Цели:
- Обучающая: повторить и обобщить изученный материал, совершенствовать навыки в технике “квиллинг”; Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.
- Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
- Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность,
Методическое оснащение урока: Образцы работ в данной технике, презентация Microsoft Office PowerPoint, технологические карты
Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 3-5мм, цветная бумага, заготовки шаблонов, картон, клей, ножницы, зубочистки, салфетки.
Методы обучения:
- Рассказ
- Демонстрация готовых работ
- Самостоятельная работа
Словарная работа: Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань.
Тип урока: комбинированный, обобщение пройденного материала, урок - творчества.
Межпредметные связи: история, география, МХК
Зрительный ряд: выставка работ профессионалов, выставка детских работ в технике квиллинг, Презентация.
Музыкальный ряд: Корейская народная музыка, клавесин.
Ход урока
I. Организация урока:
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Всё в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Сообщение темы и цели урока.
Что ж давайте по порядку:
Загадаю вам загадку,
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым тему нашего урока назовёт.
(Учитель подходит к выставке изделий).
Все резные и цветные
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
на бумаге-
Как зимой окошко
узорами взорвалось
так все это творчество
Квиллингом назвалось.
Итак, тема урока “Картина из бумажных лент”, а девизом будут слова “Истина в том, чтобы делать чудеса своими руками”.
Что же это за странное слово – квиллинг?
Квиллинг или бумажная филигрань – это простое и очень красивое рукоделие, интересная техника создания узоров из бумажных полосок.
При помощи этой техники можно оформить практически все, что подскажет вам ваша фантазия: рамки для фотографий, поздравительные открытки, различные предметы интерьера. Да мало ли что можно сделать… Главное, что все изделия, созданные теплотой человеческих рук, получаются красивые, необычные и передают настроение автора. [Слайд 3]
А давайте вспомним, как зародился этот вид рукоделия, его истоки. (Входит английская дама 15 в.).
- Ребята, а подскажите, кто к нам пришел в гости и почему? (Ответы детей, о том, что родиной квиллинга была Англия и занимались этим видом рукоделия богатые знатные дамы)
- В каком веке возник квиллинг? (в 14-15 вв.). [Слайд 4,5]
- (Входит девушка кореянка) А кто в гости к нас пришел на этот раз? (ответы: потому что квиллинг из Европы распространился в страны юго-восточной Азии ) [Слайд 6.7]
- Чем отличается Восточный квиллинг от Европейского? [Слайд 8,9]
Истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века. Итальянские и французские монахи и монахини украшали бумажной филигранью иконы, обложки религиозных книг и предметы культа. А представительницы знати создавали орнаменты из кручёных бумажных полосок для украшения коробочек, корзинок, чайников, родовых гербов.
Сегодня искусство бумажной филиграни особенно популярно в США, Великобритании, Японии и Корее. А в ряде стран, в том числе и в нашей, оно только набирает популярность.
Это искусство стало массовым в Корее. Образ жизни и культурные традиции корейского народа стали созвучны это искусству. Национальные черты характера отражают точность, характер исполнения, моторику рук. Это искусство как никогда совпало с бытом и укладом жизни этого народа. И мы сейчас с помощью освоения навыков этого рукоделия стремимся выработать аккуратность, точность движений, сосредоточенность, баланс формы и объема, развить моторику рук.
Давайте вспомним, где находится Корея относительно нашего края. [Слайд 10]
- Какие общие черты костюма корейского народа и народов Дальнего Востока вы увидели?
Слайд 11
В прошлом году мы знакомились с проектной деятельностью. Расскажите что такое проект? Какие этапы работы над проектом? Давайте посмотрим проекты, которые вы готовили дома. (Свой проект ученица представляет).
III. Содержательная часть.
И это декоративное искусство не только
продолжает жить в современном мире, но и находит
новые средства выразительности.
Современные художники смело экспериментируют с
материалом, формой, цветом, создавая всякий раз
что-то совершенно новое.
Сегодня мы тоже будем современными художниками и в нашей творческой мастерской своими руками выполним панно для украшения классной комнаты в новой для вас технике - квиллинг. В магазинах, киосках всегда в продаже огромное количество самых разных, красочных сувениров.
