Цели урока:
- Пронаблюдать над изменением по падежам местоимений 1-го лица единственного и множественного числа.
- Формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами.
Ход урока
1. Организационный момент и сообщение целей урока.
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
- Вместо какой части речи употребляются местоимения ?
(Дети: вместо имени сущ – ного)
- Имена сущ – ные изменяются по падежам . Как вы думаете изменяются ли по падежам местоимения ?
- Вот на этот вопрос и предстоит нам ответить сегодня.
2. Проверка домашнего задания.
- Прочитайте текст, который у вас получился.
- Местоимения какого лица вы употребили ? (3-го лица).
3. Чистописание.
На доске записаны слова :
ЮЛА, ЛЮБА, ЮЖНЫЙ, ВЬЮГА, СПЛЮ.
- что в этих словах есть общего ? (буква Ю)
Пропишите аккуратно элементы с этой буквой:
Юю ююб юв Юм Юл
4. Работа по теме урока.
А) знакомство с раздельным написанием местоимений 1-го лица с предлогами.
Изменить местоимения 1-го лица по вопросам :
- КТО?
- У КОГО?
- К КОМУ?
- НА КОГО?
- С КЕМ?
- О КОМ?
- Я
- У МЕНЯ
- КО МНЕ
- НА МЕНЯ
- СО МНОЙ
- ОБО МНЕ
- МЫ
- У НАС
- К НАМ
- НА НАС
- С НАМИ
- О НАС
- Как нужно писать местоимения с предлогами ? (Дети: отдельно)
- Почему ? (Дети: Предлог – это отдельное слово)
Б) Работа по учебнику.
Чтение вывода на стр. 167.
Упражнение 381, стр 167 – 168
- Найдите местоимения с предлогами (у нас, со мной, для них, они)
- спишите текст.
- найдите местоимения. Какого они лица ? (Дети: Ты – 2 лицо, мне – 1 лицо).
В) Упражнение “Исправь ошибки” :
Медвежонок отправился бродить по поляне. Вдруг он остановился . Перед нимсидела большая лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ей лапу. Она прыгнула в воду. Медвежонок сунул лапу в воду и потряс нею. Он с удивлением посмотрел , куда девался него новый приятель ?
Г) Упражнение “Четвертое лишнее”
ОН, ОНА, ОНО, Я – (я – местоимение 1 – го лица)
Я, ТЫ, ОНИ, ОН (ОНИ – местоимение во множественном числе )
МЫ, ОН, НО, ВЫ (НО – союз )
5. Физкультминутка.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
6. Словарно-орфографическая работа
А) Упражнение “ Какие это слова?”
- К данным словам добавьте буквы о, чтобы получилось слово:
ВРН (ворон ) ВСТК (восток) ГРД (город) МЛК (молоко).
Б) Выборочный диктант:
(читаю стихотворение Раскатова “Моя грамматика”)
- Ваша задача выписать местоимения , которые вы услышали в стихотворении.
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так.
Перво – наперво решительно
Скажет всем моя семья,
Что, конечно, Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня .
И не зря . Падеж Родительный
Для кого? А для меня.
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки. Дательный-
Это значит только мне.
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня !
И запомните: Винительный
Не касается меня !
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной...
Нет, друзья падеж Творительный
Сотворен совсем не мной.
Ждете видимо предложного?
Новых данных обо мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
7. Домашнее задание.
Упражнение 383, стр 168
8. Итог урока. Релаксация.
- как пишутся местоимения с предлогами ?
оцени себя:
- я узнал.....
- я научился .....
- меня удивило......
- я не понял ....