Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность"

Разделы: Начальная школа


Знать: понятия “Экология, “Эколог”, “Цепь загрязнения”, “Экологическая безопасность”.

Уметь: составлять памятки экологической безопасности, выполнять правила экологической безопасности, собирать водяной фильтр.

Воспитывать: бережное отношение к окружающей природе, доказать детям, что земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье, экологически грамотное поведение в природе.

Развивать: познавательный интерес школьников, используя данные о применении объекта в окружающей природе, новостях науки через справочную литературу и компьютер; умения выполнять правила личной экологической безопасности.

Оборудование: карточки для составления метоплана, информационные листы, понятийный словарь, листы с заданиями, листы планирования, карточки для составления памятки, план для составления фильтра, материалы для сборки фильтра (пластиковая бутылка, соломка для коктейля, вата, камушки, песок, промокательная бумага), рисунки, оценочные листы, таблица перевода баллов в отметку, мультимедийная установка, презентация.

Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент.

(Cамоопределение к деятельности)

- Наш урок начнем с приветствия:

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не пропадет,
Тот никого не подведет.

- Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга.

- Садитесь.

- Я смотрю, как вы готовы к учебной деятельности.

- Сегодня на уроке, как всегда, вам предстоит сделать очень важное открытие. Будем работать в группах.

- Желаю вам творческих успехов!

II. Проверка домашнего задания.

Распределяемся на 3 группы.

Внимание! Мы начинаем! На обсуждение каждого вопроса даётся 30 секунд. Одна команда отвечает, другие могут дополнять. Вопросы задаёт преподаватель.

Итак, внимание на экран (слайд 4).

Вопрос для 1 группы:
Что опаснее: гром или молния?

Назовите правила поведения во время грозы.

Вопрос для 2 группы:
О каком животном идёт речь?
По земле ползёт, а к себе не подпускает.

Как уберечься от неё?

Вопрос для 3 группы:
Безобидны ли домашние животные?

Назовите правила общения с ними.

По описанию угадайте ядовитые растения (слайд 5).

Вопрос для 1 группы:
Однолетнее травянистое растение Листья очередные, крупные, яйцевидные. Цветки одиночные, верхушечные или пазушные, крупные, белые, пахучие, на коротких цветоножках. Плод — крупная яйцевидная коробочка, густо покрытая неравными шипами. Семена матово-черные, сплюснуто-почковидные. Растение ядовито.

Вопрос для 2 группы:
- Растение очень опасное, ядовитое. Его единственная ягода сизовато - чёрного цвета, похожа на глаз птицы. Животные обходят его стороной. А вот птицы его склёвывают. Наверное, лечатся.

Вопрос для 3 группы:
Он цветёт в возрасте 7 лет. И за свою долгую жизнь растение цветёт всего 2-3 раза. Цветки опыляют пчёлы и шмели. Плод - круглая оранжево-красная ягода. Всё растение ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян - лекарство, которое укрепляет и улучшает работу сердца.

- Проверка (слайд 6)

III. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Сегодня нам на уроке понадобится ваше внимание, поддержка, помощь.

- Закройте глаза, вслушайтесь в слова:

Темно. Вы ничего не видите. Ничего раньше и не было, кроме тьмы, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. Жизнь начинается. И важно, чтобы всё продолжалось вечно.

- Откройте глаза (слайд 7).

- А без чего невозможна жизнь, вспомним, отгадав.

Кроссворд

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле?

2. Вещество, которое есть на нашей планете в 3-х состояниях?

3. Плодородный слой Земли.

4. Смесь газов.

- Как обобщить следующие слова: солнце, воздух, вода, почва?

- К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности.

- Кто в этом повинен?

- Но и сам человек нуждается в защите.

IV. Постановка задачи

Тема нашего урока

"Экологическая безопасность".

- Мы будем говорить о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.

V. Информирование

Задание 1 (приложение 1)

Используя информационный лист 1 (приложение 2), рисунок 1 и понятийный словарь (приложение 3), дайте определение терминам:

- экология;

- эколог;

- цепь загрязнения;

- экологическая безопасность.

Заполните схему (рисунок 2), которая показывает, каким образом в организм человека попадают вредные вещества.

VI. Планирование и принятие решения

- Составление плана действий (приложение 4)

Проверка (слайд 10, 11, 12, 13, 14)

VIII. Физминутка (слайд 15)

VII. Выполнение

- Вот откуда поступают загрязнённые вещества в организм человека? (слайд 16)

- Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом оставаться здоровым? Нет, конечно (слайд 17).

Задание 2 (приложение 5, 6, 7)

Работа в группах.

1 группа

Как защититься от загрязненного воздуха? (C.31-32)

Составь памятки экологической безопасности воздуха.

2 группа

Как защититься от загрязненной воды? (C.32-33)

Выполни практическую работу по сборке водяного фильтра. Проведи опыт.

3 группа

Как защититься от вредных веществ в продуктах питания? (С.33)

Составь памятки экологической безопасности продуктов питания

IX. Контроль

Сравнение с эталоном, выявление собственных ошибок.

- Что мы можем сказать о состоянии воздуха и воды в нашем городе?

- Ребята, давайте вернёмся к цепи загрязнения. Почему человек оказался на больничной койке?

Игра "Экологические ситуации" (слайд 27).

- А сейчас мы займёмся покупкой продуктов.

- Продавцы выкрикивают и зазывают покупателей.

- Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной речке.

- А моя большая рыбка плавала по тёплому каналу пруда-охладителя.

- Мои грибочки из берёзового лесочка.

- А я в лес не ходила, ноги не била, в посадке у дороги их находила.

- Я свои яблочки нарвала в деревне у бабушки.

- А мои красные яблочки привезены из-за границы.

X. Итог урока

- Что такое экологическая безопасность?

Самое важное - каждому из нас надо соблюдать правила личной экологической безопасности, чтобы сберечь своё здоровье и окружающую среду (слайд 28).

XI. Оценивание

- Как вы оцениваете свою работу? Заполните оценочный лист (приложение 8)

- Используя таблицу, переведите баллы в отметку (приложение 9)

XII. Рефлексия

- Если вы считаете, что ваша группа работала дружно, в полную силу - поднимите вверх две руки

- Если работала хорошо – одну руку.

- Могли бы лучше – не поднимайте руки (слайд 29).

XIII. Домашнее задание (слайд 30)

Подготовить сообщение о том, каким я себе представляю экологически чистый город?

 

 

 

 

 

 

- Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами и ладонями

 

 

 

 

 

 

Распределение учащихся на 3 группы

 

 

 

 

Ответы учащихся на вопросы по группам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Cолнце.

2. Вода.

3. Почва.

4. Воздух.

5. Окружающий мир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 (Д1)

Приложение 2 (Д2)

Приложение 3 (Д3)

Рисунок 1

Работа с Д1, Д2, Д3, Д4 (рис. 1)

Рисунок 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4 (Д5 - лист-планирование)

Рисунок 2 (Д6)

 

 

 

Приложение 5, 6, 7 (Д7)

 

 

 

Выполнение работы по заданию 2.

 

Приложение 5, 6, 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление выполненной работы.

1 группа – слайды 19, 20, 21

2 группа – слайды – 22, 23, 24, 25

3 группа – слайды 26

Проведение опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу (приложение 8)

Д8

Используют приложение 9 (Д9)

 

 

 

 

 

 

Приложение 10