Предмет: Основы мировых религиозных культур
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Цели урока:
- Образовательные: сформировать представления учащихся о добре и зле, рассмотреть, как понимают добро и зло в разных религиозных культурах.
- Развивающие: развивать умения работать с текстом, выделять главное, сравнивать, формулировать вопросы, делать обобщения и выводы; развивать коммуникативные умения и навыки в процессе индивидуальной, фронталь-ной и групповой деятельности.
- Воспитательные: сформировать духовно-нравственные ценности, уважите-льное отношение ко всем религиозным культурам.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная (работа с книгой, рассказ, работа с дидактическим материалом, демонстрация, практическая работа, беседа).
Методы: частично-поисковый, иллюстративно-репродуктивный.
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97-2003.
- Урок № 9 “Добро и зло.”).
- Компьютер
- Проектор
- Учебник “Основы мировых религиозных культур” - 4 класс.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Звучит песня из мультфильма. Песня маленького Мука “Дорогою добра” сл. Ю. Энтина муз. М. Минкова ( слайд 1).
Учитель:
- Какая хорошая, добрая песня! - слайд № 2. Как прекрасно жить в мире, где все люди любят и понимают друг друга, умеют прощать обиды, поддержат, помогут в трудную минуту, порадуются твоим успехам. Все религии мира, все правила этики ведут человека по дороге добра. Ребята, скажите, что такое добро? Какого человека мы называем добрым?
(учащиеся отвечают с места).
II. Целеполагание и мотивация.
Учитель:
- Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества и рассмотрим понятия добра и зла, греха и покаяния в разных религиях.
III. Изучение нового материала.
1. Работа со словарем и фронтальная беседа с учащимися.
Учитель:
- Все религии мира выясняют вопрос о добре и объясняют людям, что значит быть добрым. Давайте рассмотрим, как объясняется лексическое значение слов: добро, добрый, добродетель в Толковом словаре С. И. Ожегова.
Работа со словарем ведется индивидуально, через 2-3 минуты ребята с места комментируют лексическое значение слов, приводят примеры.
Материалы из словаря С. И. Ожегова (слайд № 3).
Добрый:
1. Делающий добро другим, отзывчивый, выражающий эти качества. Добрый человек. Доброе сердце. Добрые глаза. Он добр ко мне.
2. Несущий благо, добро, благополучие. В добрый час. Добрые известия.
3. Хороший, нравственный.
4.Дружески близкий, милый. Наши добрые друзья.
5. Хороший, безукоризненный, отличный. Пожелание доброго здоровья. Добрый конь. Добрый молодец.
6. Безукоризненный, честный. Доброе имя.
Учитель:
- Добро – Все положительное, хорошее, полезное; противоположное зло. Желать добра. Сделать много добра людям.
- А что означает ребята - поминать добром?
(ответы учащихся: вспоминать с благодарностью, с хорошим чувство)
- Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность (слайд №4).
Добродетельный – высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели. Добродетельный человек, поступок.
- Вопросы добра и зла всегда волновали человечество (слайд № 5). Разные религии по-своему отвечали на них. Давайте послушаем сообщения на эту тему и выясним, что общего в рассуждениях о добре.
Сообщения учащихся.
Сообщение № 1(слайд № 6).
Библия о происхождении добра и зла.
Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Связь между Богом и людьми прервалась. Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. Еве было определено в болезни рождать детей и находиться в подчинении у мужа. Адаму было назначено в поте лица трудиться все дни его жизни. Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Первородный грех – это первый грех, который совершили Адам и Ева. В дальнейшем люди уже потеряли прямую связь с Богом и были открыты для воздействия зла. Даже ветхозаветные праведники не могли исцелить человека от первородного греха. Нужен был Спаситель, который искупил бы человеческие грехи и освободил людей от власти зла.
Учитель:
- Бог никогда не забывал о человеке. Его любовь к раскаявшемуся грешнику не знает границ. Не случайно одно из значений слова “грех” - ошибка, погрешность. Об отношении Бога к грешному человеку написано в Евангелии, в притче о блудном сыне.
