Знать: понятия “Экология, “Эколог”, “Цепь загрязнения”, “Экологическая безопасность”.
Уметь: составлять памятки экологической безопасности, выполнять правила экологической безопасности, собирать водяной фильтр.
Воспитывать: бережное отношение к окружающей природе, доказать детям, что земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье, экологически грамотное поведение в природе.
Развивать: познавательный интерес школьников, используя данные о применении объекта в окружающей природе, новостях науки через справочную литературу и компьютер; умения выполнять правила личной экологической безопасности.
Оборудование: карточки для составления метоплана, информационные листы, понятийный словарь, листы с заданиями, листы планирования, карточки для составления памятки, план для составления фильтра, материалы для сборки фильтра (пластиковая бутылка, соломка для коктейля, вата, камушки, песок, промокательная бумага), рисунки, оценочные листы, таблица перевода баллов в отметку, мультимедийная установка, презентация.
Ход урока | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. (Cамоопределение к деятельности) - Наш урок начнем с приветствия: Кто в дружбу верит горячо, - Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга. - Садитесь. - Я смотрю, как вы готовы к учебной деятельности. - Сегодня на уроке, как всегда, вам предстоит сделать очень важное открытие. Будем работать в группах. - Желаю вам творческих успехов! II. Проверка домашнего задания. Распределяемся на 3 группы. Внимание! Мы начинаем! На обсуждение каждого вопроса даётся 30 секунд. Одна команда отвечает, другие могут дополнять. Вопросы задаёт преподаватель. Итак, внимание на экран (слайд 4). Вопрос для 1 группы: Назовите правила поведения во время грозы. Вопрос для 2 группы: Как уберечься от неё? Вопрос для 3 группы: Назовите правила общения с ними. По описанию угадайте ядовитые растения (слайд 5). Вопрос для 1 группы: Вопрос для 2 группы: Вопрос для 3 группы: - Проверка (слайд 6) III. Актуализация знаний и постановка проблемы. Сегодня нам на уроке понадобится ваше внимание, поддержка, помощь. - Закройте глаза, вслушайтесь в слова: Темно. Вы ничего не видите. Ничего раньше и не было, кроме тьмы, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. Жизнь начинается. И важно, чтобы всё продолжалось вечно. - Откройте глаза (слайд 7). - А без чего невозможна жизнь, вспомним, отгадав. Кроссворд 1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле? 2. Вещество, которое есть на нашей планете в 3-х состояниях? 3. Плодородный слой Земли. 4. Смесь газов. - Как обобщить следующие слова: солнце, воздух, вода, почва? - К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности. - Кто в этом повинен? - Но и сам человек нуждается в защите. IV. Постановка задачи Тема нашего урока "Экологическая безопасность". - Мы будем говорить о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды. V. Информирование Задание 1 (приложение 1) Используя информационный лист 1 (приложение 2), рисунок 1 и понятийный словарь (приложение 3), дайте определение терминам: - экология; - эколог; - цепь загрязнения; - экологическая безопасность. Заполните схему (рисунок 2), которая показывает, каким образом в организм человека попадают вредные вещества. VI. Планирование и принятие решения - Составление плана действий (приложение 4) Проверка (слайд 10, 11, 12, 13, 14) VIII. Физминутка (слайд 15) VII. Выполнение - Вот откуда поступают загрязнённые вещества в организм человека? (слайд 16) - Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом оставаться здоровым? Нет, конечно (слайд 17). Задание 2 (приложение 5, 6, 7) Работа в группах. 1 группа Как защититься от загрязненного воздуха? (C.31-32) Составь памятки экологической безопасности воздуха. 2 группа Как защититься от загрязненной воды? (C.32-33) Выполни практическую работу по сборке водяного фильтра. Проведи опыт. 3 группа Как защититься от вредных веществ в продуктах питания? (С.33) Составь памятки экологической безопасности продуктов питания IX. Контроль Сравнение с эталоном, выявление собственных ошибок. - Что мы можем сказать о состоянии воздуха и воды в нашем городе? - Ребята, давайте вернёмся к цепи загрязнения. Почему человек оказался на больничной койке? Игра "Экологические ситуации" (слайд 27). - А сейчас мы займёмся покупкой продуктов. - Продавцы выкрикивают и зазывают покупателей. - Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной речке. - А моя большая рыбка плавала по тёплому каналу пруда-охладителя. - Мои грибочки из берёзового лесочка. - А я в лес не ходила, ноги не била, в посадке у дороги их находила. - Я свои яблочки нарвала в деревне у бабушки. - А мои красные яблочки привезены из-за границы. X. Итог урока - Что такое экологическая безопасность? Самое важное - каждому из нас надо соблюдать правила личной экологической безопасности, чтобы сберечь своё здоровье и окружающую среду (слайд 28). XI. Оценивание - Как вы оцениваете свою работу? Заполните оценочный лист (приложение 8) - Используя таблицу, переведите баллы в отметку (приложение 9) XII. Рефлексия - Если вы считаете, что ваша группа работала дружно, в полную силу - поднимите вверх две руки - Если работала хорошо – одну руку. - Могли бы лучше – не поднимайте руки (слайд 29). XIII. Домашнее задание (слайд 30) Подготовить сообщение о том, каким я себе представляю экологически чистый город? |
- Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами и ладонями
Распределение учащихся на 3 группы
Ответы учащихся на вопросы по группам
1.Cолнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух. 5. Окружающий мир
Приложение 1 (Д1) Приложение 2 (Д2) Приложение 3 (Д3) Работа с Д1, Д2, Д3, Д4 (рис. 1)
Приложение 4 (Д5 - лист-планирование) Рисунок 2 (Д6)
Приложение 5, 6, 7 (Д7)
Выполнение работы по заданию 2.
Приложение 5, 6, 7
Представление выполненной работы. 1 группа – слайды 19, 20, 21 2 группа – слайды – 22, 23, 24, 25 3 группа – слайды 26 Проведение опыта
Заполняют таблицу (приложение 8) Д8 Используют приложение 9 (Д9)
|