Цели урока.
Ход урока
1. Повторение.
Определение окружности (формулируют с места). По готовым чертежам найти радиус окружности.
Определение расстояния от точки до прямой (формулирую с места). У доски по готовым чертежам показывают, как найти расстояние от точки до прямой.
2. Работа в группах.
Задание для групп:
Подумайте и обсудите в группе, какие возможны расположения прямой и окружности. Выполните чертежи.
Давайте проверим, все ли варианты вы рассмотрели.
Открывается доска с текстом:
- Прямая и окружность не имеют общих точек.
- Прямая и окружность имеют одну общую точку.
- Прямая и окружность имеют две общие точки.
Если у кого нет какого-либо чертежа, дочертите.
Если прямая и окружность имеют одну общую точку, то эта точка называется точкой касания, а прямая, которая касается окружности в точке касания – касательной. На своих чертежах отметьте данную точку и прямую, назвав
Если прямая и окружность имеют две общие точки, то название такой прямой – секущая.
Вернёмся к чертежу, когда прямая и окружность не имеют общих точек. Попробуйте начертить и записать в тетрадях, чему равно расстояние от центра окружности до прямой. Запишите, чему равен радиус окружности. Сравните это расстояние с радиусом окружности. По одному представителю от групп делают чертежи на доске. Анализируем полученные результаты: в каком же случае окружность и прямая не имеют общих точек?
Аналогично обсуждаем следующие два случая. Самостоятельно формулируют выводы.
Закрепляем материал, решая задания из учебника.