Урок окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема

“Средние века: время рыцарей и замков”

Цель темы Определить характерные черты эпохи Средних веков, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Средних веков.
Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Иметь представление о периоде Средних веков, его историческом времени и месте; Оценивать последствия открытий, достижений, сохранившихся со времён средних веков; Устанавливать взаимосвязь мира средневековья и современной жизни общества. Личностные: 
  • Принятие социальной роли обучающегося.
  • Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
  • Формирование готовности к саморазвитию.

Регулятивные: 

  • Умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения.

Познавательные: 

  • Умение оперировать понятиями; находить информацию в тексте; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникативные: 

  • Готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе; умение скорректировать свои действия.
Основные понятия Средние века; христианский собор, мусульманская мечеть, буддистский храм, замок рыцаря, ремесленники, торговая площадь.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир, история, МХК Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная Учебник, дидактические материалы, презентация, компьютер, экран, доска, мел.

Этапы уроков

Деятельность
учителя

Деятельность обучающихся

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап Мотивационный.

Актуализирует знания по пройденной теме (опрос).

1. Сегодня мы продолжаем курс уроков по Всемирной истории. Что она изучает? (высказывания детей)

1. Всемирная история изучает развитие человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Принятие социальной роли обучающегося.

Умение определять понятия, отвечать на вопросы, работать с лентой времени.

Владение устной монологической речью, исторической речью.

Умение строить логические рассуждения, высказывать свое мнение, выдвигать гипотезы

2. Вы уже познакомились с некоторыми эпохами всемирной истории. Как вы думаете, какая эпоха ждёт нас сегодня? Цель нашей работы на уроке определить особенности эпохи Средних веков и увидеть в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с тех времён. 2. Эпоха средних веков.

3. Как вы понимаете значение слова “СРЕДНИЙ”?

(Приложение 5)

3. Слово “средний” употребляется в значении “Посередине”, “В центре”
4. Скажите, какой фильм можно назвать средним?

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка

Понятие “Средний” определяется как ничем не выделяющийся; неинтересный, посредственный.

4. Слово “средний” употребляется в значении “посредственный”. Так можно сказать о ком-то, кто не сделал ничего особого, выдающегося. (“СРЕДНИЙ= посредственный, без особенностей, неинтересным”)
5. В каком значении слово “средние” используется в названии эпохи?

Средние века – это середина истории или эпоха без особенностей, малоинтересная?

Давайте сформулируем вопрос или проблему урока: “Почему период назвали Средние века?”

– Средние века были не интересны, без особых достижений.

– Средние века находились посередине, в центре всемирной истории.

5. Формулировка проблемы: “Почему период назвали Средние века?”

Выдвижение гипотез:

  1. Средние века были не интересны, без особых достижений.
  2. Средние века находились посередине, в центре всемирной истории.
6. Попробуем ответить на этот вопрос в течение урока. Что мы должны знать о средневековье? 6. Чем отличается от других эпох? Как жили тогда люди, чем занимались? Какое культурное наследие оставила эпоха?

2-й этап. Освоение новых знаний (17 мин.)

1. У вас на партах лежат иллюстрации различных архитектурных сооружений. (Приложение 1) Ваша задача распределить их по группам и объяснить свой выбор. Вы можете использовать текст учебника с.16. 1. Работа в парах.(3 минуты)

– Классификация объектов
– Аргументация объяснения классификации.

Умение строить логические рассуждения, высказывать свое мнение, выдвигать гипотезы, делать выводы
2. На какие группы вы разделили архитектурные сооружения и почему?

Какие религии представлены в архитектуре средневековья?

2. Обсуждение и выводы учащихся (2 минуты)

Архитектура древнего мира, мусульманские мечети, буддистские храмы, христианские соборы, средневековые замки.

3. Какой вывод вы можете сделать о развитии архитектуры в средние века? 3. Средневековая архитектура не похожа на древнюю, развивается под влиянием церкви и религиозных ценностей.
4. Назовите сооружение, не вошедшее ни в одну группу, что вы о нём знаете?

Рыцари жили в огромных и крепких замках, вокруг которых строились средневековые города. Замки были прочны и долговечны и защищали своих хозяев, ремесленников и крестьян от нападения врагов.

