Урок математики по теме «Понятия "ломаная линия", "звено ломаной". Построение ломаных линий». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: путём наблюдения, сравнения познакомить детей с понятиями: ломаная линия, звенья и вершины ломаной линии.

Формируемые УУД:

  • Личностные: смыслообразование
  • Регулятивные:  целеполагание, контроль, оценивание
  • Познавательные: классификация объектов, постановка и решение проблемы, моделирование, доказательство
  • Коммуникативные: умение выражать свои мысли, сотрудничество с соседом по парте

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя:  организатор сотрудничества, консультант управляющий поисковой работой.

Педагогические  технологии:

  • личностно ориентированного обучения;
  • объяснительно-иллюстративного обучения;
  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

Ожидаемый результат:

  • знать что такое ломаная линия, из чего она состоит;
  • расширение знаний о геометрическом материале; 
  • повышение активности учащихся  на уроках;
  • улучшение результатов обучения;
  • использование учащимися приобретённых знаний и  умений в практической деятельности и повседневной жизни.
  • обогащение словарного запаса

ХОД УРОКА

I . Оргмомент. Эмоциональный настрой

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

– Улыбнитесь друг другу, садитесь!

– Руки? – На месте!
– Ноги? – На месте!
– Локти? – У края!
– Спина? – Прямая!

II. Актуализация знаний учащихся.

- Сегодня мы с вами вновь отправляемся в удивительную страну, название этой страны узнаете, выполнив задания:

1. Разминка.

1. Счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке( хором, цепочкой)

2. Математический диктант

- Какое число следует за числом 8? ( 9 )

- Число 4 увеличить на 1.( 5 )

- Сколько хвостов у четырех щенят? ( 4 )

- Какое число стоит между числами 5 и 7? ( 6 )

- Какое число меньше 4 на 1? ( 3 )

- Какое число следует перед числом 2? ( 1 )

- Эта цифра из стихотворения С.Маршака похожа на кочергу. ( 7 )

- Число 3 уменьшить на 1. ( 2 )

- Это число соответствует количеству моих хлопков в ладоши. ( 8 )

Самопроверка по аналогу.  Слайд №1

3. Расставление чисел в порядке возрастания, расшифровка названия страны :

Слайд №2

9 5 4 6 3 1 7 2 8
я е м т о Г р е и

Геометрия

- Сегодня мы отправляемся в страну Геометрию. Что Вы знаете об этой стране?

Геометрия – наука очень интересная,
Треугольник, круг, квадрат уже известны вам.
Много нового она в себе таит,
Языком углов и линий говорит.
Что нам встретится в пути - вовсе неизвестно
И поэтому идти очень интересно.

2. Повторение

- Чтобы запомнить все, что мы увидим в стране Геометрии, надо быть очень внимательным и наблюдательным. Поэтому сначала потренируем внимание и зрительную память. Запомните, что увидите.

Слайд № 3 ( геометрические фигуры)

- Что объединяет все рисунки?  (Это геометрические фигуры)

- Какая фигура отличается от других?  (шестиугольник)

- Каким по счету был 5-угольник?  (второй )

- Назовите первую фигуру, третью фигуру (Треугольник, круг)

- Назовите весь ряд

Слайд №4. 

– Какая фигура лишняя?(Луч) .

- Что вы знаете о луче?( Часть прямой линии, ограниченная с одной стороны). 

- Что вы знаете о прямой? ( Линия, у которой нет начала и конца .Она бесконечна, не имеет границ, т.е. её можно продолжить в любую сторону).

- Что вы знаете об отрезке? ( Отрезок - это часть прямой линии, ограниченная с двух сторон).

III. Постановка цели урока.

Работа в парах

На столе лежат конверты с заданием, на каждом листочке одна линия (ломаная, кривая, прямая, отрезок, луч, замкнутая кривая ).

- Какое задание можно предложить всем для работы ? (Разделить на группы :красные, синие; прямые, кривые).

- Какие варианты получились?

Проверка

- Назовите известные вам линии. ( Кривая, прямая, отрезок, луч, замкнутая кривая.)

-  Все линии назвали? ( Нет.)

 -  Почему? ( Не известно название одной линии.)

-  А что бы вы хотели узнать про эту линию?

- Как называется?

- Как начертить?

- Из чего состоит?

- Как сконструировать?

- Где можно увидеть?

-  Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, совершим маленькие “открытия” и ответим на многие ваши вопросы.

