сказки”. По одному дети выходят к доске, говорят название книги и ставят ее на выставку).
- Какие книги на нашей выставке? (Русские народные сказки). Можно их отнести к жанру устного народного творчества? Почему? (Сказка – вымышленная история с чудесами, в которой добро побеждает зло).
- Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных. Авторские и народные. (Слайд №8).
- Почему так говорят: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!” (Слайд №9).
- Чему учат сказки? За что их так любят и дети, и взрослые?
VIII. Игра “Поиграем в сказку, угадаем сказку!” (Слайд №10).
(Дети читают загадки):
1.
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке!
2.
А дорога далека, и корзина нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть пирожок!
3.
Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то!
4.
По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра!
IX. Физминутка.
- Пока взрослые торг вели да товары покупали, дети собирались гурьбой и затевали игры подвижные, водили хороводы, считалки придумывали!
Что такое считалка? (Короткие рифмованные стихи для определения ведущего или распределения ролей в игре). Относится она к жанру устного народного творчества? Почему? Какие вы знаете считалки? (Ответы детей. Например: Мы решили поиграть. Так кому же начинать? 1-2-3- начинаешь ты! Учащийся, которому выпало водить, встает в центр круга, он показывает движения, остальные повторяют. (Слайд 11)
-Что вы сейчас услышали? (Русскую народную песню и.т.д.)
X. Потешки.
- А какую песню вы разучиваете с воспитателем?
- А что такое потешки, вы знаете?
Потешки – шуточные, веселые, забавные короткие истории в стихах.
(Слайд № 12) (Дети читают потешки).
- Собака, что лаешь?
- Волков пугаю.
- Собака, что хвост поджала?
- Волков боюсь.- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Не идет.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
- Какими оказались собака и охотник?
- Веселые истории приключились с их героями?
XI. Загадки
- Посмотрим, что находится на ярмарке здесь. (Выходит зазывала):
Я здесь стою, свой товар продаю
За загадки, шутки и прибаутки!
- Какие еще жанры устного народного творчества назвал зазывала? (Загадки, шутки и прибаутки).
Загадки – проверяют сообразительность человека. (Слайд №13-14).
1.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
2.
Быстрый маленький зверек
По деревьям скок-поскок. (Белка)
3.
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака)
4.
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами. (Петух)
5.
Ползун ползет,
Иголки везет. (Еж)
6.
Хвост крючком,
Нос пятачком. (Свинья)
- О ком все загадки?
- На какие группы можно разделить этих животных?
XIII. Итог урока:
- Где сегодня побывали?
- О чем вспоминали на уроке?
- Какие жанры устного народного творчества знаем? (Слайд №15).
XIV. Оценивание учащихся:
- Вы сегодня все замечательно потрудились, были настоящими зазывалами.
- Посмотрите, сколько гостей пришло, благодаря вам, на нашу ярмарку!