Цель: научить детей на занятии вслушиваться в звучание мелодии, создающей художественно-музыкальный образ, и эмоционально на нее реагировать.
Задачи:
- формирование навыков восприятия произведений музыкального искусства,
- стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности,
- развитие воображения и музыкальной памяти.
Оборудование: детские шумовые инструменты, карточки – солнышки и тучки, цветы, шапочки медведей, зайцев, волков. Используемая музыка: Э Григ“Утро”,Ан. Александров “Осень”, П. И. Чайковский “Осенняя песня”, А.Э. Спадавеккиа “Полька”, звуки: “Ручеек”, “Дождь с громом”, “Ветер”, “Пение птиц”, Г. А. Гладков “Добрая фея”, Т. Попатенко “Медведь”, “Лиса”, “Зайчик”, Е. Тиличеева “Звероловы и звери”.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку Э. Грига “Утро”. Садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о музыке и цвете, о различных звуках и красках. Что такое краски - знают все. Красками художники пишут свои картины. Ребята, как вы думаете, а музыканты могут создавать картины? Конечно могут, но используют при этом необычные, волшебные краски. А что это за краски, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Их нельзя увидеть,
Не возьмешь их в руки.
Можно только слышать
Что же это?
Дети: Звуки!
Музыкальный руководитель:
Звук инструмента - инструментальный,
Голос певца и певицы – вокальный,
Звуки вокальные, инструментальные -
Они мелодические, музыкальные.
Мелодические звуки, как и краски имеют множество оттенков. Они могут быть громкими или тихими, высокими или низкими. (Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Можно использовать колокольчики, металлофон.)
Если мелодические звуки удобно, красиво сочетаются друг с другом, или как говорят музыканты “живут в ладу”, то получается музыка. (Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано “Осень” Ан. Александрова.)
Ребята, мы живем в мире звуков. Кроме музыкальных есть еще и другие звуки. Среди них есть резкие, неприятные - стук, топот, гудение. Такие звуки называются шумовые. Звучать может все. (музыкальный руководитель стучит палочкой по фортепиано, по стеклу, по книге). А в природе много звуков, которые человек слушает с удовольствием - шум дождя, листвы, журчанье ручейка. Давайте послушаем.
Прослушивание звуков:
- Ручеек.
- Дождь с громом.
- Ветер.
- Пение птиц.
Музыкальный руководитель: Ребята, инструменты тоже бывают музыкальные и шумовые. Давайте соединим их вместе и посмотрим, что получиться. (Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано русскую народную песню “Ах вы сени”. Дети играют на шумовых инструментах.)
Музыкальный руководитель: Ребята, что такое цвет? (Дети отвечают).
Музыкальный руководитель: Цвет - это то, что мы видим. Что может изображать цвет? Окраску листьев, небо, воду, предметы. Вспомните, какое небо вы видели? (Дети отвечают).
Музыкальный руководитель: Голубое, чистое, серое в тучах. Какое у вас настроение, когда день солнечный? А когда пасмурный? (Дети отвечают).
Музыкальный руководитель: Значит цвет может передавать настроение. (Музыкальный руководитель показывает карточки желтого и серого цвета). Ребята, как вы думаете, какая карточка обозначает хорошее настроение? А какая плохое? (Дети отвечают).
Музыкальный руководитель: А звук может передавать настроение? Ведь музыка тоже может нарисовать картину. Давайте послушаем.
Звучат два произведения “Осенняя песня” П.И. Чайковского и “Полька” А.Э.Спадавеккиа.
Детям раздаются серые тучки и желтые солнышки и предлагается в соответствии с характером музыки выложить картинки на магнитной доске.
Музыкальный руководитель: А теперь я приглашаю вас на танец в теплом, ласковом цвете.
Музыкальная композиция с цветами под музыку “Добрая фея” Г. Гладкова.
1 фигура.
- И.П. Дети сидят врассыпную на ковре. Девочка - ведущая под музыку обходит детей, раздавая им цветы в такт музыки. Ребенок, получивший цветок медленно поднимается и покачивается. Эти движения повторяются до конца 16 такта.
2 фигура.
- Дети идут по кругу за ведущей.
3 фигура.
- 3 шага к центру, поднимая руки вверх;
- 3 шага назад, опуская руки;
- Кружение на месте, руки плавно через стороны вверх и вниз.
- Повторить движения еще раз.
4 фигура.
- 1 фраза: дети перестраиваются на “звездочки”- по 3-5 человек, соединив правые руки, левые слегка отвести в сторону, кружение в таком положении направо;
- 2 фраза: то же, только в другом направлении.
5 фигура.
- Ходьба в свободном направлении, на последний такт медленно подойти к ведущей, стоящей в центре зала, поднимая цветы, с концом музыки опуститься на одно колено.
Музыкальный руководитель: Ребята, музыка может не только передать настроение, но изобразить какое-то явление природы, или животных. Давайте мы с вами послушаем и попробуем угадать и передать в движениях, кого рисует музыка.
Двигательная импровизация “Кто вышел погулять?”. Музыкальный руководитель проигрывает отрывки Т. Попатенко “Медведь”, “Лиса”, “Зайчик”. Дети импровизируя, изображают животных.
Музыкальный руководитель: А теперь я предлагаю поиграть в игру “Звероловы и звери”.
Дети делятся на 4 подгруппы: “звероловы”, “медведи”, “волки”, “зайцы”. В одном конце комнаты собираются “звероловы”, которые “направляются в лес за зверями для зоопарка”. “Звери” прячутся у стен. В противоположном конце комнаты “кусты”. Музыка Е. Тиличеевой.
1 часть музыки. Такты 1- 8. “Звероловы осторожно идут, выслеживают зверей и залегают в кустах”.
2 часть музыки. Такты 9- 14. “Лесная тишина”. “Звероловы” слушают “звуки леса”, прислушиваются - не шевелиться ли какой- нибудь “зверь”
3 часть музыки (А - такты1- 15). Из “берлоги выходят медведи”. (Б - такты 16- 31) “звероловы ловят медведей. С окончанием музыки отводят их в клетку. Затем снова “залегают в кустах”. Повторяется 2 часть музыки “Лесная тишина”
4 часть музыки (А - такты1- 16) бегут “волки”. (Б - такты 17- 32) “звероловы ловят волков”. С окончанием музыки отводят их в клетку. Повторяется отрывок “Лесная тишина”.
5 часть музыки (А- такты 1- 16). На выскакивают “зайцы”. (Б - такты 17- 32) “звероловы ловят зайцев”. Отводят их в клетку.
6 часть музыки. “Звероловы” образуют вокруг “зверей” круг “грузовик” и везут их в “зоопарк”.
Музыкальный руководитель: На нашем занятии, ребята, мы познакомились со свойствами звуков, узнали, что музыка может рисовать природу, передавать настроение, изображать животных. Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). А как вы думаете, что у нас лучше всего получилось? (Ответы детей). На этом, ребята, наше занятие заканчивается. Я желаю вам всего хорошего и хочу попросить вас, быть внимательными в мире звуков и музыки, и тогда вы сможете услышать и узнать много интересного.