Пояснительная записка
В настоящее время табакокурение и алкоголизация населения является одной из наиболее важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость активных и решительных действий в области организации профилактики формирования зависимостей, особенно среди молодежи, подростков и детей.
В решении данной проблемы не обойтись без привлечения специалистов сферы образования, в том числе работников отдельно взятых учебных заведений. Профилактическая работа, организованная именно в образовательных учреждениях, предоставляет удобную возможность охватить превентивными мероприятиями все возрастные группы учащихся, а также обратить особое внимание на работу с группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами.
В ГООУ “Санаторная школа-интернат №4” г.Ухта Республики Коми работа по профилактике употребления психоактивных веществ является не менее актуальной, т.к. в последние годы в оздоровительно-образовательное учреждение приезжает все больше учащихся с вредными привычками, в том числе курящие дети.
Зачастую в школу-интернат ребята поступают уже с большим стажем курения сигарет, со сформированной зависимостью от табакокурения. С каждым годом возраст курильщиков молодеет. Это сильно осложняет профилактическую работу в рамках учебного заведения и, в результате, требует включения мер вторичной профилактики – медицинских мероприятий, в том числе работу с наркологом.
Кроме этого, в интернат прибывают, в основном, дети из семей “социального риска” (чьи родители злоупотребляют алкогольными напитками, сами зависимы от табакокурения, ведут асоциальный образ жизни). В таких семьях приобщение детей к вредным привычкам осуществляется посредством отрицательного примера родителей, а часто и с их подачи – впервые дети пробуют табак и алкоголь дома.
Возрастные особенности младших подростков (проявляемые в стремлении к эксперементированию и подражании) в сочетании с незнанием или искаженным представлением о социальных и медицинских последствиях табакокурения зачастую приводит к формированию у них зависимости.
Но и именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эффективно. В этот период формируются взгляды, вкусы? привычки; происходит формирование дальнейшего поведенческого образа жизни будущего взрослого человека.
Профилактические меры в этот период должны носить, прежде всего, информационный, санитарно-просветительский и воспитательный характер. Однако, в своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение учеником знаний и представлений о вредных привычках, но и на становление его мотивационной сферы в отношении здорового образа жизни, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении.
Практика работы в общеобразовательном учреждении по профилактике вредных привычек у воспитанников показывает, что уже недостаточно проведения занятий в форме беседы или лекции. На смену традиционным методам обучения должны приходить другие, более действенные методы, повышающие интерес и познавательную активность учащихся, а также формирующие универсальные учебные действия у воспитанников (умение критически воспринимать информацию, умение четко сформулировать свою точку зрения относительно имеющееся проблемы, умение налаживать учебное и внеучебное сотрудничество со сверстниками и пр.).
Решение перечисленных задач видится в применении системно-деятельностного подхода при организации с детьми занятий в рамках профилактической работы.
Представленное в приложениях к статье занятие разработано с учетом методических рекомендаций по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода и оформлено в виде технологической карты, включающей в себя следующие разделы (конспект занятия представлен в Приложении 1) * :
Технологическая карта занятия
Этап занятия, его цель |
Действия педагога |
Дидактический материал |
Действия учащихся |
Формируемые на данном этапе УУД |
|
* Примечание: данное занятие разработано также при участии воспитателя ГООУ “Санаторная школа – интернат №4” г.Ухты Поздеевой Ольги Алексеевны.
Цель занятия: Формирование реалистичного представления у детей младшего подросткового возраста о медицинских и социальных последствиях табакокурения путем включения в проектную деятельность.
Задачи занятия:
Обучающие:
- Актуализация знаний и расширение представлений о понятиях “вредные привычки”, “табакокурение”, “медицинские и социальные последствия табакокурения”.
Развивающие:
- Создание условий для развития умения прогнозировать последствия своих действий на свое здоровье и здоровье окружающих людей.
- Совершенствование умения целенаправленно осуществлять поиск информации из различных источников (в том числе из средств массовой информации), анализировать ее, делать на ее основе выводы.
- Формирование умений строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество со сверстниками во время групповой работы, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
- Развитие умения представлять результат групповой работы, защищать, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
- Способствовать формированию ответственного отношения воспитанников к собственному здоровью и негативного отношения к употреблению табака.
Адресат: воспитанники младшего подросткового возраста (учащиеся 5–6-х классов).
Необходимое оборудование для проведения занятия: компьютерная презентация (с включенным в нее видеофрагментом социального ролика о последствиях табакокурения – с дефектом звука – Приложение 2), компьютерная техника (ПК, мультимедиапроектор), доступ к сети Интернет, диктофон, раздаточный материал на каждую подгруппу: список пословиц о табаке и алкоголе (Приложение 3), бумага для записей, ручки.
Система измерителей: анкетирование с целью изучения реалистичности представлений о медицинских и социальных последствиях табакокурения (до занятия – с целью определения их начального уровня, после проведения занятия – с целью оценки их усвоения) (анкета для изучения степени реалистичности представлений о медицинских и социальных последствиях табакокурения у младших подростков представлена в Приложении 4).