Место в системе уроков: третий урок по теме: “Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении”
Тип урока: Комбинированный урок. Комбинированный урок сочетает в себе различные виды работ – объяснение, закрепление, проверку и др.
Цель: научиться выполнять письменные приёмы вычитания чисел, полученных при измерении.
Ожидаемый результат: решает примеры на письменное вычитание чисел, полученных при измерении.
Задачи урока:
1. Образовательная: учить выполнять письменно вычитание чисел, полученных при измерении.
2. Развивающая:
- развивать вычислительные навыки, познавательный интерес, умение рассуждать;
- творческие способности посредством заданий на приемы умственных действий.
3. Воспитательная: воспитывать умение делать выбор в зависимости от своих возможностей, умение вести диалоги.
4. Коррекционная: коррекция и развитие мыслительных процессов через составление, и решение задач; коррекция и развитие речи через составление монологов и диалогов в процессе ответов на поставленные вопросы и ситуации.
Оборудование: Учебный комплекс для учащихся: Учебник “Математика” для 7 класса /Под ред. Т.В.Алышева/ стр. 94–95 М. Пр. 2010г., персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, текст задачи, таблица-алгоритм, пособия и ЭОРы (Приложение 3) по теме.
Ход урока.
Презентация. Слайд 1. (Приложение 1)
Организация начала урока. Концентрация внимания.
1. Минутка доброты.
– Я желаю тебе добра.
– Ты желаешь мне добра.
– Мы желаем вам добра.
– Если тебе будет плохо, ты меня позови.
2. Отчёт дежурного.
Число и месяц, месяц по счету, год, век, время года, погода, отсутствующие.
I. Сообщение темы и цели урока.
– А теперь вспомним, чем занимались на последних уроках?
Прекрасные результаты на прошлом уроке показали такие учащиеся:………..
А ……………….. учащимся пожелаю успеха сегодня на уроке.
Я вам предлагаю продолжить учиться складывать и вычитать числа, полученные при измерении величин.
Итак, тема урока: “Письменное вычитание чисел при измерении (соотношение 1–100).
II. Подготовка к активной деятельности на основном этапе.
Запишем число, классная работа, тему урока в тетрадях. Слайд 2.
Для того, чтобы хорошо выполнять письменное сложение и вычитание с мерами хорошо таблицу мер. Уметь делать преобразования с числами при измерении – выражать их в более крупные и мелкие меры.
Устные упражнения – (ЦОРэ) Слайд 3.
Таблица мер: № 1 – Расставь по местам названия единиц меры длины
№ 2 – Впиши в равенства названия единиц меры длины.Преобразования с мерами:
№ 3 – Добавь неизвестное число: 5м6дм =…дм № 4 –Подбери пропущенное число: 2т60кг=…кг № 5: Подбери пропущенное число: 30кг80г=…г № 6: Все случаи.Компоненты и результат действия сложения и вычитания:
Итоги данной работы. (Приложение 2)
III. Изучение нового материала.
Как выполняются действия над числами, полученными при измерении величин? (Выполняются так же, как действия над многозначными числами, с той лишь разницей, что при числах должны быть записаны наименования единиц измерения.)
Можно сложить 5ц и 2р. 10т и 2к.?
Как сложить 1р.+50к. 1кг+3ц?
Вспомним компоненты и результаты действия вычитания.
3.1. Работа по учебнику с.94 № 303 – 1стр. (Устные приёмы вычитания вспомнить.) Слайд 4
1 р. – 36 к. =
1 т. – 376 кг. =
1 дм. – 5 см. =
Вопросы для отвечающих – Математический тренажёр. Слайд 5, 6, 7.
(5 дм. – 5 см. =
1 км. – 300 м. =
7 км. 6м. – 56 м. =)
3.2. Рассмотрим образцы выполнения примеров по теме.
Объяснения учителя № 304. Слайд 8.
Учащийся решает у доски пример с опорой на алгоритм № 304 1 стр.
Физкультминутка:
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз и впереди – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
А потом к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть
Проверим осанку.
V. Первичная проверка понимания нового материала.
5.1. Решение задач №305(1) – Нахождение остатка. Слайд 9.
Решение записать примером: 14м – (8м50см + 2м80см) =
5.2. Задача № 307 (1) с краткой записью:
Было – Отрезали = Осталось
15м30см – 7м60см = ?
IV. Закрепление знаний/
Самостоятельная работа: № 306 (1стр.) – помощь слабым. Слайд 10.
V. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.
Повторить таблицу мер, стр.94 № 304(2) – 2 стр., сильным з. № 307(2)
Сильным доделать задачу № 535. Слайд 11.
VI. Итоги урока, оценка знаний, релаксация.
Наш урок подходит к концу. Был ли он интересен? Полезен? Узнали ли вы что-либо нового? Как выполняются действия над числами, полученными при измерении величин?
Релаксация. Слайд 12.
Благодарю детей за хорошую работу, ставлю оценки в журнал. (Приложение 2)
Надеюсь, что полученные на уроке знания и навыки пригодятся в дальнейшем обучении и в жизни.
Урок окончен. Молодцы дети – плодотворно поработали.
В оставшееся время. Разгадайте ребус, он вам скажет куда вы пойдёте после этого урока.
Слайд 13.
Самоанализ урока.
Данный тип урока – комбинированный. Комбинированный урок сочетает в себе различные виды работ – объяснение, закрепление, проверку и др.
В ходе урока использовалось сочетание разнообразных методов обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный методы обучения, беседа. Методы обучения были выбраны в соответствии с психологическими, возрастными особенностями детей.
Урок способствовал коррекции внимания, мышления, зрительной памяти, стимулировал мыслительную деятельность учащихся. Учащиеся с ограниченными умственными возможностями не способны к долговременному восприятию учебного материала. Поэтому на уроке использовалось чередование видов деятельности: работа у доски, по карточкам, коррекционно-развивающие игры. Урок проходил с использованием ИКТ. Во время урока использовалась наглядность, которая способствовала повышению познавательной активности учащихся, ЭОРы (информационные, практические, контрольные), которые скачиваются с Интернета с образовательных сайтов. Обучающиеся проявляли активность, высокую работоспособность, самостоятельность.
Карта анализа результатов работы учащихся показывает, что 100% учащихся материал поняли, усвоили. Каждый учитель, будь то педагог-наставник, или молодой специалист, обязательно вносит в свои уроки частичку нестандартного, нетрадиционного, оригинального, стремясь сделать их интересными, доступными для понимания, и, на мой взгляд самой лучшей оценкой нашей работы является искренние и такие простые фразы, которые слышишь после урока: “Мне было интересно на этом уроке”, “Как много нового я узнал!”, “Спасибо за урок”.
Я считаю, что мне удалось реализовать замысел урока, достичь поставленные цели. Проведённый урок был направлен на формирование положительной “Я – концепции” личности учеников. На уроке был создан благоприятный психологический климат.