Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы на тему "Из чего изготавливают дрожжевое тесто"

Разделы: Работа с дошкольниками


Целью было выявить и показать экспериментально условия, при которых дрожжевое тесто начинает расти и подниматься, через интеграцию по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Основная идея занятия - воспитание интеллектуально развитой личности посредством активизации познавательной деятельности через экспериментальную деятельность.

Программные задачи:

  • Познакомить со способом приготовления дрожжевого теста;
  • Сформировать конкретные представления о дрожжах и их свойстве выделять углекислый газ;
  • Расширить представления детей о свойствах дрожжей
  • (Могут храниться годами, питаясь сахаром, могут вырастать);
  • Развивать любознательность у детей, мыслительные операции: делать выводы, выбирать способ действия, складывать целое из частей.
  • Воспитывать аккуратность в работе;
  • Обогащать и расширять словарь детей.
  • Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;

Формы обучения: игровая, практическая, наглядные, словесная, исследовательская

Материально-техническое обеспечение: инновационный микроскоп, экран, компьютер, проектор, емкости для замешивания теста, чайные ложки, дрожжи, сахар, соль, мука, вода, цветные картинки, банка с тестом, опара.

Обогащение словаря: “опара”, “дрожжевое тесто”, “углекислый газ”, “элеватор”, “комбайн”, “комбайнер”, “зернохранилище”, “хлебопекарь”.

Активизация словаря: загадки,пословицы, слова-превращения, правила, повторение 2-х сложных слов.

Методы и приемы: наблюдение, эксперимент, анализ, беседа, загадки, рассказ, показ иллюстраций, опыт, фокус, физминутка, превращение.

Этапы исследования:

1. Сбор информации. Беседа о том, как дрожжи поднимают тесто.

2. Подготовка сухих дрожжей, воды, сахара, соли, муки – для проведения экспериментов.

3. Сравниваем через обоняние.

4. Замешиваем дрожжевое тесто.

5. Анализируем, делаем выводы по проделанной работе.

6. Пробуем свежий хлеб.

1. Oбучение детей. Хлеб всему голова. - http://www. kedem. ru/history/20090114-bread.

2. Подготовка сухих дрожжей, воды, сахара, муки – для проведения экспериментов.

3. Зрительно исследуем через микроскоп ингредиенты теста.

4. Пробуем вкусовые качества хлеба.

5. Сравниваем через обоняние.

6. Замешиваем дрожжевое тесто.

7. Выпекаем хлеб из приготовленного детьми теста.

8. Анализируем , делаем выводы по проделанной работе.

9. Пробуем испеченный хлеб.

Содержание организованной деятельности детей.

Тр. 1

Дети под музыку “Зернышко – солнышко” заходят.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Сегодня я в ваш сад пришла и много волшебства с собою принесла. Я Фея волшебства и зовут меня Татьяна Александровна. Обратите внимание ребята, сегодня я к вам пришла не одна, со мной мои друзья, давайте поздороваемся и улыбнемся, гостям, мне, друг другу и ещё со мной мои помощники: чудо- печка, магический микроскоп, который видит невидимые вещества увеличивает, а волшебный экран их показывает. А вы хотите узнать как волшебниками стать? (Да) Чтобы стать настоящими волшебниками нужно повторить за мной слова-превращения:

Тр. 2

ВОЛШЕБСТВО - музыка

“ Покружись, покружись и в волшебника превратись” А в стране волшебников существуют свои правила и вам их нужно хорошо запомнить:

Без разрешения Феи ничего не трогать.

Слушать очень внимательно, и выполнять обязательно, как изготовляют магический эликсир.

Тр. 3

ВОЛШЕБСТВО - музыка

Если вы отгадаете загадку, то узнаете над чем мы с вами будем сегодня колдовать:

- Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу. (Догадались? Нет, тогда слушайте дальше).

- Надоела мне квашня, посадите в печь меня.

Дети: Тесто.

Воспитатель: А для того, чтобы увидеть, как тесто становится волшебным, нужно надеть на банку магическую перчатку, а потом мы с вами увидим, что произойдет.

Готовы к изготовлению волшебного зелья.

- Знаете, ли вы из чего состоит тесто? (перечисляют) Ребята, сейчас найдите на своих столах дрожжи. Потрогайте. Какие они? Понюхайте. Чем пахнут дрожжи? На что похожи они? Как вы думаете, для чего они?

(сухие безжизненные шарики)

Посмотрите сейчас на волшебный экран.

Показ сухих дрожжей через микроскоп.

Воспитатель: Что вы видите? Какие они? Действительно ли они круглые?

На что похожи сухие дрожжи?

Да, правильно, сухие дрожжи похожи на мелкие крупинки, на маленькие безжизненные шарики.