Но иногда так хочется порадовать своих близких и друзей чем-то необычным, сделанным своими руками.
И сегодня на уроке мы сделаем оригинальную картину, которая обязательно порадует того, кому вы ее подарите.
- Какие инструменты нам понадобятся для работы? [Слайд 12,13.]
- Давайте с вами вспомним, какие свойства имеет бумага?
- Какие свойства бумаги вам понадобятся для изготовления открытки?
- Раз мы будем работать с зубочисткой, шилом, а это острые предметы, и клеем, надо вспомнить правила работы с острыми предметами и клеем.
Вспомним правила безопасной работы с клеем.
- Клей – опасное химическое вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность.
- Работая с клеем, пользуйтесь кисточкой.
- При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу.
- По окончании тщательно вымойте руки с мылом.
Техника безопасности
1. Работать начинай только с разрешения руководителя.
2. Применяй инструменты только по их назначению.
3. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
4. Пользуясь инструментом, держи его так, как показал руководитель.
5. Инструменты, материалы, заготовки и детали храни в предназначенном для этого месте.
6. Не держи ножницы концами вверх. Не оставляй их в раскрытом виде.
7. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
8. Рабочее место держи в чистоте.
Чтобы стильно и современно украсить свой дом, школу, класс, сделать подарок своими руками, совсем не обязательно тратить большие деньги.
7 слайд. И сегодня мы в этом с вами убедимся еще раз. В нашей работе будем использовать самые простые и доступные материалы, которые найдутся в каждом доме: цветная бумага, ножницы, клей ПВА и специальный инструмент для квиллинга, который можно сделать своими руками.
Основные фигуры квиллинга. Технологическая карта №1[ Слайд 14.]
IV. Постановка творческой задачи. Мотивация.
А сейчас вам предстоит увлекательная работа. С помощью нашей работы мы холодными вечерами, глядя на наши поделки, мы будем вспоминать яркие краски теплого времени и красивую природу нашей Родины. [Слайд 15-23]
Объяснение этапов работы над картиной. Технологическая карта №2.
V
I. Физкультминутка. [Слайд 24]Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
Целевые обходы учителя:
- Контроль организации рабочего места.
- Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.
- Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
- Контроль объема и качества выполнения работы.
V
II. Итог урока.Сегодня на уроке, ребята, вы все справились с заданием. Картины получились оригинальными. Ведь каждый из вас по-своему оформил, проявив творческую инициативу. Молодцы!
V
III. Оценивание результатов работы, выставление оценок.Наш урок приближается к концу давайте завершим его выступлением наших рукодельниц.
1-я ученица:
Пусть наше рукоделие,
Приносит всем радость
Прочь, долой безделье,
За работу радостно.
2-я ученица:
Постараемся еще
Сделать вещи сами,
Постараемся творить
Нашими руками.
3-я ученица:
Крутим мы в родной нам школе
Вещи нужные везде
И картины, и поделки
Разукрашенные все.
Сколько будет радости - маме подарю
Заботой и вниманием ее я окружу.
IX. Рефлексия.
- Кому сегодня на уроке понравилось?
- Кто испытал трудности при выполнении работы?
Учитель:
Ребята, вспомним пословицы и поговорки о труде.Участники по очереди рассказывают пословицы и поговорки о труде.
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
- Не за тем руки, чтобы зря болтались.
- Длинная нитка - ленивая швея.
- Не игла шьет, а руки.
- Из одних слов шубу не сошьешь.
- Где труд, там и счастье.
- Землю солнце красит, а человека труд.
- Тунеядец в народе, что сорняк в огороде.
- Кто любит труд, того люди чтут.
- Бездельничать любил, жизнь погубил.
- Взялся за дело, выполняй его умело.
- Кто не любит труд, бездельник тот и плут.
- Резать сразу не спеши, а измерь все и реши.
- Привычка трудится в жизни пригодится.
- От работы не беги, свое имя береги.
- Отдыхает тот по праву, поработал кто на славу.
- Тот человек в почете, чьи руки в работе.
- Тому не стыдно, чью работу видно.
X. Уборка рабочих мест.