IV. Открытие новых знаний

1. Знакомство с ломаной линией

- Посмотрите, что у меня в руках? (Вермишель спагетти)

- Какую геометрическую фигуру она вам напоминает? (Прямую линию)

- Возьмите в руки спагетти, которые раздал вам дежурный. Переломите в середине, а затем каждую часть ещё раз переломите пополам.

- Какие геометрические фигуры вам напоминают? (Отрезки, их получилось 4)

- Соедините их кусочками пластилина между собой. Можно ли теперь назвать полученную фигуру прямой линией? (Нет)

- Как бы вы назвали такую геометрическую фигуру? (Поломанная линия)

- Где можно узнать точное название линии и ее частей? ( в учебнике, в интернете)

2. Работа с учебником ( с. 4) Поиск новой информации.

Прочитайте правило, найдите ответы на вопросы:

- Как называется новая линия?

- Как называются части новой линии?

- Какое новое слово вы встретили?

Работа в паре. Ответы на вопросы.

3. Первичное закрепление.

Слайд №4

- Посмотрите, из чего состоит ломаная линия?

- Каждая ломаная линия состоит из нескольких отрезков - звеньев. Сколько звеньев в этой ломаной? (Четыре)

- Звенья ломаной не лежат на одной прямой. Конец одного звена является началом другого.

- Что напоминает вам место, где соединяются два звена? (вершину горы)

Место, где соединяются два звена, называется вершиной.

Сколько вершин у данной ломаной линии? (Три)

Кроме того, у ломаной линии есть 2 конца.

4. Исследование ломаной линии путём практической работы.

- Попробуйте сконструировать ломаную линию

– Возьмите в руки столько палочек, сколько ушек у 3 кошек . ( 6)

- Сколько звеньев у вашей ломаной? Покажите их.

- Сколько вершин получилось? Покажите их.

- Постройте свою ломаную линию.

- Проверьте работу в парах друг у друга и помогите, если у кого-то не получилось.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка, (Рывки руками перед грудью.)
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Голова устала тоже. (Наклоны вперед и назад.)
Распрямились, потянулись,
Так давайте ей поможем!
А теперь назад прогнулись.
Вправо-влево, раз и два. (Наклоны вправо и влево.)
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

5. Вывод:

На какие вопросы дали ответ?

  • Как называется линия?
  • Как сконструировать?
  • Из чего состоит?

V. Упражнение в применении знаний.

- Хотелось бы вам самим начертить ломаную ?

- Возьмите листочки. Соедините данные точки так, чтобы получилась ломаная линия . Какой инструмент нам поможет?

(Отрезки можно начертить только по линейке. Ломаную линию так же).

- Как будем соединять точки? (Последовательно. Друг за другом. Работаем аккуратно и точно. 

Взаимопроверка.

-  Из чего состоит ломаная? (Ломаная линия состоит из отрезков.)

- Как называются эти отрезки?

-  Сколько звеньев в нашей ломаной?  ( 5 )

- Предположите, какое наименьшее количество звеньев может быть?

Вывод: наименьшее количество звеньев ломаной – 2.

А 1 звено? (Это отрезок.)

- Обозначьте синим карандашом точки, в которых звенья соединяются друг с другом. ...

- На что похожи места соединений? (Вершины гор...)

Вывод :Данные точки называются вершинами ломаной. 

VI. Самостоятельная работа

- У каждого на столе лежат карточки. Прочитайте самостоятельно задание и выполните его. Если возникнут трудности- подайте сигнал. Кто выполнит –тоже зажигайте зелёный огонёк. (карточки разноуровневые)

Коллективная проверка.

- Кто справился сам?

VII. Итог урока

Формирование умений соотносить цель и результат.

- На какие вопросы сегодня на уроке мы пытались ответить?

- Как называется новая линия?

- Как начертить ломаную линию?

- Как сконструировать ломаную линию?

- Где можно увидеть ломаную линию?

- Ответили на вопросы? Справились с работой?

- Выберите начало предложения и постарайтесь закончить его:

Слайд №12.

– Я узнал...

- Было интересно ...

- Было трудно ...

- Мне захотелось ...

- Порадовался тому, что ...

VIII. Рефлексия

Дети выбирают звездочки, соответствующие настроению:

  • Красная - хорошее настроение,
  • Зеленая - не очень хорошее настроение
  • Синяя - плохое

Прозвенел и смолк звонок, 
Вот и кончился урок!