Цель урока: сформировать у учащихся знания о значении слуха в жизни человека на основе межпредметной интеграции.
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить формирование знаний о строении анализаторов на примере слухового анализатора;
- рассмотреть строение и функции уха;
- изучить, как происходит преобразование звуковой энергии в механическую;
- выработать правила гигиены слуха.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать, анализировать, формулировать выводы, самостоятельно работать с информационными источниками, применять полученные знания для решения практических задач;
- содействовать развитию умения интегрировать материал разных наук (биологии, физики, истории, музыки, литературы).
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, коммуникативных навыков;
- продолжить формирование умений и навыков бережного отношения к своему здоровью.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мыслительный лист, дидактический материал (биологическое лото – карточки с заданием на соответствие), ватные палочки.
Презентация урока (приложение 1)
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята. Я попрошу сейчас улыбнуться всех, кто сегодня пришёл в школу с хорошим настроением. А теперь поднимите руки те ребята, кто очень торопился в школу. Те ребята, которые сегодня будут помогать мне на уроке, похлопайте в ладоши. Я тоже рада нашей встрече с вами.
2. Актуализация знаний и умений.
Сегодня вы будете работать не только с учебником и фрагментами презентации, но и с мыслительными листами (приложение 2), которые вы видите у себя на столе.
Скажите мне, а какие отделы нервной системы мы изучаем с вами?
Верно, анализаторы.
А для чего необходимы анализаторы?
Да, чтобы жить в мире, чувствовать его, познавать его. Любой анализатор имеет свои составляющие, назовите их.
(Слайд 2). Задание №1. Разбейте на группы. На слайде вы видите отделы анализатора. На мыслительном листе (приложение 2) – отделы разных анализаторов. Разбейте на группы.
Посмотрим на слайд 3 и сравним с правильным ответом.
Задание №2. Напомните мне, а каком анализаторе мы говорили с вами на прошлом уроке.
Верно, о зрительном.
На столах у каждого из вас биологическое лото, поработав в парах, соедините карточки по смыслу.
Проверим, правильно ли мы это сделали (слайд 4).
Посмотрите на (слайд 5). О чём он?
Верно, о дальтонизме – болезни, при которой человек не различает определённые цвета.
(Слайд 6). Заболевание получило название в честь учёного Дальтона, который страдал этим недугом.
3. Изучение нового материала.
А теперь посмотрите на эпиграф нашего урока, который помещён на доске. Прочитаем его вслух:
Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос:
Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьез.
Итак, какова тема нашего урока?
Слуховой анализатор.
А что такое звук, прочитав стихотворение Заболоцкого на мыслительном листе (приложение 2), вы поймёте, что это такое.
Рождённый пустыней, колеблется звук,
Колеблется синий на нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звёздах
Колеблется лист.
(Н. Заболоцкий)
Обратимся к физике. Дело в том, что звук – это механические колебания, происходящие с частотой от 20 до 20 000 Гц т.е. от 20 до 20 000 раз в секунду. Говоря о строении человеческого организма, мы не должны забывать о том, что мы изучаем себя для того, чтобы сохранить здоровье.
4. Физкультурная пауза.
Работая на уроке, мы напрягаем глаза, поэтому очень важно делать гимнастику для глаз. Вращаем глаза, рисуем глазами знак бесконечности, сосредоточенно смотрим на кончик пальца, приближая и отдаляя его.
5. Продолжение изучения нового материала.
Теперь мы поговорим о строении слухового анализатора.
Рецепторы – слуховой нерв – височная зона коры больших полушарий.
Изучаем строение уха. (слайд7): Орган слуха - ухо: наружное, среднее, внутреннее.
Поработайте с учебником (стр. 85-87). Заполните схему (приложение 2):
Давайте, посмотрим на доску, где помещена правильно заполненная схема, я предлагаю сравнить и исправить ошибки, если они у вас есть.
(Cлайд 8,9) . Теперь поговорим о функциях:
Ушная раковина: улавливает звуки
Наружный слуховой проход: проводит звуковые колебания
Барабанная перепонка: преобразует звуковые колебания в механические, передаёт в среднее ухо.
Слуховые косточки: молоточек и наковальня - рычаги, стремя – своеобразный поршень. Они усиливают слабые колебания барабанной перепонки и передают их во внутреннее ухо. Стремя упирается в овальное окно.
Слуховая труба: соединяет среднее ухо с носоглоткой. Выравнивает давление, возникающее при усиленном шуме. (врач ухо-горло-нос).
