Цель: путём наблюдения, сравнения познакомить детей с понятиями: ломаная линия, звенья и вершины ломаной линии.
Формируемые УУД:
- Личностные: смыслообразование
- Регулятивные: целеполагание, контроль, оценивание
- Познавательные: классификация объектов, постановка и решение проблемы, моделирование, доказательство
- Коммуникативные: умение выражать свои мысли, сотрудничество с соседом по парте
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий поисковой работой.
Педагогические технологии:
- личностно ориентированного обучения;
- объяснительно-иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Ожидаемый результат:
- знать что такое ломаная линия, из чего она состоит;
- расширение знаний о геометрическом материале;
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
- обогащение словарного запаса
ХОД УРОКА
I . Оргмомент. Эмоциональный настрой
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
– Улыбнитесь друг другу, садитесь!
– Руки? – На месте!
– Ноги? – На месте!
– Локти? – У края!
– Спина? – Прямая!
II. Актуализация знаний учащихся.
- Сегодня мы с вами вновь отправляемся в удивительную страну, название этой страны узнаете, выполнив задания:
1. Разминка.
1. Счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке( хором, цепочкой)
2. Математический диктант
- Какое число следует за числом 8? ( 9 )
- Число 4 увеличить на 1.( 5 )
- Сколько хвостов у четырех щенят? ( 4 )
- Какое число стоит между числами 5 и 7? ( 6 )
- Какое число меньше 4 на 1? ( 3 )
- Какое число следует перед числом 2? ( 1 )
- Эта цифра из стихотворения С.Маршака похожа на кочергу. ( 7 )
- Число 3 уменьшить на 1. ( 2 )
- Это число соответствует количеству моих хлопков в ладоши. ( 8 )
Самопроверка по аналогу. Слайд №1
3. Расставление чисел в порядке возрастания, расшифровка названия страны :
Слайд №2
9 5 4 6 3 1 7 2 8
я е м т о Г р е и
Геометрия
- Сегодня мы отправляемся в страну Геометрию. Что Вы знаете об этой стране?
Геометрия – наука очень интересная,
Треугольник, круг, квадрат уже известны вам.
Много нового она в себе таит,
Языком углов и линий говорит.
Что нам встретится в пути - вовсе неизвестно
И поэтому идти очень интересно.
2. Повторение
- Чтобы запомнить все, что мы увидим в стране Геометрии, надо быть очень внимательным и наблюдательным. Поэтому сначала потренируем внимание и зрительную память. Запомните, что увидите.
Слайд № 3 ( геометрические фигуры)
- Что объединяет все рисунки? (Это геометрические фигуры)
- Какая фигура отличается от других? (шестиугольник)
- Каким по счету был 5-угольник? (второй )
- Назовите первую фигуру, третью фигуру (Треугольник, круг)
- Назовите весь ряд
Слайд №4.
– Какая фигура лишняя?(Луч) .
- Что вы знаете о луче?( Часть прямой линии, ограниченная с одной стороны).
- Что вы знаете о прямой? ( Линия, у которой нет начала и конца .Она бесконечна, не имеет границ, т.е. её можно продолжить в любую сторону).
- Что вы знаете об отрезке? ( Отрезок - это часть прямой линии, ограниченная с двух сторон).
III. Постановка цели урока.
Работа в парах
На столе лежат конверты с заданием, на каждом листочке одна линия (ломаная, кривая, прямая, отрезок, луч, замкнутая кривая ).
- Какое задание можно предложить всем для работы ? (Разделить на группы :красные, синие; прямые, кривые).
- Какие варианты получились?
Проверка
- Назовите известные вам линии. ( Кривая, прямая, отрезок, луч, замкнутая кривая.)
- Все линии назвали? ( Нет.)
- Почему? ( Не известно название одной линии.)
- А что бы вы хотели узнать про эту линию?
- Как называется?
- Как начертить?
- Из чего состоит?
- Как сконструировать?
- Где можно увидеть?
- Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, совершим маленькие “открытия” и ответим на многие ваши вопросы.
IV. Открытие новых знаний
1. Знакомство с ломаной линией
- Посмотрите, что у меня в руках? (Вермишель спагетти)
- Какую геометрическую фигуру она вам напоминает? (Прямую линию)
- Возьмите в руки спагетти, которые раздал вам дежурный. Переломите в середине, а затем каждую часть ещё раз переломите пополам.
