Занятие по развитию речи. Тема: "Непокорный звук [л]. Автоматизация звука [л] в словах, слогах и фразах"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: применение здоровьесберегающих методик в коррекционном,  воспитательно-образовательном процессе, повышающих учебную мотивацию на логопедических занятиях.

Задачи:

  • закреплять «понятие согласный звук», умение давать полную характеристику звуку;
  • упражнять в четком произнесении звука [л] в слогах, словах, предложениях;
  • закреплять умения определять место звука в слове;
  • упражнять в составлении схемы и анализе предложения;
  • закреплять  графический образ звука букву Л;
  • упражнять в прочтении простых слов;
  • развивать фонематический слух, слухоречевую память, общую моторику.

Оборудование: тетради для логопедических занятий, зеркала, веера букв, карточки со слоговыми цепочками, шарики, картинки; мяч, предметные картинки, презентация Power Point.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Развитие мелкой моторики (с применением суджок терапии).

Логопед:

Чтоб занятье продолжать,
Надо пальчики размять:
Я мячом круги катаю, (круговые движения между ладоней)
Взад-вперед его гоняю, (движения руками вперед назад)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко, (соответственно)
Как сжимает лапу кошка. (Сжатие мяча в руках)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рукой начну. (Смена рук)
А теперь последний трюк: (переброс мяча из руки в руку)
Мы летаем между рук.

3. Повторение пройденного материала

Логопед: Ребята, я произнесу несколько слов, вы внимательно послушайте и назовите, какой звук встречается во всех словах. ЛАК, ПИЛА, ПОЛ, ЛУНА, СТОЛЫ. (Дети определяют и называют звук [Л])

Логопед: Правильно, это звук Л.  Давайте вспомним, при произнесении звука Л в каком положении находятся губы, зубы, язык.

Губы:

Улыбнемся как лягушка
Губы тянем прямо к ушкам.
Язычком их облизнем,
Дальше мы тогда пойдем
Языком упремся в зубы,
Погудим как самолет (картинка на доске)

Дети: Губы  разомкнуты, улыбаются, зубы слегка разомкнуты, кончик языка прижат за верхними зубами.

Логопед: Какой это звук, гласный или согласный? (Согласный) Почему вы так решили? (Он произносится с препятствием) Что еще можно сказать о звуке, какой он?

Дети: Звук Л – согласный, твердый, звонкий.

4. Основная часть

1) Автоматизация звука в слогах

Логопед: На занятие я принесла волшебную шкатулку. Хотите посмотреть, что в ней? Чтобы ее открыть, нужно  повторить за мной  цепочку слогов. Если вы выполните задание без ошибки, тогда шкатулка откроется.

(Логопед произносит для каждого ребенка цепочку слогов, дети повторяют ее)

Чтение слогов (Произнесите слоги) Звук [л] сейчас возьмите, в гости к гласным забегите.

Ла-ло-лы-лу-лэ
Ал-ол-ул-ыл-эл.

2) Автоматизация звука [Л] в словах

Логопед: А сейчас  доставайте из шкатулки картинки и называйте их (дети по очереди называют картинки и выкладывают их на столе), Надя, выбери и назови картинки, в названии которых есть слог ЛА, Никита отберет картинки, в названии которых встречается слог ЛУ, а Галя отберет картинки со звуком ЛО.

Упражнение  «Пропавшая буква» (слайд 2)

Логопед: На  экране перед вами слова. Но одна буква из слова потерялась. Вам нужно из предложенных ниже букв выбрать букву, подставить ее в слово.
(Дети выполняют задание со словами пила, дятел, лак)

Упражнение «4 лишний» (слайды 3,4)

Логопед: Четко произнесите названия картинок на экране  и определите, какая картинка лишняя. Почему вы так считаете?  (дети определяют лишнюю картинку по положению места  звука [Л] в слове)

Упражнение «чтение чистоговорок со звуком Л» (слайд 5)

Физминутка «Послушай, повтори, покажи»

Логопед: Сейчас я назову вам цепочку слов, вы должны ее запомнить, повторить и дотронуться до тех предметов, частей тела, которые будут названы (логопед произносит в разной последовательности слова: стол, пол, стул; волосы, глаза, ладони, лоб. Дети выполняют задание).

Упражнение  «Словесный аукцион»

Придумайте как можно больше слов со звуком Л и запишите их в тетрадь, затем вы произнесете их поочереди. (Дети выполняют задание)

5. Закрепление темы занятия

Упражнение  «Доскажи словечко»

Гладколавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает,
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)

 Нам темно.
Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)

 Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

6. Подведение итогов занятия.