В последнее время наблюдается снижение интереса учащихся к точным наукам. Одной из причин такого явления – непонимание основ таких предметов, как физика и математика. Когнитивные технологии позволяют учащимся включится в процесс объяснения нового материала, самостоятельно сформулировать, осознать и запомнить суть неизвестных ранее понятий. Ниже представлен фрагмент урока для 9кл, иллюстрирующий использование когнитивных технологий на уроке физики.
ВОЛНОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Цели и задачи урока: сформировать у учащихся представление о механических волнах, об особенностях волновых процессов, дать определения продольных и поперечных волн.
Оборудование урока: шнур и пружина по 15 штук (на каждую парту) для фронтального эксперимента, волновая ванна, наполненная водой, источник колебаний, мягкая пластмассовая пружина.
Эвристическая беседа (Постараемся вовлечь в обсуждение наибольшее количество учащихся, т.е. должно быть просто, понятно и интересно...)
Вопрос учителя
- Какие ассоциации вызывает слово “волна”?
Ответы учащихся:
- Волна на море; На хлебном поле; Волна болельщиков на стадионе; и т.д.
Постановка фронтального эксперимента – работа учащихся в парах (Каждый должен сам продемонстрировать и посмотреть волновые процессы).
Учитель: При помощи обычной веревки продемонстрируйте волну. Постарайтесь определить, что является источником волны?
Продемонстрируйте волну при помощи пружины. Ответьте на тот же вопрос.
Учащиеся (учитель поможет, если что...): источником волн являются колебания.
Учитель (продолжим беседу): Что необходимо для распространения колебаний в пространстве?
Учащиеся: Наличие упругой среды.(Конечно такой ответ идеален, скорее всего он будет обобщением множества ответов )
Работа на доске (можно интерактивной)
Ключевые понятия:волна=колебания +упругая среда.
Учитель: Опираясь на ключевые понятия самостоятельно сформулируйте определение волн
Учащиеся: Волна-колебания, распространяющиеся в упругой среде.
Демонстрационный эксперимент 1
Поплавок в волновой ванне.
Перед началом эксперимента учитель ставит вопрос:
Будет перемещаться поплавок вдоль направления распространения волны или нет?
Учащиеся: поплавок совершает колебания вверх-вниз, но не перемещается в горизонтальном направлении. Вывод: при волновых процессах происходит перенос энергии без переноса вещества
Демонстрационный эксперимент 2
Демонстрация продольных и поперечных волн на мягкой пружине.
Учитель дает определение поперечных волн - это такие волны, в которых направление колебания частиц перпендикулярно направлению распространения волны.
По аналогии учащиеся формулируют определение продольных волн- это такие волны, в которых направление колебаний частиц совпадает с направлением распространения волны
Закрепление изученного материала.
Работа в группах по 3-4человека:
1 задание каждая группа получает три конверта, в каждом из них разрезанные на отдельные слова определения, пройденные на уроке. Например: *волны * Поперечные*направление* колебания* перпендикулярно*частиц* - это такие**направлению* волны,* в которых* распространения*волны*. Нужно переставляя слова воспроизвести определение.(Невозможно это сделать не понимая сути определения )
2 задание. Обсуждение в группе вопроса: в каких средах возникают продольные волны, а в каких поперечные?
Учащиеся: продольные волны распространяются в жидких, твердых, и газообразных средах. Поперечные в твердых
Первичная диагностика изученного
Оформить карту понятий. Волна - центральное слово в карте. Нужно составить как можно больше связей этого понятия. Заполнить пустые клетки.