Сегодня перед школой, развивающейся на основах компетентностного подхода, стоит задача освоения новых форм оценивания, которые отражали бы данный подход. Нами в рамках работы “Педагогической лаборатории”, действующей в школе, осваиваются методики, основанные на элементах деятельностного, интегрального оценивания знаний, составляются программы, призванные отследить достаточность уровня образованности учащихся для решения круга проблем. О результатах обучения, эффективности тех или иных методов судят главным образом по объёму знаний и умений, выраженных в показателях успеваемости. Поэтому мною ведется диагностика обученности учащихся. (см. Приложение “Результативность обучения”) Важным звеном обучения является объективная и содержательная оценка усвоения учащимися изучаемого материала. Существует много рекомендаций, мнений и подходов к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся. Опишу свою методику оценивания учебных навыков учащихся. На уроках, посвященных знакомству с новым материалом, отметки не ставятся совсем, что позволяет полностью снять страх и тревогу учащихся перед неправильным высказыванием. Единственное исключение - высокие поощрительные оценки за нестандартное решение, смелую идею. При самостоятельном составлении опорного конспекта оцениваются самые лучшие работы. Практикумы же, контрольные и самостоятельные работы, математические диктанты, зачеты, смотры знаний сопровождаются большим количеством оценок. Домашние задания проверяю, предлагая индивидуальное задание по выполненному ранее домашнему заданию (карточки с указанием номеров заданий из учебника). На уроках коррекции знаний даются задания с алгоритмическими предписаниями, после выполнения которых ученик отчитывается, т.е. выполняет проверочную работу. Итоговый контроль знаний реализую при выполнении тестов, тематических контрольных работ и зачетов. Зачетная работа - это итог по данной теме. Если ученик к зачету по изученной теме ответил всю теорию (опорные конспекты, теоремы, свойства), то он от теоретической части зачета освобождается. Почти каждый урок начинается с повторения в виде математического диктанта, состоящего из пяти вопросов или примеров, которые после выполнения проверяются самими учащимися по готовому ответу или соседом по парте. Раздел повторение включает в себя, как правило, 5 зачетов, на необходимые учебные умения и навыки. Тематика зачетов может быть разной (в зависимости от учебной четверти, класса и степени его подготовленности). Например, в седьмом классе я выделяю: отработку вычислительных навыков, умение решать уравнения, задачи на составление уравнений, задачи на проценты и задачи, связанные с построением графиков. Отработка вычислительных навыков является основополагающей в преподавании математики, поэтому зачеты на вычислительные навыки сдаются практически каждую неделю, особенно в 5—7-х классах. Такая форма работы в начале урока носит систематический характер и организует учащихся на дальнейшую работу на уроке. Аналогично происходит отработка навыков и при решении уравнений. При проведении зачета по решению уравнений целесообразно дать три уравнения (в целях экономии времени).
Решение одного уравнения оценивается отметкой 3,
- решение двух уравнений - 4.,
- решение трех – 5 .
Первое уравнение, как правило, несложное;
- второе уравнение проверяет умение находить неизвестную величину в тех или иных формулах, особенно физических;
- третье содержит все этапы применения алгоритма по решению уравнений (проверка делается по желанию).
При решении задач на составление уравнений пяти выделенных минут, конечно, мало. Поэтому я предлагаю на уроке составить уравнение, используя краткое условие, и если оно составлено правильно - оформить его решение дома.
Критерий отметки следующий:
4 - верно описано составление уравнения и дано его решение,
5 - полученный результат истолковывается в соответствии с условием задачи.
3 - уравнение составлено, верно
Приведу пример: Решение уравнений (время — 5 мин)
Вариант 1
1. Решите уравнение:
а) 2х + 9 = 23 - х.
б) 5(2х - 1)- 3(2 + 4х)х - 3.
2. Выразите v: s = vt
Вариант 2
Решите уравнение:
а) 14 – у = 19—11у.
б) 1,5(3х - 4) = 6 - 2(3- 2х).
2. Выразите t: s = vt
Диагностика по геометрии включает в себя:
1. отчеты по теории: определения, формулировки теорем, аксиомы, понятия.
2. доказательства всех теорем, запланированных на ту или иную четверть.
