Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья по подготовке к школьному обучению

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Никому не придёт в голову готовиться стать инвалидом самому или готовить к этой участи родных. Никто, однако, не застрахован от временной или постоянной потери трудоспособности, от травмы, увечья, тяжёлого заболевания или нездорового ребёнка. По статистике, каждая десятая семья на протяжении жизни сталкивается с проблемой инвалидности близкого человека. Особенно тяжело переживаются в семье случаи утраты физического или психологического здоровья ребёнком. Такая ситуация вовлечёнными в неё взрослыми воспринимается, как кризисная, как ситуация невозможности. Для родителей отныне представляется невозможным реализовать внутреннюю необходимость обеспечения для ребёнка полноценного физического и психического существования, хорошего образования, необходимого для его возраста общения со сверстниками. Иными словами, оказывается фрустрированной реализация родительского предназначения.

Неумение оказать детям с ограниченными возможностями здоровья адекватную психологическую поддержку является одной из главных отличительных черт родителей данной категории. Вместо того, чтобы поощрять их стремление к изменениям, они часто торопятся предупредить возможные неудачи, сделать что-то не совместно с детьми, а за них. Вместо того, чтобы помочь детям осуществить новое действие самостоятельно, они дают им понять, что это слишком сложное и недоступное для них действие и формируют, таким образом, низкую самооценку. Получается порочный круг, разорвать который может только родитель. Но для этого он должен быть замотивирован на сотрудничество с психологом. Важно, чтобы родитель понял, что здоровье ребёнка начинается со здоровья семьи, здорового отношения к жизни, что проблемы семьи разрешаются только тогда, когда родители берут на себя ответственность за их решение. Важно показать семье, что физическое здоровье – это отражение психологического состояния, образа жизни, образа мыслей и отношения к миру. Когда семья осознаёт это она легко включается в коррекционную работу и активно ищет способы самооздоровления. Ведь любая семья это система. А любая система имеет тенденцию к стабилизации. В результате, из проблемной она превращается в стабильную, из больной в здоровую.

Среди многих проблем, стоящих перед нашим обществом, в настоящее время появилась острая необходимость в обучении родителей правильным способам взаимодействия с детьми, умению распознавать собственные потребности и потребности ребёнка, учитывать возрастные особенности ребёнка, понимать причины и последствия его поступков, научиться оказывать психологическую поддержку и овладеть приёмами эффективного взаимодействия. Родители, которые стремятся участвовать в развитии и обучении своих детей могут добиться результатов только в том случае, если им удаётся установить хорошие отношения со своим ребёнком.

Результаты исследований показали, что инвалидность у детей определяет социально-психологическую значимость проблемы реабилитации не только у ребёнка, но и всей семьи в целом. Это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, приводит, в том числе, и к проблемам в обучении, в общении, трудовой деятельности в будущем. Что в конечном итоге приводит к закрытости семьи от общества, неумении и зачастую в нежелании выбраться из кокона болезни.

Восполнить это пробел поможет группа по подготовке детей к школьному обучению “Первые ступеньки

Целью занятий является повышение психологической и педагогической грамотности родителей и повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию.

На сегодняшний день групповые занятия- наиболее удачная форма работы с детьми с ограниченными возможностями. Детско-родитедьские занятия создают условия для того, чтобы родители могли увидеть индивидуальные особенности детей, выбрать наиболее подходящую для ребёнка тактику своего поведения в общении с ним.

Дети с ограниченными возможностями требуют особого подхода и особых форм работы с ними. Двигательная расторможенность у них часто соседствует с повышенной утомляемостью, истощённостью. У таких детей нередко бывают головные боли, плохое настроение, рассеянное внимание. Они устают от длительной нагрузки. Сказывается и неправильное воспитание (гиперопека), ограничение деятельности общения, связанные с двигательной и речевой недостаточностью. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на замечания, чутко подмечают изменения настроения окружающих, нередко у них возникают страхи.

Наша задача – научить родителей помогать детям преодолевать эти трудности, стать самостоятельными и более уверенными в себе. Кроме того, детско-родительские занятия способствуют укреплению эмоционального конакта между родителем и ребёнком. Детям нравится, что мама не просто присутвует на занятии, а является участником. Дети и взрослые становятся на время друзьями, товарищами по играм.