Сообщение № 2 (слайд № 7).
Притча о блудном сыне. (Евангелие).
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Учитель и ученики делают выводы.
- В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!” (слайд № 8).
Учитель:
Мусульмане также рассуждают о добре и зле (слайд № 9). О моральных качествах человека можно прочитать в главной книге мусульман, Коране. В Коране слово “добро” повторяется много раз. Добрые дела нужны всегда и всем. Их совершают для друзей и близких, для знакомых и незнакомых, для всех, кто нуждается в помощи. “Если вы творите добро, то совершаете его для себя”, - написано в Коране. Ребята, объясните, как вы понимаете эти слова? (Добро всегда отзовется добром. Оно вернется к вам, может быть, даже не от того человека, которому вы помогли.) Послушайте дагестанскую притчу о добре, определите ее главную мысль.
Притча о добре (слайд № 9)
Учитель предлагает творческое задание: Ребята, объясните смысл этой притчи. Продолжите притчу, как вы думаете, что произойдет дальше?
(Учащиеся работают самостоятельно, продолжая домысливать сюжет притчи. Через 5-7 минут по желанию они рассказывают, что они придумали).
Учитель:
Послушайте стихотворение великого поэта Саади. Он жил в 13в., но его размышления о судьбе человека, об отношении к миру не устарели и сегодня.
(Ученик читает наизусть стихотворение) - слайд № 10.
Когда добро и мир несем мы людям,
То и в земле спокойно спать мы будем.
Ты здесь о жизни будущей своей
Заботься, не надейся на друзей.Все, что имеешь, миру открывай
И в землю, словно клад, не зарывай.Мудрец, благодеяний грех чуждаться!
Твори добро, чтоб после не нуждаться.Иди, давай бальзам больным сердцам,
Кто знает, вдруг больным ты будешь сам.
Учитель:
Мусульмане стараются быть добрыми и щедрыми (слайд № 11). Делать добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху.
3. Добро и зло в буддизме.
Учитель:
В буддизме добро и зло всегда идут вместе (слайд № 12). Маленький Гаутама (Будда) жил в прекрасном гармоничном мире, который искусственно создал ему отец. Но четыре встречи разрушили гармонию, перевернули всю его жизнь. Из первой встречи со стариком Будда узнал, что есть на свете старость. Вторая встреча раскрыла, что существует болезнь. После третьей встречи юноша осознал, что все люди смертны. Четвертая встреча с отшельником открыла путь избавления от бед. Гаутама оставил своих близких и поехал прочь из родного дома, чтобы избавить мир от страданий и зла. В буддизме зло – это болезни и беды, ссоры, старость, смерть. Человек может избавиться от зла, если достигнет духовного просветления и перерождения. У буддистов это называется состоянием нирваны.
Учитель:
Давайте послушаем джатаку ( притчу) буддистов, сформулируем ее главную мысль и объясним, как здесь раскрывается понятие добра.
Сообщение № 3.
Джатака об одиноком слоне (слайд № 13) - ребята читают по ролям.
Давным-давно в Гималаях жил прекрасный белый слон. Все восемьдесят тысяч гималайских слонов сошлись и сделали его вожаком. Но недолго он правил слонами, увидев в стаде грех, он удалился и стал жить один. Он никогда не выходил из леса, чтобы не вытоптать посевы земледельцев.
Однажды один из жителей Варнаваси заблудился в чаще. Слон, вы уже догадались, что это был переродившийся Будда, привел человека к себе, накормил его досыта вкусными плодами, посадил его на спину и привез в город. Горожане удивились такому чуду, все восторгались красотой и силой слона. Спасенного человека уже считали погибшим. Но, кажется, никто не обрадовался ему, кроме ростовщика, который ждал долг. Подойдя к слону, ростовщик потрогал его клыки и сказал, обращаясь к спасенному:
- Эти клыки – настоящее сокровище!