Тр 4

ВОЛШЕБСТВО - музыка

Воспитатель: - Но мы же с вами находимся в волшебной лаборатории, давайте попробуем накормить наши сухие безжизненные шарики

Тр. 5

  • сначала сахарком (насыпаем сахар под загадочную музыку)
  • добавим водички (добавляем воду под музыку)
  • и немного муки насыпим. Под волшебную музыку
  • начинаем всё мешать и волшебные слова шептать.

Как вы думаете, что произойдёт с дрожжами после того как мы их покормили сахарком, напоили колдовской водой и мукой присыпали.

(ответы детей)

Сейчас нам поможет магический микроскоп.

Рассматриваем опару через микроскоп

Воспитатель: Что вы видите на экране? (дрожжи начали "оживать" дышать, наша смесь начинает пузыриться).

Результаты эксперимента волшебства: раствор начал подниматься, так быстро как росли дрожжи. Очень хорошо видны пузырьки, которые лопаются.

Наша опара, что сделала?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Да, правильно, зашевелилась, видите пузырьки образуются и улетучиваются? Это дрожжи вдыхают кислород и выделяют углекислый газ как и мы – люди. Не верите? А вот я вам сейчас докажу. На ваших столах лежат шарики, возьмите в руки шарик и повторяйте все за мной: вдохнули носом, что?

Дети: (кислород, 3 раза повторить),

Воспитатель: выдыхаем в шарик, что?

Дети: углекислый газ.

Воспитатель: теперь аккуратно выпускаем из шарика, что?

Дети: углекислый газ и оставляем шарик на подносе.

А сейчас подскажите, что нужно положить в опару, чтобы получился тесто? Дети: ответы

Воспитатель: Точно, конечно же, муку - скорее добавляйте и всё перемешайте. Вот теперь у нас получилось волшебное тесто.

Тр. 6

музыка волшебства

Тесто детей смешивается в одной ёмкости. (Воспитатель проходит и собирает тесто)

Воспитатель: Сейчас мы будем повторять с вами магическое заклинания, повторяйте все за мной: Чорики- морики опара варись и побыстрее в тесто превратись! Нужно нам поспешить, в чудо печку наше магическое тесто положить.

(воспитатель несет хлеб в хлебопечь) под музыку

Тр. 7

Воспитатель: Пришло время зарядки, все скорей вставайте и за мною повторяйте. Зарядка

Тр. 8

Воспитатель: А чтобы школу волшебников пройти, нужно выполнить задания:

Задание № 1. Попробуйте отгадать мои загадки

Презентация "Хлеб всему начало". (хлеб останавливаем)

Тр. 9

Задание № 2. А сейчас вам нужно будет самостоятельно поработать

Работа с карточками - схемами. Ребята, вам нужно выстроить цепочку “Что, за чем?” Пример:

(схема семя-росток-колос-зерно-мука-тесто-хлеб)

Проверяем задание, сравниваем с карточкой НА ЭКРАНЕ.

Пришло время прогуляться вместе с колобком. А колобка слушаем все внимательно и запоминаем всё обязательно.

Тр. 10

Презентация "Путь хлеба"

Тр. 11

Презентация "Хлеб всему начало "(программа).

Задание № 3. “Найди ошибку” Раздаём карточки, дети выстраивают цепочку " Как к нам хлеб пришёл"

Проверяем задание, сравниваем с карточкой НА ЭКРАНЕ.

Составить программу действий для производства хлеба

Тр. 12

Пришло время посмотреть, что произошло с магической перчаткой? Что стало с перчаткой? Почему она надулась? (напомнить эксперимент с шариком). Тесто дышит и выделяет углекислый газ, ОБРАЗУЮТСЯ ПУЗЫРЬКИ.

Тр. 13

Сигнал волшебный

Чудо-печка поет, нас в гости зовет. Вот и наш волшебный хлеб испекся.

Ароматный, душистый.

Давайте рассмотрим кусочек хлеба. Какой он? Понюхать. (ответы детей)

(показ кусочка хлеба через микроскоп)

А в чём же секрет?

Пузырьки образуют в тесте дырочки, которые вы видите на кусочках хлеба и на нашем экране. Такой хлеб называют пористым.

Мы с вами доказали что дрожжи поднимают тесто и влияют на качество выпекаемого хлеб.

Тр. 14

Угощайтесь нашим хлебом и не забудьте желание загадать прежде, чем съесть кусочек хлеба. Приятного аппетита!

Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

ИТОГ: Что вам понравилось и запомнилось больше всего на нашем занятии.

Все вы были сегодня умницами и умниками, настоящими волшебниками. Пришло время нам снова превращаться в детей повторяем за мной: “Покружились, покружились - снова в мальчиков и девочек превратились!” Ребята, а чтобы вы помнили, и не забывали, как вы побывали в стране Волшебников я хочу вам подарить волшебные шарики.

Всем спасибо! До свидания!