Система государственного образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы; причём для - более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение. Таким образом, необходима помощь в профилактике и диагностике трудностей в обучении будущих первоклассников.

Можно выделить неблагоприятные факторы, влияющие на готовность ребенка к школе: это функциональная неготовность к обучению в школе, конфликтные ситуации в семье, неудовлетворенность потребности ребенка в общении со взрослыми, недостаточное развитие навыков общения, и способности взаимодействовать с детьми.

Программа “Первые ступеньки” рассчитана на психологическую подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению. Проведя первую диагностику уровня развития, даются индивидуальные рекомендации родителям по развитию конкретного ребёнка. Психолого-педагогическая диагностика детей даёт возможность прогнозировать их развитие. Для этого мы используем следующие методики: “Графический диктант”, Д.Б Эльконина; “Упражнения “Образец и правило” А.Л. Венгера, “Рисунок человека” Ф.Гудепафа; “Моя семья”, “Несуществующее животное”, Диагностики - Е.А. Стребелевой, Т.В.Беловой, В.А.Солнцевой, Л.М.Шипицыной.

В программе используются методы и приёмы:

1. Психофизические упражнения. арттерапия и игровая терапия, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.

2. Подвижные ролевые игры развивающие “комплекс произвольности”, которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих.

3. Проективные методики и упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления, способности к воссозданию мысленных образов, увеличение объёма внимания, приёмов самоконтроля.

4. Сказкотерапия, психокоррекционные упражнения для работы отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.

Нашей задачей является донести до родителей значение развивающих игр. Родители должны понять, чтобы заинтересовать ребёнка и помочь овладеть ему новой информацией, нужно превратить обучение в игру; не забывать хвалить ребёнка.

На занятиях используем следующие игры и упражнения.

“Повтори движение” (Вариант игры Б.П.Никитина “Обезьянки”) Взрослый садится напротив ребёнка, делает пальцами своей руки какую-либо “фигуру”, ребёнок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки- повторить “фигуру”. Если данное задание вызывает сложности, то сначала потренироваться, проводя упражнения сидя, рядом (а не напротив ребёнка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Игры с рисованием”. Если у ребёнка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучатся письму – то предлагаем порисовать. Рисуем в воздухе квадратики , кружочки, лабиринты (наиболее интересно, когда ребёнок рисует для родителя, а родитель - для ребёнка).

“Пластилиновые фигуры” Лепим из пластилина геометрические фигуры, печатные буквы, цифры. Затем проводим опознавание изготовленных букв, цифр с закрытыми глазами.

“Волшебная крупа” .Берём яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпаем по подносу любую мелкую крупу, предлагаем ребёнку порисовать пальчиком. Предлагаем родителям нарисовать вместе с ребёнком нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, дом, солнышко, буквы, цифры и т.д.).

“Верёвочка”. Берём верёвку (толщиной с мизинец ребёнка) и завязываем на ней четыре, семь или двенадцать узлов. Ребёнок перебирает узлы пальцами, на каждый узел называет время года, день недели или месяц года по порядку.

“Раскрашивание в парах” (родитель + ребёнок).Для выявления умения взаимодействовать родителей и детей. Предлагаем им раскрасить вдвоём: дерево, яблоко, тарелку.

Упражнение на развитие мелкой моторики.

“Семья”. Исходное положение: сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка.

Этот пальчик это Я. Вот и вся моя семья.

(на слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы).

“Домик”. Исходное положение: сжать в кулачок , поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого. Раз, два, три, четыре, пять –

(разгибаем пальцы)

Вышли пальчики гулять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы).

Раз, два, три, четыре, пять – (сгибаем все пальцы в кулак, по очереди, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять. (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак).

“Здравствуйте, пальчики”. Исходное положение: расположить ладонь перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Кончиком большого пальца поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем другой, после – двумя руками одновременно. “Здороваясь”, большой палец обращается по имени к другим пальцам – Здравствуй, указательный!

Привет, средний! - Здорово, безымянный! – Как дела, мизинец?

“Пчёлка”. Исходное положение: выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, над цветами я кружу!

“Улитка” Исходное положение: указательный, средний и безымянный палец прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди? потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу.