4. Замок. Ответы детей о замке.
1. Предлагаю вам создать на доске свой средневековый город, но в одиночку его не построить, нужно поработать в группах, чтобы представить жизнь людей в средневековье. 1. Просмотр слайдов Умение строить логические рассуждения, высказывать свое мнение.
Умение применять и сохранять цель.
Определение способов действий в рамках предложенных условий.
Умение организовывать сотрудничество со сверстниками и согласовывать свои действия.
Умение планировать работу в группе.
Умение работать с текстом
Владение устной монологической речью, исторической речью.
Взаимоконтроль.
2. Каждая группа получила материалы. Ваша задача: выполнить задание, выбрать выступающего и представить свой рассказ классу. (Приложение 3) 2. Работа в 5 группах по четыре человека. (5 минут)  
3. Защита и построение модели города детьми. Слушая внимательно рассказ своих товарищей, оцените их выступление. (Приложение 4)

Физминутка “Оружие рыцаря”. Представим себя рыцарями.

  • Стреляем из лука.
  • Метаем копье (правой и левой рукой).
  • Сражаемся мечом.
  • Защищаемся щитом.

Какого человека в наше время называют рыцарями?

3. Представление рассказов и составление общей картины средневекового города. (5 минут)

Темы для групп:

  • собор,
  • рыцарь,
  • рыцарский турнир,
  • (физминутка),
  • торговая площадь,
  • ремесленники.

В наше время есть люди, которые защищают слабых, держат данное слово, готовы на подвиг.

 
4. Жизнь в Средневековье не стоит на месте, развивается. Появляются новые изобретения и достижения, люди открывают новые знания.

-Какими изобретениями Средневековья мы пользуемся сейчас в наши дни?

4. Вилка, мыло, часы, очки, порох, книгопечатание.  
5. Итак, вернёмся к нашему вопросу “Почему период назвали Средние века?” Какую гипотезу вы считаете верной? 5. Верна гипотеза “Средние века находились посередине, в центре всемирной истории”. Средневековье нельзя считать посредственным, потому, что многое изменилось, появились новые архитектурные сооружения, ремёсла, рыцарская культура. Умение строить логические рассуждения, высказывать свое мнение, аргументировать, делать выводы
6. Как по-другому можно назвать это время? 6. Средние века – время замков и рыцарей.  

3-й этап. Закрепление пройденного материала

Проверим, сформировалась ли у вас картина средневековья, сыграем в игру “Третий лишний” (Приложение 2).

У кого получилось слово “Эпоха” поставьте себе 5, остальные могут дома поработать над своими ошибками.

Какой эпохе был посвящён урок?

Выполнение индивидуально и самопроверка задания по слайду. Формирование готовности к самоконтролю.

Применение знаний в нестандартной ситуации

4-й этап. Рефлексия

1. Какие особенности средневековья вы узнали на уроке? 1. Средневековье длилось тысячу лет, 10 веков. Особенностью средневековьяявляются замки, храмы, религиозная и рыцарская культура, “кодекс чести”. Много создано изобретений: фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы, возникло книгопечатание. Умение анализировать и делать выводы. Формирование готовности к саморазвитию, самооценке. Готовность получать необходимую информацию из дополнительных источников.
2. Что вам захотелось ещё узнать об эпохе средневековья?

Вы можете использовать для этого электронную “Энциклопедию Кирилла и Мефодия”.

2. Какие ремёсла были? Отношения в обществе?  
3. Попробуйте оценить свои знания о средневековье – выберите щит соответствующего цвета

Синий – узнал много
Зелёный – хочу ещё почитать
Красный – ничего нового

3. Оценка учащимися урока.  

5-й этап. Домашнее задание

1. Прочитайте учебник с. 20. “Изобретение книгопечатания”.

2. По выбору: Представьте себе, что ты владелец замка. Как ты будешь принимать и развлекать своих гостей?

3. По выбору: Составить презентацию об изобретениях Средневековья.

Выбор д./з. Формирование готовности к саморазвитию.

Умение ставить цель и подбирать методы и средства для её решения