Слон покачал головой, словно соглашаясь с этой оценкой, а затем удалился с царственным достоинством.
Спасенный отправился на рынок, чтобы узнать, сколько стоят бивни живого слона. Он очень обрадовался, когда понял, что они дорогие.
Вскоре спасенный вернулся в лес и нашел там убежище одинокого слона.
- Ты снова заблудился? – воскликнул удивленный Будда в образе слона.
- Нет, - ответил человек. – Я пришел к тебе за помощью. Я бедный человек, мне не на что жить. А у тебя два клыка, которые стоят очень дорого. Отдай мне один клык, я его продам и буду кормиться, а ты можешь обойтись одним.
- Что ж, - сказал слон. - Сходи за пилой.
- Я ее захватил, я знал, что ты добрый слон и поможешь мне.
Слон подогнул ноги, чтобы человеку было удобно работать. А спасенный отпилил сначала один клык, а потом ,подумав, и другой.
- Ты не думай, - сказал слон, - что клыки мне не дороги. Знай, с их помощью можно достигнуть спасения и просветления.
Но человек, кажется, не понял смысла сказанного. Он спрятал бивни в мешок и зашагал к городу, даже не поблагодарив слона.
В городе он продал клыки, рассчитался с ростовщиком и некоторое время жил в роскоши на оставшиеся деньги. Когда они закончились он снова пошел в лес отыскал слона и сказал ему:
- Почтенный! Я продал твои клыки, но деньги пришлось отдать за долги. Мне снова не на что жить. Дай мне остатки твоих клыков.
- Возьми, - сказал слон, опускаясь на землю.
Он спилил клыки и отправился восвояси. Вскоре он снова пришел к слону и потребовал корни его клыков. Слон молча лег на землю. Отбив корни клыков, негодяй ушел. Слону было очень больно, но он не пошевелился и не застонал. Человек шел и думал, что купит он на вырученные деньги. Но шел он не далеко. Земля, которая выдерживает тяжесть гор дрогнула под его ногами. Из трещины в земной коре вырвалось пламя в форме хобота, и злого человека швырнуло в преисподню.
А Будда произнес: “Глаза неблагодарного повсюду так и рыскают. Людская жадность низкая.”
IV. Первичное закрепление.
Беседа по вопросам.
- Что такое добро? Приведите примеры добрых поступков своих близких, родных, знакомых (слайд № 14 – показать после ответов детей).
- Как называется непослушание человека Бог?
- Что значит быть добрым?” (слайд № 15)
- Легко ли быть добрым? Аргументируйте свое мнение примерами, которые вы услышали сегодня на уроке.
V. Домашнее задание (по выбору) – слайд № 16.
Напишите сочинение в форме эссе на тему:
“Быть добрым не всегда бывает просто”.
Подготовьте устные сообщения на тему: “Добрые поступки моих близких, родных, друзей”.
VI. Подведение итогов и рефлексия.
Ребята самостоятельно заполняют карточки, продолжая предложения
(слайд № 17):
“Доброта это....”
“О добре рассуждают во всех религиях, потому что...”
Учитель:
Скажите, что было на уроке самым: (слайд № 18):
- интересным
- важным
- трудным
Используемый учебный материал:
1. Книга для учителя (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений) Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М., “Просвещение”, 2010.
“Основы мировых религиозных культур” (Учебное пособие для общеобразовательных учреждений) Под редакцией Е.С. Токаревой, А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, А.Я.Данилюк, М., “Просвещение”, 2010.
А. И. Немировский “Мифы и легенды Древнего Востока” М., “Просвещение”, 1994.
3. Электронное приложение к учебному пособию “Основы религиозных культур и светской этики”. Модуль “Основы мировых религиозных культур” 4-5 кл. – М. Просвещение, 2010 г.
4. http://i024.radikal.ru/1106/b8/69fc62526d73.jpg
5. http://s07.radikal.ru/i180/1106/2b/eb69e12d9035.png
6. Видеоматериалы. Компьютерная презентация (См. Приложение 1)