Улитка, улитка! Высуни рога.
Дам тебе я хлеба или молока!

Упражнения на развитие логического мышления.

Игра “Назови одним словом”

- Март, апрель, январь, июнь (месяцы)

- Хлеб, молоко, колбаса, макароны (продукты)

- Стол, стул, диван, шкаф (мебель)

- Тарелка, чашка, ложка, стакан (посуда)

- Молоток, пила, топор, лопата (инструменты)

- Тетрадь, учебник, ручка, альбом (школьные принадлежности)

- Холодильник, утюг, пылесос, телевизор (электроприборы)

“Смысловой ряд”. Какое будет четвёртое слово:

- Лиса-нора, медведь - (берлога)

- Сахар- сладкий, лимон – (кислый)

- Больница – лечение, школа – (обучение)

- Осень- дождь, зима – (снег)

- Утка- утёнок, курица – (цыплёнок)

Игра “Продолжить ряд”

- Транспорт – это самолёт, (автобус, теплоход, машина, троллейбус, поезд):

- Времена года – это зима (весна, лето, осень)

- Дни недели – это понедельник, (вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

- Дикие животные – это медведь. (лиса, заяц, белка, волк, рысь)

- Обувь это – туфли, (сапоги, кроссовки, ботинки, сандалии)

Четвёртый- лишний”

Детям необходимо выбрать четвёртый лишний предмет:

- Яблоко, груша, помидор, апельсин.

- Козлёнок, телёнок, лошадь, котёнок.

- Шапка, кепка, пальто, косынка.

- Карандаш, стакан, ложка, тарелка.

- Собака, волк, кошка, коза.

Упражнения для развития памяти и внимания.

“Рассмотри внимательно”. Детям предлагаем сюжетную картинку, просим внимательно её рассмотреть и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку убираем и задаём вопросы по картинке, например: “Сколько ёлочек было на картинке? Кто катался с горки? Дети должны ответить на вопросы.

“Чего не стало?” Раскладываем на столе десять предметов и предлагаем детям рассмотреть и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, педагог убирает один предмет, дети открывают глаза и называют чего не стало.

“Хлопни в ладоши”. Называем разные слова, просим детей хлопнуть в ладоши, когда они услышат название животного.

Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, коза, мяч, кошка и т.д.

“Каскад слов”. Просим ребёнка повторять слова, начинаем с одного слова, затем называем два. Ребёнок их повторяет в той же последовательности.

  • Огонь;
  • Дом, молоко;
  • Конь, гриб, игла;
  • Петух, солнце, асфальт, тетрадь;
  • Крыша, пень, вода, свеча, школа.. ит.д. до 10 слов

Упражнения на развития тактильной чувствительности в парах (ребёнок + родитель).

Массаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательными пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.

Массаж боковых поверхностей пальцев рук.

Массаж головы. Пальцы рук слегка согнуты, плавными, поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.

Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать её проводя ладонью от запястья и обратно, затем от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.

Массаж ладоней с помощью массажных шариков.

Упражнения на развитие эмоциональной сферы ребёнка.

“Поссорились и помирились”. Родитель и ребёнок изображают поссорившихся.

Родитель и ребёнок стоят спиной друг к другу и топают ногами, а руки на поясе. Затем помирившихся.

Драматизация сказок через разные виды театров: пальчивого, бибабо,кукольного.

Включаем в занятия элементы пантомимы и психогимнастики, что даёт возможность раскрыть творческий потенциал ребёнка, сделать его более раскованным, пластичным, уверенным в себе.

Участие родителей на занятиях дают возможность им понаблюдать за адаптацией ребёнка к новому социальному статусу, а так же усвоить формы занятий, игр, упражнений, готовящих детей с ограниченными возможностями. к школьному обучению.

Подготовка детей к школе – задача всех взрослых, окружающих ребёнка.. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги объединили свои усилия, направленные на воспитание и обучение будущего школьника.

В работе с родителями и детьми придерживаемся таких рекомендаций:

  • Видеть в каждом ребёнке уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё.
  • Помогать детям стать более уверенными в себе.
  • Доставлять ребёнку радость общения, радость совместного познания, труда, игры.
  • В общении с детьми чаще использовать просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.
  • Безусловно принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он умный, красивый, помощник и т.д., а просто за то, что он есть.