Урок русского языка по теме "Устаревшие слова. Слова из бабушкиного сундучка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: познакомить с устаревшими словами.

Задачи урока:

  • Образовательная: наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений), ввести понятие устаревшие слова, наблюдать за значением устаревших слов.
  • Развивающая: развивать речь уч-ся, умение работать в группах, развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса уч-ся.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к народным сказкам

Оборудование:

  • Учебник “Русский язык” , 2 кл., авт. С.В.Иванов, “Вентана-Граф”, 2009 г., с.82
  • Иванов С.В., Кузнецова М.И. “Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс”- М.:Вентана-Граф, 2005.- с.325
  • Компьютер, медиапроектор.
  • Карточки с заданием.

Ход урока

I. Организационный момент

Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не смогу один
Сможем ты и я!

II. Актуализация знаний, введение в проблему.

Приготовление к восприятию нового.

Презентация.

- Ребята, сейчас мы перекинемся с вами на много лет назад

- Представьте себя в старинном городе (Слайд 2).

- Нас встречают люди (щелчок по картинке), они о чем-то говорят.

- Давайте послушаем разговор барыни и служанки, все ли нам будет понятно. Прислушайтесь и постарайтесь запомнить непонятные слова.

Сценка “Барыня и крепостная”.

- Марфа! Марфа!

- Слушаюсь барыня.

- Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!

- Никак не лытаю, барыня.

- Что за дело пытаешь?

- В хоромах прибираюсь.

- Меня в гости позвали, помоги нарядиться!

- Слушаюсь, барыня.

- Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Подай мне зерцало!

- Примите барыня.

- Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела?

- Вразумела, барыня. Будет исполнено.

- Какие непонятные слова услышали?

- Почему мы их не понимаем?

- Они употребляют в своей речи слова, значения которых мы не знаем.

- А почему мы не используем эти слова в речи?

- Куда они исчезли?

- Как узнать значение этих слов? (в толковом словаре)

- Откройте учебники на стр.83, упр.1 и прочитайте толкование устаревших слов слов. (Чтение сопровождается показом иллюстраций, слайды 3-6). Итак, почему эти слова устарели? (исчезли эти предметы).

- Запишите толкование любого слова в тетрадь (Слайд 7)

III. Постановка темы и цели урока.

- Как же мы назовем такие слова, которые устарели?

- Да, ребята, жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают. Итак, слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими.

- Назовите тему нашего урока.

(Устаревшие слова – тема нашего урока).

- Сегодня на уроке мы откроем старинный бабушкин сундук, в котором хранится много устаревших слов. (Слайд 8)

IV. Объяснение новой темы:

1. А где мы сейчас можем встретить устаревшие слова?

- Для чего нам надо знать их значение?

-Задание: “Разберемся с незнакомыми словами”

Сказка Петра Павловича Ершова “Конёк-горбунок” написана в 19 веке. Многие слова в этой сказке устарели, их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими. Сегодня мы будем работать над отрывками из этой сказки, искать в них устаревшие слова и пытаться объяснить их значение и попробуем открыть бабушкин сундук.

2. Итак, 1 группа.

1)

Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.

В этом отрывке мы нашли устаревшие слова: Седмица и Град. (Слайд 11)

2) Открываем сундук – слова записываем в тетрадь (Слайд 12)

3) Седмица - так в старину называли неделю. Се – семь, дми- дней. Семь дней – то есть неделя. (Слайд 13)

А знаете ли вы, что в старину было слово Неделя? Так называли воскресенье. Как вы думаете , почему? (нет дел)

4) Град – так в старину называли город. (Слайд 14)

3. 2 группа

1)

Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами

2) В этом отрывке мы встретили такие слова: кушак, сафьян. (Слайд 15)

3) Открываем сундук – слова записываем в тетрадь (Слайд 16)

4) Слова сафьян и кушак употреблялись в старину.

5) Кушаком называли широкий пояс, а сафьяном тонкую и мягкую козью шерсть. (Слайды 17,18)

6) Сейчас мы не употребляем эти слова: кушак исчез из нашей одежды, а слово сафьян заменяется сочетанием тонкая кожа. (Слайд 19)

Как можно назвать эти слова: кушак – пояс? (Синонимы) Итак, мы видим еще одну причину исчезновения устаревших слов – они заменились другими словами – синонимами.

4. 3 группа.

1)

Да еще рожу конька
Ростом только в тори вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

2) В этом отрывке мы встретили такие слова: вершок, аршин. (Слайд 20)

3) Открываем сундук – слова записываем в тетрадь (Слайд 21)

4) Вершок – старинная русская мера длины, равная четырем с половиной см. (Слайд 22)

4) Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см. (Слайд 23)

5) А давайте теперь попробуем выяснить, каков же был рост Конька-Горбунка? (словарная статья в учебнике) Получается , он был ростом примерно с ребенка-подростка. (1 м 55 см ), а его уши? (Слайд 24)

5. Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Хотите еще открыть сундучок и узнать другие слова? (Слайд 25)

– Чело, очи, уста, перст. Есть ли известные, знакомые слова? (выслушиваются версии). Давайте проверим.(Слайд 26). Запишите их в тетрадь в столбик.

- А знаете ли вы, что у этих устаревших слов сохранились слова – родственники? Самих этих слов уже не существует, а вот их однокоренные слова мы используем и сейчас. Попробуем подобрать эти однокоренные слова.

Записываем:

  • Чело – чёлка
  • Очи – очевидный, очки
  • Уста – устный
  • Перст - перстень

(Выделите корень)

V. Проверка усвоенного.

Ну а теперь давайте попробуем вспомнить все слова и их значения.(Слайд 27).

Задание – Соедини стрелками устаревшее и современное слово. Запись слов парами в тетрадь. Проверка на доске. (Слайд 28).

VI. Сведения о новых словах- неологизмах.

Устаревшие слова часто называют предметы и явления, которые исчезли из нашей жизни. Но в нашу жизнь постоянно приходят новые предметы и явления. Все новое получает название. Так и появляются в языке новые слова (Слайд 29) – неологизмы. Когда-то новыми были слова светофор, пирожное, космонавт, вертолет. (По щелчку на слайд выводятся изображения этих предметов).

- Подумайте, когда они появились? (Когда появились эти предметы) Почему? ( Люди изобретали и придумывали новые вещи)

- А как еще приходят в наш язык новые слова? (Из других языков).

- Приведите собственные примеры (телевизор, компьютер)

VI. Итог урока. (Слайд 31).

VII. Домашнее задание. (Слайд 32)

- Найти в русских народных сказках устаревшие слова и принести их в класс. Выполнить упр.2 стр.86

При создании презентации использовались ресурсы интернет-сайта:

1. proshkolu.ru› Кабинет› Музыкальная физминутка