Изобразительные свойства музыки

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: научить детей на занятии вслушиваться в звучание мелодии, создающей художественно-музыкальный образ, и эмоционально на нее реагировать.

Задачи:

  • формирование навыков восприятия произведений музыкального искусства,
  • стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности,
  • развитие воображения и музыкальной памяти.

Оборудование: детские шумовые инструменты, карточки – солнышки и тучки, цветы, шапочки медведей, зайцев, волков. Используемая музыка: Э Григ“Утро”,Ан. Александров “Осень”, П. И. Чайковский “Осенняя песня”, А.Э. Спадавеккиа “Полька”, звуки: “Ручеек”, “Дождь с громом”, “Ветер”, “Пение птиц”, Г. А. Гладков “Добрая фея”, Т. Попатенко “Медведь”, “Лиса”, “Зайчик”, Е. Тиличеева “Звероловы и звери”.

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку Э. Грига “Утро”. Садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о музыке и цвете, о различных звуках и красках. Что такое краски - знают все. Красками художники пишут свои картины. Ребята, как вы думаете, а музыканты могут создавать картины? Конечно могут, но используют при этом необычные, волшебные краски. А что это за краски, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Их нельзя увидеть,
Не возьмешь их в руки.
Можно только слышать
Что же это?

Дети: Звуки!

Музыкальный руководитель:

Звук инструмента - инструментальный,
Голос певца и певицы – вокальный,
Звуки вокальные, инструментальные -
Они мелодические, музыкальные.

Мелодические звуки, как и краски имеют множество оттенков. Они могут быть громкими или тихими, высокими или низкими. (Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Можно использовать колокольчики, металлофон.)

Если мелодические звуки удобно, красиво сочетаются друг с другом, или как говорят музыканты “живут в ладу”, то получается музыка. (Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано “Осень” Ан. Александрова.)

Ребята, мы живем в мире звуков. Кроме музыкальных есть еще и другие звуки. Среди них есть резкие, неприятные - стук, топот, гудение. Такие звуки называются шумовые. Звучать может все. (музыкальный руководитель стучит палочкой по фортепиано, по стеклу, по книге). А в природе много звуков, которые человек слушает с удовольствием - шум дождя, листвы, журчанье ручейка. Давайте послушаем.

Прослушивание звуков:

  • Ручеек.
  • Дождь с громом.
  • Ветер.
  • Пение птиц.

Музыкальный руководитель: Ребята, инструменты тоже бывают музыкальные и шумовые. Давайте соединим их вместе и посмотрим, что получиться. (Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано русскую народную песню “Ах вы сени”. Дети играют на шумовых инструментах.)

Музыкальный руководитель: Ребята, что такое цвет? (Дети отвечают).

Музыкальный руководитель: Цвет - это то, что мы видим. Что может изображать цвет? Окраску листьев, небо, воду, предметы. Вспомните, какое небо вы видели? (Дети отвечают).

Музыкальный руководитель: Голубое, чистое, серое в тучах. Какое у вас настроение, когда день солнечный? А когда пасмурный? (Дети отвечают).

Музыкальный руководитель: Значит цвет может передавать настроение. (Музыкальный руководитель показывает карточки желтого и серого цвета). Ребята, как вы думаете, какая карточка обозначает хорошее настроение? А какая плохое? (Дети отвечают).

Музыкальный руководитель: А звук может передавать настроение? Ведь музыка тоже может нарисовать картину. Давайте послушаем.

Звучат два произведения “Осенняя песня” П.И. Чайковского и “Полька” А.Э.Спадавеккиа.

Детям раздаются серые тучки и желтые солнышки и предлагается в соответствии с характером музыки выложить картинки на магнитной доске.

Музыкальный руководитель: А теперь я приглашаю вас на танец в теплом, ласковом цвете.

Музыкальная композиция с цветами под музыку “Добрая фея” Г. Гладкова.

1 фигура.

  • И.П. Дети сидят врассыпную на ковре. Девочка - ведущая под музыку обходит детей, раздавая им цветы в такт музыки. Ребенок, получивший цветок медленно поднимается и покачивается. Эти движения повторяются до конца 16 такта.

2 фигура.

  • Дети идут по кругу за ведущей.

3 фигура.

  • 3 шага к центру, поднимая руки вверх;
  • 3 шага назад, опуская руки;
  • Кружение на месте, руки плавно через стороны вверх и вниз.
  • Повторить движения еще раз.

4 фигура.

  • 1 фраза: дети перестраиваются на “звездочки”- по 3-5 человек, соединив правые руки, левые слегка отвести в сторону, кружение в таком положении направо;
  • 2 фраза: то же, только в другом направлении.

5 фигура.

  • Ходьба в свободном направлении, на последний такт медленно подойти к ведущей, стоящей в центре зала, поднимая цветы, с концом музыки опуститься на одно колено.

Музыкальный руководитель: Ребята, музыка может не только передать настроение, но изобразить какое-то явление природы, или животных. Давайте мы с вами послушаем и попробуем угадать и передать в движениях, кого рисует музыка.

Двигательная импровизация “Кто вышел погулять?”. Музыкальный руководитель проигрывает отрывки Т. Попатенко “Медведь”, “Лиса”, “Зайчик”. Дети импровизируя, изображают животных.

Музыкальный руководитель: А теперь я предлагаю поиграть в игру “Звероловы и звери”.

Дети делятся на 4 подгруппы: “звероловы”, “медведи”, “волки”, “зайцы”. В одном конце комнаты собираются “звероловы”, которые “направляются в лес за зверями для зоопарка”. “Звери” прячутся у стен. В противоположном конце комнаты “кусты”. Музыка Е. Тиличеевой.

1 часть музыки. Такты 1- 8. “Звероловы осторожно идут, выслеживают зверей и залегают в кустах”.

2 часть музыки. Такты 9- 14. “Лесная тишина”. “Звероловы” слушают “звуки леса”, прислушиваются - не шевелиться ли какой- нибудь “зверь”

3 часть музыки (А - такты1- 15). Из “берлоги выходят медведи”. (Б - такты 16- 31) “звероловы ловят медведей. С окончанием музыки отводят их в клетку. Затем снова “залегают в кустах”. Повторяется 2 часть музыки “Лесная тишина”

4 часть музыки (А - такты1- 16) бегут “волки”. (Б - такты 17- 32) “звероловы ловят волков”. С окончанием музыки отводят их в клетку. Повторяется отрывок “Лесная тишина”.

5 часть музыки (А- такты 1- 16). На выскакивают “зайцы”. (Б - такты 17- 32) “звероловы ловят зайцев”. Отводят их в клетку.

6 часть музыки. “Звероловы” образуют вокруг “зверей” круг “грузовик” и везут их в “зоопарк”.

Музыкальный руководитель: На нашем занятии, ребята, мы познакомились со свойствами звуков, узнали, что музыка может рисовать природу, передавать настроение, изображать животных. Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). А как вы думаете, что у нас лучше всего получилось? (Ответы детей). На этом, ребята, наше занятие заканчивается. Я желаю вам всего хорошего и хочу попросить вас, быть внимательными в мире звуков и музыки, и тогда вы сможете услышать и узнать много интересного.