Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдётся сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего только для себя!”
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений. Мы должны беречь и сохранять их.
Ель. Насколько же ценна эта зелёная красавица, если даже в своём детстве она так желанна в жизни человека! А ведь живёт это дерево по 200-300 лет, вырастая настоящим великаном. Ель очень декоративное дерево, хорошо переносит стрижку и после неё хорошо загущается, создавая плотные живые изгороди.
Ну а что же сказать про новогодние ёлки, без них тоже не обойтись! Сколько радости, веселья и ярких впечатлений приносят они детям. Да и не только им! С другой стороны, нельзя обеднять наши леса, ежегодно уничтожая множество маленьких ёлочек.
Как было бы хорошо, если бы у школ, клубов, дворцов культуры, детских садов и во дворах жилых домов росло хотя бы по одной огромной ёлке. В новогодние праздники она, живая, не погубленная топором, была бы центром внимания и радостью и для детворы, и для взрослых.
Цель проекта “Елочка – пушистая иголочка”:
формирование ответственного отношения к природным богатствам, творческой активности и природоохранной деятельности.Задачи проекта:
- Пропагандировать бережное отношение к хвойным деревьям на территории микрорайона.
- Повышать экологическую грамотность дошкольников.
- Способствовать формированию привычки заботливого отношения к окружающей природе.
- Мотивировать родителей на использование альтернативных методов украшения среды к Новому году, изготовление елок из бросового, подручного материала.
- Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей.
- Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
- Воспитывать эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природе.
Содержание проекта
Паспорт проекта:
Наименование проекта “Елочка – пушистая иголочка”.
Основные разработчики и ответственные реализации проекта.
Цели и задачи проекта:
Цель: Формирование ответственного отношения к природным богатствам творческой активности и природоохранной деятельности.
Задачи:
- Пропагандировать бережное отношение к хвойным деревьям на территории микрорайона.
- Повышать экологическую грамотность дошкольников.
- Способствовать формированию привычки заботливого отношения к окружающей природе.
- Мотивировать родителей на использование альтернативных методов украшения среды к Новому году, изготовление елок из бросового, подручного материала.
- Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей.
- Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
- Воспитывать эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природе.
Сроки и этапы реализации, перечень мероприятий:
1-й этап – организационный:
- разработка Положения акции “Елочка – пушистая иголочка”;
- определение цели и задач, путей реализации проекта.
Срок – 1-3 декабря 2012 г.
2-й этап – практический:
- занятия с детьми;
- мастер – класс для родителей “Очумелые ручки”;
- смотр – конкурс плакатов, рисунков, елочной игрушки “Сохраним елочку”;
- Выставка рисунков детей, работ из бросового, подручного материала в ИЧДОУ “Умка”;
- Акция – праздник “Елочка – пушистая иголочка”.
17 декабря 2012 г.
3-й этап – итоговый:
- подведение итогов;
- награждение;
- оформление материалов проекта.
17–21 декабря 2012 г.
Исполнители проекта: Муртазина С.А. - руководитель проекта.
Исполнители основных мероприятий:
- педагог-эколог Зубкова И.А.,
- инструктор по ФК - Тришина И.Ю., педагог Климова Т.А., родители и дети.
Ожидаемые результаты: в результате выполнения проекта будет достигнуто:
- повышение уровня экологической культуры у воспитанников и взрослых;
- повышение уровня знаний детей по экологии;
- проявление заинтересованности родителей в использовании разнообразных экоприемов украшения окружающей среды;
- активное участие родителей в организации конкурсов рисунков, плакатов, елочной игрушки;
- создание праздничного, радостного настроения взрослых и детей.
Результат проекта: представление материалов проекта на городскую акцию для дошкольников “Елочка – пушистая иголочка”.
Оформление фото отчета на сайте ИЧДОУ “Умка”.
Публикация материалов проекта “Елочка – пушистая иголочка” в газете “Северная звезда” и “Томская нефть”.
Реализация проекта:
Мероприятия:
- Разработка Положения акции “Елочка – пушистая иголочка”.
- Занятия познавательного цикла с детьми “В лесу родилась елочка”, “Хвойные деревья”. Лепка “Шарики для новогодней елки”.Заучивание стихов и загадок, речевок.
- Проведение Мастер – класса для родителей “Очумелые ручки”.
- Открытие экологической ёлки и спортивной площадки “Волшебный городок”.
- Разучивание и проведение подвижных игр с детьми вокруг елки.
- Проведение конкурса рисунков, плакатов, елочной игрушки.
- Оформление выставки детского рисунка в фойе.
- Проведение акции – на территории ИЧДОУ “Умка” праздника “Елочка – пушистая иголочка”.
- Представление материалов проекта на городскую акцию для дошкольников “Елочка – пушистая иголочка”.
- Оформление фото отчета на сайте ИЧДОУ “Умка”
- Публикация материалов проекта “Елочка – пушистая иголочка” в газете “Северная звезда” и “Томская нефть”.
Выводы
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов, собрали бесценный материал о голубых елях, произрастающих в нашем городе, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.
В процессе работы естественным образом развивалось чувство эмпатии у дошкольников. Особую значимость имели коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитанники и их родители научились работать с разнообразными видами природного и бросового материала, передавать свои чувства через продуктивную деятельность.
Заключение.
Итогом проекта “Елочка – пушистая иголочка” стал организованный праздник – акция на территории ИЧДОУ “Умка” с привлечением детей, родителей, педагогов, жителей микрорайона и представителей прессы. Интервьюирование воспитанников показало высокий уровень сформированности экологического сознания, дети осознают необходимость бережного отношения к зеленым насаждениям и природе в целом. В процессе реализации проекта активное участие приняли родители воспитанников дошкольного учреждения. Они явились участниками организованного Мастер – класса “Очумелые ручки”, по итогам которого коллективом ИЧДОУ “Умка” была изготовлена альтернативная “Эко-елочка” для украшения среды к празднованию Нового года. А также родители приняли активное участие в организации спорт.площадки из снега под названием “Волшебный городок”, в выставках рисунков и плакатов “Сохраним елочку”, изготовлении елочной игрушки. С целью привлечения внимания жителей микрорайона и их детей к экологической проблеме, в ИЧДОУ “Умка” была организована выставка – акция детского творчества “Сохраним елочку” в учреждении, работы победителей были направлены на городскую выставку “ В защиту ёлочки” организованную МБОУ ЦЭВД и заняли 7 призовых мест. Работники и родители, посещающие дошкольное учреждение, выразили благодарность организаторам данного проекта. По итогам реализации проекта “Елочка – пушистая иголочка” все участники данной акции были отмечены грамотами администрации ИЧДОУ “Умка”, коллектив ИЧДОУ “Умка” награждены грамотой за 3-место администрации г.о.Стрежевой за оформление территории ИЧДОУ постройками из снега и постройки экологической ёлочки из бросового материала.
Считаем, данный проект имеет большое значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста, формировании привычки бережного отношения к природе.