Цель урока: познакомить с устаревшими словами.
Задачи урока:
наблюдать за словами,
вышедшими из употребления, устанавливать
причины, по которым слова выходят из
употребления (исчезновение предметов, явлений),
ввести понятие устаревшие слова, наблюдать за
значением устаревших слов.
Оборудование:
- Учебник “Русский язык” , 2 кл., авт. С.В.Иванов, “Вентана-Граф”, 2009 г., с.82
- Иванов С.В., Кузнецова М.И. “Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс”- М.:Вентана-Граф, 2005.- с.325
- Компьютер, медиапроектор.
- Карточки с заданием.
Ход урока
I. Организационный момент
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не смогу один
Сможем ты и я!
II. Актуализация знаний, введение в проблему.
Приготовление к восприятию нового.
- Ребята, сейчас мы перекинемся с вами на много лет назад
- Представьте себя в старинном городе (Слайд 2).
- Нас встречают люди (щелчок по картинке), они о чем-то говорят.
- Давайте послушаем разговор барыни и служанки, все ли нам будет понятно. Прислушайтесь и постарайтесь запомнить непонятные слова.
Сценка “Барыня и крепостная”.
- Марфа! Марфа!
- Слушаюсь барыня.
- Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!
- Никак не лытаю, барыня.
- Что за дело пытаешь?
- В хоромах прибираюсь.
- Меня в гости позвали, помоги нарядиться!
- Слушаюсь, барыня.
- Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Подай мне зерцало!
- Примите барыня.
- Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела?
- Вразумела, барыня. Будет исполнено.
- Какие непонятные слова услышали?
- Почему мы их не понимаем?
- Они употребляют в своей речи слова, значения которых мы не знаем.
- А почему мы не используем эти слова в речи?
- Куда они исчезли?
- Как узнать значение этих слов? (в толковом словаре)
- Откройте учебники на стр.83, упр.1 и прочитайте толкование устаревших слов слов. (Чтение сопровождается показом иллюстраций, слайды 3-6). Итак, почему эти слова устарели? (исчезли эти предметы).
- Запишите толкование любого слова в тетрадь (Слайд 7)
III. Постановка темы и цели урока.
- Как же мы назовем такие слова, которые устарели?
- Да, ребята, жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают. Итак, слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими.
- Назовите тему нашего урока.
(Устаревшие слова – тема нашего урока).
- Сегодня на уроке мы откроем старинный бабушкин сундук, в котором хранится много устаревших слов. (Слайд 8)
IV. Объяснение новой темы:
1. А где мы сейчас можем встретить устаревшие слова?
- Для чего нам надо знать их значение?
-Задание: “Разберемся с незнакомыми словами”
Сказка Петра Павловича Ершова “Конёк-горбунок” написана в 19 веке. Многие слова в этой сказке устарели, их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими. Сегодня мы будем работать над отрывками из этой сказки, искать в них устаревшие слова и пытаться объяснить их значение и попробуем открыть бабушкин сундук.
2. Итак, 1 группа.
1)
Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.
В этом отрывке мы нашли устаревшие слова: Седмица и Град. (Слайд 11)
2) Открываем сундук – слова записываем в тетрадь (Слайд 12)
3) Седмица - так в старину называли неделю. Се – семь, дми- дней. Семь дней – то есть неделя. (Слайд 13)
А знаете ли вы, что в старину было слово Неделя? Так называли воскресенье. Как вы думаете , почему? (нет дел)
4) Град – так в старину называли город. (Слайд 14)
3. 2 группа
1)
Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами
2) В этом отрывке мы встретили такие слова: кушак, сафьян. (Слайд 15)
3) Открываем сундук – слова записываем в тетрадь (Слайд 16)
4) Слова сафьян и кушак употреблялись в старину.
5) Кушаком называли широкий пояс, а сафьяном тонкую и мягкую козью шерсть. (Слайды 17,18)
6) Сейчас мы не употребляем эти слова: кушак исчез из нашей одежды, а слово сафьян заменяется сочетанием тонкая кожа. (Слайд 19)
Как можно назвать эти слова: кушак – пояс? (Синонимы) Итак, мы видим еще одну причину исчезновения устаревших слов – они заменились другими словами – синонимами.
4. 3 группа.
1)
Да еще рожу конька
Ростом только в тори вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
2) В этом отрывке мы встретили такие слова: вершок, аршин. (Слайд 20)
3) Открываем сундук – слова записываем в тетрадь (Слайд 21)
4) Вершок – старинная русская мера длины, равная четырем с половиной см. (Слайд 22)
4) Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см. (Слайд 23)
5) А давайте теперь попробуем выяснить, каков же был рост Конька-Горбунка? (словарная статья в учебнике) Получается , он был ростом примерно с ребенка-подростка. (1 м 55 см ), а его уши? (Слайд 24)
5. Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Хотите еще открыть сундучок и узнать другие слова? (Слайд 25)
– Чело, очи, уста, перст. Есть ли известные, знакомые слова? (выслушиваются версии). Давайте проверим.(Слайд 26). Запишите их в тетрадь в столбик.
- А знаете ли вы, что у этих устаревших слов сохранились слова – родственники? Самих этих слов уже не существует, а вот их однокоренные слова мы используем и сейчас. Попробуем подобрать эти однокоренные слова.
Записываем:
- Чело – чёлка
- Очи – очевидный, очки
- Уста – устный
- Перст - перстень
(Выделите корень)
V. Проверка усвоенного.
Ну а теперь давайте попробуем вспомнить все слова и их значения.(Слайд 27).
Задание – Соедини стрелками устаревшее и современное слово. Запись слов парами в тетрадь. Проверка на доске. (Слайд 28).
VI. Сведения о новых словах- неологизмах.
Устаревшие слова часто называют предметы и явления, которые исчезли из нашей жизни. Но в нашу жизнь постоянно приходят новые предметы и явления. Все новое получает название. Так и появляются в языке новые слова (Слайд 29) – неологизмы. Когда-то новыми были слова светофор, пирожное, космонавт, вертолет. (По щелчку на слайд выводятся изображения этих предметов).
- Подумайте, когда они появились? (Когда появились эти предметы) Почему? ( Люди изобретали и придумывали новые вещи)
- А как еще приходят в наш язык новые слова? (Из других языков).
- Приведите собственные примеры (телевизор, компьютер)
VI. Итог урока. (Слайд 31).
VII. Домашнее задание. (Слайд 32)
- Найти в русских народных сказках устаревшие слова и принести их в класс. Выполнить упр.2 стр.86
При создании презентации использовались ресурсы интернет-сайта:
1. proshkolu.ru› Кабинет› Музыкальная физминутка