3. отработку навыков и умений: самостоятельные, контрольные, практические классные и домашние работы.
4. дополнительную работу, включающую в себя творческую работу и самообразование.
Критерии оценивания: если учащийся правильно формулирует определения, аксиомы, теоремы и может выполнить поясняющие чертежи, а также применять полученные знания в простейших задачах - его можно оценить отметкой 3.
Ученик, который ко всему перечисленному доказал все предложенные ему в данной четверти теоремы (их, как правило, не менее пяти) - может претендовать на 4.
Новая ступенька качества знаний - это применение их в различных ситуациях при решении задач, при выполнении практических, самостоятельных и контрольных работ. Ученики, которые показывают хорошие и отличные знания, могут претендовать на 5.
Дополнительную работу учащиеся выполняют по желанию.
Ее объем для каждого индивидуален: от нескольких задач до написании проектной исследовательской работы.
Эта работа ведется мной из года в год. Хочу отметить, что ученикам разрешается пересдать все зачеты и теоретические вопросы. А вот пересдать контрольные и самостоятельные работы нельзя. Итак, с одной стороны - учащиеся получают шанс отчитаться еще раз, тем самым повысить качество обученности; в то же время подчеркивается значимость самостоятельных и контрольных работ как практическая реализация полученных знаний. На основе такой работы получаем более полную информацию об учебных достижениях каждого ученика и, отслеживая результаты его учебной деятельности, даем соответствующие рекомендации. Выбор способа оценивания влияет в первую очередь на мотивацию учеников. Знание заранее объема требований, того, чему они должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы учителем, а также наличие одинаковых шансов и возможностей для получения более высокого балла, повышает математическую культуру ученика, активизирует мотив достижения успеха, вызывает стремление к повышению своего рейтинга, своей оценки. Тестирование как форма контроля усвоения материала темы давно вошло в нашу практику. Применение компьютерных программ (в этом учебном году программу для ЭВМ “Инструментальная среда для создания программно-педагогических тестов и адаптивного тестирования”) при тестировании облегчает работу учителя, так как результат тестирования сразу же видят все участники учебного процесса. При тестировании каждой отметке приписывается определенная величина в процентах.
Например,
- от 90 до 100 % соответствует 5;
- от 75 до90 % - 4;
- от 50 до75 % - З;
- от 30 до 60 % - 2;
- 30% и ниже - 1.
В рамках работы Творческой Педагогической Лаборатории в нашей школе нами составлены критерии оценивания проектов, разрабатываемых учащимися.
Например, в параметры внешней оценки проекта включены:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Эффективность активности и самостоятельности учащихся можно отследить по результатам их отчетов о ходе их работы в проекте. Вопросник для учащегося может состоять из следующих позиций, которые помогут при разработке последующих проектов:
- Как ты организовал свою деятельность?
- В каких видах работ участвовал?
- Какими видами информации пользовался и как ее отбирал?
- Достаточно ли было тебе времени, отведенного для работы?
- Какой вид работы ты выбрал и почему?
- Каким образом использовался тобой компьютер?
- Чему ты научился в результате работы по проекту (о том, как собирается необходимая информация, о том, в каких видах может быть представлена та или иная информация и пр.)?
- Что нового ты узнал о себе и о товарищах в группе?
- Что в заданиях понравилось (что - нет)? Рейтинговая оценка знаний учащихся все шире используется в практике работы учителей. Эту форму оценки качества знаний я использую на своих уроках. Рейтинг необходим везде, где есть необходимость сравнивать результаты деятельности людей и он всегда подразумевает конкурсность, соревнование. Система рейтинговой оценки зависит от способов организации учебного процесса.
Такие виды деятельности учащихся как:
- выполнение контрольных работ;
- выполнение лабораторных работ;
- результаты сдачи зачетов оцениваются из определенного количества баллов.
Вид деятельности - Максимальное количество баллов
- Контрольные работы - 10
- Лабораторные работы - 8
- Зачеты - 12
Затем подсчитывается общая сумма баллов, набранных каждым обучаемым и процент этой суммы по отношению к максимально возможному количеству баллов.
Может быть также определен ранг (место) каждого ученика.