- Какие геометрические фигуры вам напоминают? (Отрезки, их получилось 4)
- Соедините их кусочками пластилина между собой. Можно ли теперь назвать полученную фигуру прямой линией? (Нет)
- Как бы вы назвали такую геометрическую фигуру? (Поломанная линия)
- Где можно узнать точное название линии и ее частей? ( в учебнике, в интернете)
2. Работа с учебником ( с. 4) Поиск новой информации.
Прочитайте правило, найдите ответы на вопросы:
- Как называется новая линия?
- Как называются части новой линии?
- Какое новое слово вы встретили?
Работа в паре. Ответы на вопросы.
3. Первичное закрепление.
Слайд №4
- Посмотрите, из чего состоит ломаная линия?
- Каждая ломаная линия состоит из нескольких отрезков - звеньев. Сколько звеньев в этой ломаной? (Четыре)
- Звенья ломаной не лежат на одной прямой. Конец одного звена является началом другого.
- Что напоминает вам место, где соединяются два звена? (вершину горы)
Место, где соединяются два звена, называется вершиной.
Сколько вершин у данной ломаной линии? (Три)
Кроме того, у ломаной линии есть 2 конца.
4. Исследование ломаной линии путём практической работы.
- Попробуйте сконструировать ломаную линию
– Возьмите в руки столько палочек, сколько ушек у 3 кошек . ( 6)
- Сколько звеньев у вашей ломаной? Покажите их.
- Сколько вершин получилось? Покажите их.
- Постройте свою ломаную линию.
- Проверьте работу в парах друг у друга и помогите, если у кого-то не получилось.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, (Рывки руками перед грудью.) Наклонились, ну-ка, ну-ка! Голова устала тоже. (Наклоны вперед и назад.) Распрямились, потянулись, Так давайте ей поможем! А теперь назад прогнулись. Вправо-влево, раз и два. (Наклоны вправо и влево.) Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
5. Вывод:
На какие вопросы дали ответ?
- Как называется линия?
- Как сконструировать?
- Из чего состоит?
V. Упражнение в применении знаний.
- Хотелось бы вам самим начертить ломаную ?
- Возьмите листочки. Соедините данные точки так, чтобы получилась ломаная линия . Какой инструмент нам поможет?
(Отрезки можно начертить только по линейке. Ломаную линию так же).
- Как будем соединять точки? (Последовательно. Друг за другом. Работаем аккуратно и точно.
Взаимопроверка.
- Из чего состоит ломаная? (Ломаная линия состоит из отрезков.)
- Как называются эти отрезки?
- Сколько звеньев в нашей ломаной? ( 5 )
- Предположите, какое наименьшее количество звеньев может быть?
Вывод: наименьшее количество звеньев ломаной – 2.
- А 1 звено? (Это отрезок.)
- Обозначьте синим карандашом точки, в которых звенья соединяются друг с другом. ...
- На что похожи места соединений? (Вершины гор...)
Вывод :Данные точки называются вершинами ломаной.
VI. Самостоятельная работа
- У каждого на столе лежат карточки. Прочитайте самостоятельно задание и выполните его. Если возникнут трудности- подайте сигнал. Кто выполнит –тоже зажигайте зелёный огонёк. (карточки разноуровневые)
Коллективная проверка.
- Кто справился сам?
VII. Итог урока
Формирование умений соотносить цель и результат.
- На какие вопросы сегодня на уроке мы пытались ответить?
- Как называется новая линия?
- Как начертить ломаную линию?
- Как сконструировать ломаную линию?
- Где можно увидеть ломаную линию?
- Ответили на вопросы? Справились с работой?
- Выберите начало предложения и постарайтесь закончить его:
Слайд №12.
– Я узнал...
- Было интересно ...
- Было трудно ...
- Мне захотелось ...
- Порадовался тому, что ...
VIII. Рефлексия
Дети выбирают звездочки, соответствующие настроению:
- Красная - хорошее настроение,
- Зеленая - не очень хорошее настроение
- Синяя - плохое
Прозвенел и смолк звонок,
Вот и кончился урок!