Цель: познакомить со звуком [й] и буквой Й й; развивать фонематический слух, устную речь учащихся, умение работать со схемами слов; воспитывать основы здорового образа жизни, уважение к ветеранам.
Оборудование: презентация к уроку выполнена с использованием материалов интернет ресурса.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята, посмотрите сколько гостей пришло к нам сегодня .Они хотят посмотреть какими хорошими учениками вы стали, чему научились. Мы сегодня постараемся и покажем, что мы знаем и что умеем.
II. Обобщение пройденного материала.
Учитель: С помощью чего общаются люди?
Из чего состоит наша речь?
Как мы выделяем предложение на письме?
А что мы делаем со звуком? А что такое буква?
Какие звуки и буквы вы знаете?
Как узнаём гласный? Какую работу выполняют гласные?
А как образуются согласные? Какие могут быть согласные?
III. Новый материал.
Учитель: А сегодня на уроке мы познакомимся с вами с новым звуком, узнаем, какой буквой он обозначается.
А теперь послушайте сказку. Слушайте внимательно. Она поможет вам догадаться с каким новым звуком мы познакомимся.
Где-то на лесной опушке, жили два братца, два зайчонка. Одного звали Ай, а другого Ой. Ай был всегда весёлым и радостным, а Ой постоянно ныл и был всем недоволен.
Проснутся они утром – Ай выйдет на крылечко и говорит: “Ай, какое прекрасное утро! Как хорошо! Как здорово!”
А Ой ноет с утра: “Ой, встал рано! Холодно! Темно, спал бы себе и спал!”
Ай брался за работу, носил воду, поливал морковку и приговаривал: “Ай, как хорошо!”
А Ой бродил по двору и охал: “Ой! Роса холодная, ноги зябнут. Ой!”
Так дни и проходили. Ай радуется, а Ой стонет.
Ну-ка, я проверю, кто внимательно слушал? Как звали братьев? Какой одинаковый звук вы услышали в этих именах?
Правильно мы сегодня с вами познакомимся с новым звуком, со звуком [й].
Произнесите этот звук и понаблюдайте за воздухом.
Что происходит с воздухом? Гласный это или согласный?
Положим ручку на горлышко, что мы чувствуем, звонкий это или глухой?
Посмотрите на ленту букв, парный он или непарный?
Я вам открою ещё один секрет: [й] всегда мягкий, как и [ч], поэтому на соседку смотреть не надо, и мы всегда его будем отмечать зелёным цветом или двумя чёрточками.
Где может находиться в слове [й]? Отгадайте загадки и понаблюдайте, где вы слышите
Звук [й].
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ….
Ответ: Воробей.
Над волной она летает,
Рыбу из воды хватает,
Провожает корабли
И встречает близ земли.
(Чайка.)
А слов, которые начинаются с буквы Й в русском языке мало, всего три, Послушайте стихотворение и запомните эти слова.
Слов на “Й” совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
“Й” в конце обычно пишем:
Или в середине слышим.
А теперь посмотрите на букву Й? На какую букву она похожа?
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.Букву Й зовут “И кратким”.
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверх галочку пиши.
Работа со схемами по интерактивным таблицам к азбуке Горецкого.
А теперь давайте проверим, что там наши братья – зайчики.
Совсем заленился Ой, улёгся в постель, накрылся толстым одеялом и только вздыхает:
“Ой-ой-ой!” – сказал Ой.
“Я, мой друг, совсем больной”.
“Ты пойди-ка, погуляй. Все пройдет”, – сказал Ай-ай.
Какой совет дал Ай? И вы придумайте свой совет , что же надо зайчонку делать, что бы снова стать бодрым и весёлым зайчиком.
Бегай! Прыгай! Делай зарядку! Закаляйся! Обливайся!
Но Ой хочет нам что то сказать:
“Скучно будет одному
Укреплять здоровье,
Давайте вместе заниматься!
Вот моё условие.”
IV. Физкультминутка (динамическая).
V. Продолжение нового материала.Ребята, наш зайчик исправился, он стал заниматься спортом. И когда наступила зима решили наши братцы сыграть в хоккей.
Найдите на картинке слова с буквой й.
А теперь давайте мы составим рассказ по картинке.
Каким стал наш зайчик? Ответьте на вопрос, используя вопрос какой? (Здоровый, сильный, смелый, стойкий).
А кто ещё может быть стойким?
Солдат, воин. Пройдёт совсем немного времени, и все мы будем отмечать день защитника Отечества. Кто же такие защитники?
Долгие века отражала наша земля бесконечные нападения врагов со всего света. И всегда поднимался на её защиту воин – солдат – защитник. Они по-разному одевались, разным оружием владели. Но все они любили свою Родину. Эта любовь проявлялась в готовности защищать своё Отечество от врагов.
Нам повезло, что мы живём в мирное время. Мы не знаем что такое взрывы бомб, разрушенные дома. Но остались ещё участники последней самой жестокой войны. Это ветераны. Это они своим мужеством и героизмом завоевали победу и заслужили безмерное уважение.
VI. Физкультминутка (для глаз).
VII. Работа по учебнику.Сегодня мы с вами прочитаем рассказ про героя. Откройте учебник на стр. 159.
Чтение рассказа.
О ком этот рассказ?
Кем был дедушка на войне?
Что говорит мама?
Просмотр клипа “ Мой дедушка герой”
VIII. РефлексияПоклон вам низкий, ветераны,
Пусть реже беспокоят раны!
Здоровья всем, кто нынче жив!
Спасибо за спасенный мир!
– С каким новым звуком сегодня познакомились?
– Что особенного узнали про этот звук?
– Что понравилось на уроке больше всего?