Улитка: раковина в 2,5 оборота. Внутри костного лабиринта улитки находится перепончатый лабиринт. Оба они заполнены жидкостью, колебания которой вызываются ударами стремечка по овальному окну. Внутри перепончатого лабиринта по всей длине завитков улитки тянутся пять рядов клеток с тончайшими волокнами (по 60-70 у каждой клетки). Это волосковые слуховые клетки (их около 24 тыс.) крепятся к мембране, которая состоит из отдельных волокон. Стоит возникнуть колебаниям в жидкости улитки, как занавес начинает касаться волосков слуховых клеток, порождая электрические импульсы различной силы. Слуховой нерв собирает эти импульсы и передаёт их через подкорковые узлы в кору височных долей головного мозга. Они и обеспечивают анализ и синтез звуков.
6. Валеологическая составляющая урока.
Давайте поиграем в игру “Устами младенца”. Отгадайте с нескольких попыток слово:
- Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
- Особенно много этого в больших городах.
- От этого люди болеют, нервничают, громко кричат, а этого становится ещё больше.
- Его издают разные приборы, машины.
- Если этого много, то он вызывает головокружение, если действует постоянно в течение длительного времени, то вызывает глухоту.
(Шум) (слайд 10)
Звуки не всегда играют полезную роль. Прочитайте об этом в мыслительном листе (приложение 2).
- Еще в 60-е годы были проведены исследования влияния акустических колебаний на физиологию растений. Оказалось, что органная музыка Баха не вредит растению, а как бы позволяет сохранить свою “осанку”. В то время как бурная музыка рок-н-ролла может убить растение. Непрерывный многодневный грохот бульдозера вызывает линьку перьев у водоплавающих птиц, при действии шума снижаются надои молока и привес. У зверьков: лисы, песца, норки начинаются преждевременные роды. Сильный шум доводит зверьков до такого исступления, что они убивают своих детенышей.
Какой вывод мы можем сделать?
Недавние исследования ученых показали, что снижение слуха у жителей планеты происходит такими темпами, что в скором будущем этот недуг может оказаться настоящим бедствием. Слух необходимо беречь.
Послушайте очень известное музыкальное произведение. Вы узнали композитора? Это “Лунная соната” Л. Бетховена. (слайд 11). Выдающийся композитор Л.Бетховен сочинил “Лунную сонату” будучи частично глухим. Когда он полностью оглох, продолжал слушать музыку с помощью трости, одним концом которой он опирался на рояль, держа во рту трость. Так могут воспринимать звук, который проходит через кости, люди, у которых не повреждён слуховой нерв. Вслушайтесь в звуки “Лунной сонаты”. Композитор хотел выразить много мыслей, одной из которых была такая: возможности человека велики, даже тяжёлый недуг не помеха для сильных духом людей. Человек должен стремиться изо дня в день к вершинам мастерства, к поиску нового, к совершенству.
7. Закрепление.
А теперь ответьте на вопросы:
- (слайд 12) Если на Луне под самым ухом у человека выстрелить, услышит ли он? (нет, звук – это колебания воздуха, его нет на Луне).
- (слайд 13) Где располагается орган слуха у кузнечика? (на передних ногах)
- Для чего в самолёте рекомендуется при взлёте открывать рот (евстахиева труба опускается и выравнивает давление).
- (Демонстрация ватных палочек) Что это? На Руси палочки для ковыряния ушей называли копоушечками, их изготавливали из дерева, а для состоятельных людей из металла, слоновой кости. Если человек чрезмерно увлекался чисткой ушей, то его называли копушей.
Пример из истории: Средняя Азия, середина 19 века Бухарским эмиром правит пятый эмир Мангышской династии Насрулла Баходур по прозвищу “мясник”. За время его 33-летнего правления в Бухаре свершилось до 100 казней. В 1855 году Насрулла захватил соседний Шахрисяб. Дочь шахрисябского шаха становится наложницей в его многочисленном гареме. Но девушка не захотела мириться с этим, однажды ночью ей удалось подкрасться к Насрулле, когда он крепко спал, и влить ему в ухо ртуть. Как известно, ртуть не может просочиться сквозь барабанную перепонку.
Почему же так случилось? (в барабанной перепонке у него была дырка. К образованию дырок в барабанной перепонке могут привести воспаления среднего уха, вызванные скарлатиной, корью, золотухой).
8. Запишите домашнее задание:
Стр. 84-89, записать в тетрадь практические рекомендации по гигиене органа слуха. И последнее задание: на клейких листочках напишите о том, что вас больше всего удивило на уроке и прикрепите на доску. Это будет рефлексией нашего урока.