Курс «Природоведение», раздел 1. «Вселенная», 5-й урок (из расчета 34 часа, 1 час в неделю), по учебнику А.А.Плешакова «Природоведение».
Образовательные цели:
- Продолжить у учащихся формирование представлений о планетах Солнечной системы;
- Расширить знания о планетах – гигантах.
Воспитательная цель:
Уровни усвоения:
Представления | Отношение | Стратегия поведения |
Расширить представления о продолжительности жизни человека | Формировать позитивное отношение к различным способам укрепления здоровья для увеличения продолжительности жизни | Выработать стремление к использованию приемлемых способов укрепления и сохранения здоровья |
Развивающие цели:
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия
- Развитие умения сопоставления, сравнения и первичной обработки информации.
Методическое обеспечение: макеты планет Солнечной системы для каждого учащегося, таблица «Кто сколько живет», дополнительный материал «Долгожители нашей планеты», игра «Космическая охота», «Космический круиз»
Содержание урока |
Методы изучения |
||||||
Вводная часть |
|||||||
Актуализация знаний учащихся о строении Солнечной системы; значении двигательной активности в жизни человека |
Игра «Космическая охота». На столе у каждого учащегося находится «Охотничий лист» с указанием тех планет, которые ему нужно найти. «Охотничьи листы» готовятся для стационарных пар учащихся, сидящих за одним столом по двум категориям: «Планеты – соседи Солнца» и «Планеты – гиганты и маленький Плутон». По классу в различных местах спрятаны макеты планет. Задание учащимся: в течение 2 минут найти с помощью своего «Охотничьего листа» все свои планеты, а затем со своим напарником составить макет Солнечной системы в соответствующем порядке расположения всех девяти планет. После игры проводится обсуждение вопросов: Почему сегодняшний урок мы начали с активного движения? Зачем людям необходима двигательная активность? Нужно ли человеку активное движение постоянно? |
||||||
Основная часть |
|||||||
Расширение знаний учащихся о планетах – гигантах, их особенностях; представлений о продолжительности жизни | После проведения
«Космической охоты» учитель предлагает учащимся
отправиться в космический круиз по планетам –
гигантам. |
||||||
Примечание |
Для повышения
занимательности и эффективности данного
этапа урока, а также рационального использования
времени разделить учащихся на группы можно
заранее, с сопутствующим заданием (подготовить
свое планетное одеяние и придумать характерные
особенности внешнего вида жителей своей планеты) Задания для групп 1 – 5:
Задания для 6 группы (Земляне): 1. Используя материал учебника (стр. 25)
найдите сравнение продолжительности года на
планетах-гигантах с продолжительностью земного
года. Таблица «Кто сколько живет» |
||||||
Продолжительность года | Планета |
Люди Земли, имеющие подобную продолжительность жизни | |||||
12 лет | Юпитер | Учащиеся 5-6 класса |
|||||
30 лет | Сатурн | Сергей Есенин (30 лет) Михаил Юрьевич Лермонтов (27) |
|||||
84 года | Уран | Жюль Верн (83) Исаак Ньютон (84) |
|||||
165 лет | Нептун | Долгожители, живущие более 100 лет | |||||
Дополнительный материал «Долгожители нашей планеты» Понятие «продолжительность жизни»
подразумевает количество лет, которое прожил
человек. Для отслеживания продолжительности
жизни человечества (населения в странах)
применяется показатель средней
продолжительности жизни. Так, средняя
продолжительность жизни в нашей стране у мужчин
составляет 54 года, у женщин – 60 лет; в мире у
мужчин – 60 лет, у женщин – 73 года. А верхняя
граница продолжительности жизни вот уже в
течение многих лет, несмотря на все достижения
современной медицины, составляет 110 – 120 лет. |
|||||||
Не всем долгожителям удается до
конца жизни сохранить свое здоровье и заниматься
какой-либо деятельностью. Но есть знаменитые
люди, которые до глубокой старости занимались
умственным и интеллектуальным трудом и
сохраняли свой ум и хорошую память. Например,
писатель Бернард Шоу жил и работал до 97 лет,
великий русский писатель Лев Николаевич Толстой
– до 80 лет, древнегреческий ученый Демокрит –
более чем 100 лет. Ученые уже давно занимаются изучением долгожителей по всему миру, но им так и не удалось обнаружить хоть какие-то общие закономерности долгожительства. Никаких общих особенностей ни в местности, где проживают долгожители, ни в их образе жизни, ни в генетике. Единственное, что объединяет этих людей, – это жизнь в гармонии с природой (они встают с рассветом и ложатся с заходом Солнца; подолгу не моются, либо моются без мыла; 70% долгожителей не употребляли алкоголя, а 80% не курили). На подготовительную работу групп отводится 10 минут Проведение космического круиза «Парад планет». Под руководством учителя – гида «космические туристы» (ребята из класса, на данный момент времени не участвующие в презентации своей планеты) совершают космический круиз по имеющемуся путеводителю ( в соответствии с нумерацией групп) |
|||||||
Примечание |
Для удобства
проведения круиза столы в классе перед уроком
группируются на 6 блоков, расположенных по кругу.
При проведении игры учитель находится в центре
круга и предоставляет слово группам для
презентации своей планеты. |
||||||
Формирование позитивного отношения к различным способам укрепления здоровья для увеличения продолжительности жизни | Учитель – гид дополняет, при
необходимости, и комментирует сообщение землян о
продолжительности жизни на Земле и ее
долгожителях. После этого он предлагает
«инопланетным существам» помочь землянам
открыть некоторые секреты долгожительства. Для
этого проводится «Аукцион идей» по вопросу «Как
продлить свою жизнь и сохранить при этом свое
здоровье?» Все идеи, предложенные учащимися, записываются в заранее заготовленную таблицу «Долголетие и здоровье», оформленную на листе ватмана. В ходе «Аукциона …» кратко обсуждаются некоторые предложенные способы и их приемлемость для каждого человека, исходя из собственной «Я – позиции». (Возможные способы продления жизни, которые могут предложить учащиеся, отражены в таблице ниже) |
||||||
Таблица «Долголетие и здоровье» |
|||||||
Способы укрепления здоровья для продления жизни | Использую всегда | Использую иногда | Не использую | Не считаю это важным для меня | |||
|
|||||||
Заключительная часть |
|||||||
Выработка стремления использовать приемлемые способы укрепления и сохранения здоровья | На основе результатов полученной таблицы проводится блиц-опрос учащихся о возможности применения тех или иных способов продления жизни в своей повседневной жизни. В таблицу заносится количество ответов по каждому способу в зависимости от степени его использования. Затем проводится рефлексивный анализ полученных результатов | ||||||
Итог урока | |||||||
Закрепление личной стратегии поведения | Учитель – гид предлагает «инопланетным существам» (каждой группе) рекомендовать Землянам наиболее важный на их взгляд способ укрепления и сохранения здоровья, аргументировав свой выбор личной позицией по данному вопросу. | ||||||
Домашнее задание | |||||||
По предметному содержанию По содержанию программы «Здоровье» |
Повторить материал учебника на
стр. 22 – 25. Рубрика «Подумайте» (стр. 26) Обсудить с родителями и другими членами своей семьи степень и качество использования отдельных способов сохранения и укрепления здоровья, а также для увеличения продолжительности жизни. |