Тема |
“Средние века: время рыцарей и замков” |
|||
Цель темы | Определить характерные черты эпохи Средних веков, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Средних веков. | |||
Планируемый результат | Предметные умения |
УУД |
||
Иметь представление о периоде Средних веков, его историческом времени и месте; Оценивать последствия открытий, достижений, сохранившихся со времён средних веков; Устанавливать взаимосвязь мира средневековья и современной жизни общества. | Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
|||
Основные понятия | Средние века; христианский собор, мусульманская мечеть, буддистский храм, замок рыцаря, ремесленники, торговая площадь. | |||
Организация пространства |
||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||
Окружающий мир, история, МХК | Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная | Учебник, дидактические материалы, презентация, компьютер, экран, доска, мел. |
Этапы уроков
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|
1-й этап Мотивационный. |
||
Актуализирует знания по пройденной
теме (опрос). 1. Сегодня мы продолжаем курс уроков по Всемирной истории. Что она изучает? (высказывания детей) |
1. Всемирная история изучает развитие человеческого общества от появления первых людей до наших дней. | Принятие социальной роли
обучающегося. Умение определять понятия, отвечать на вопросы, работать с лентой времени. Владение устной монологической речью, исторической речью. Умение строить логические рассуждения, высказывать свое мнение, выдвигать гипотезы |
2. Вы уже познакомились с некоторыми эпохами всемирной истории. Как вы думаете, какая эпоха ждёт нас сегодня? Цель нашей работы на уроке определить особенности эпохи Средних веков и увидеть в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с тех времён. | 2. Эпоха средних веков. | |
3. Как вы понимаете значение слова “СРЕДНИЙ”? |
3. Слово “средний” употребляется в значении “Посередине”, “В центре” | |
4. Скажите, какой фильм можно назвать
средним? Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Понятие “Средний” определяется как ничем не выделяющийся; неинтересный, посредственный. |
4. Слово “средний” употребляется в значении “посредственный”. Так можно сказать о ком-то, кто не сделал ничего особого, выдающегося. (“СРЕДНИЙ= посредственный, без особенностей, неинтересным”) | |
5. В каком значении слово “средние”
используется в названии эпохи? Средние века – это середина истории или эпоха без особенностей, малоинтересная? Давайте сформулируем вопрос или проблему урока: “Почему период назвали Средние века?” – Средние века были не интересны, без особых достижений. – Средние века находились посередине, в центре всемирной истории. |
5. Формулировка проблемы: “Почему
период назвали Средние века?” Выдвижение гипотез:
|
|
6. Попробуем ответить на этот вопрос в течение урока. Что мы должны знать о средневековье? | 6. Чем отличается от других эпох? Как жили тогда люди, чем занимались? Какое культурное наследие оставила эпоха? | |
2-й этап. Освоение новых знаний (17 мин.) |
||
1. У вас на партах лежат иллюстрации различных архитектурных сооружений. (Приложение 1) Ваша задача распределить их по группам и объяснить свой выбор. Вы можете использовать текст учебника с.16. | 1. Работа в парах.(3 минуты) –
Классификация объектов |
Умение строить логические рассуждения, высказывать свое мнение, выдвигать гипотезы, делать выводы |
2. На какие группы вы разделили
архитектурные сооружения и почему? Какие религии представлены в архитектуре средневековья? |
2. Обсуждение и выводы учащихся (2 минуты)
Архитектура древнего мира, мусульманские мечети, буддистские храмы, христианские соборы, средневековые замки. |
|
3. Какой вывод вы можете сделать о развитии архитектуры в средние века? | 3. Средневековая архитектура не похожа на древнюю, развивается под влиянием церкви и религиозных ценностей. | |
4. Назовите сооружение, не вошедшее ни в
одну группу, что вы о нём знаете? Рыцари жили в огромных и крепких замках, вокруг которых строились средневековые города. Замки были прочны и долговечны и защищали своих хозяев, ремесленников и крестьян от нападения врагов. |
4. Замок. Ответы детей о замке. | |
1. Предлагаю вам создать на доске свой средневековый город, но в одиночку его не построить, нужно поработать в группах, чтобы представить жизнь людей в средневековье. | 1. Просмотр слайдов | Умение строить логические рассуждения,
высказывать свое мнение. Умение применять и сохранять цель. Определение способов действий в рамках предложенных условий. Умение организовывать сотрудничество со сверстниками и согласовывать свои действия. Умение планировать работу в группе. Умение работать с текстом Владение устной монологической речью, исторической речью. Взаимоконтроль. |
2. Каждая группа получила материалы. Ваша задача: выполнить задание, выбрать выступающего и представить свой рассказ классу. (Приложение 3) | 2. Работа в 5 группах по четыре человека. (5 минут) | |
3. Защита и построение модели города
детьми. Слушая внимательно рассказ своих
товарищей, оцените их выступление. (Приложение
4) Физминутка “Оружие рыцаря”. Представим себя рыцарями.
Какого человека в наше время называют рыцарями? |
3. Представление рассказов и
составление общей картины средневекового
города. (5 минут) Темы для групп:
В наше время есть люди, которые защищают слабых, держат данное слово, готовы на подвиг. |
|
4. Жизнь в Средневековье не стоит на
месте, развивается. Появляются новые изобретения
и достижения, люди открывают новые знания. -Какими изобретениями Средневековья мы пользуемся сейчас в наши дни? |
4. Вилка, мыло, часы, очки, порох, книгопечатание. | |
5. Итак, вернёмся к нашему вопросу “Почему период назвали Средние века?” Какую гипотезу вы считаете верной? | 5. Верна гипотеза “Средние века находились посередине, в центре всемирной истории”. Средневековье нельзя считать посредственным, потому, что многое изменилось, появились новые архитектурные сооружения, ремёсла, рыцарская культура. | Умение строить логические рассуждения, высказывать свое мнение, аргументировать, делать выводы |
6. Как по-другому можно назвать это время? | 6. Средние века – время замков и рыцарей. | |
3-й этап. Закрепление пройденного материала |
||
Проверим, сформировалась ли у вас
картина средневековья, сыграем в игру “Третий
лишний” (Приложение 2). У кого получилось слово “Эпоха” поставьте себе 5, остальные могут дома поработать над своими ошибками. Какой эпохе был посвящён урок? |
Выполнение индивидуально и самопроверка задания по слайду. | Формирование готовности к
самоконтролю. Применение знаний в нестандартной ситуации |
4-й этап. Рефлексия |
||
1. Какие особенности средневековья вы узнали на уроке? | 1. Средневековье длилось тысячу лет, 10 веков. Особенностью средневековьяявляются замки, храмы, религиозная и рыцарская культура, “кодекс чести”. Много создано изобретений: фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы, возникло книгопечатание. | Умение анализировать и делать выводы. Формирование готовности к саморазвитию, самооценке. Готовность получать необходимую информацию из дополнительных источников. |
2. Что вам захотелось ещё узнать об эпохе
средневековья? Вы можете использовать для этого электронную “Энциклопедию Кирилла и Мефодия”. |
2. Какие ремёсла были? Отношения в обществе? | |
3. Попробуйте оценить свои знания о
средневековье – выберите щит соответствующего
цвета Синий – узнал много |
3. Оценка учащимися урока. | |
5-й этап. Домашнее задание |
||
1. Прочитайте учебник с. 20. “Изобретение
книгопечатания”. 2. По выбору: Представьте себе, что ты владелец замка. Как ты будешь принимать и развлекать своих гостей? 3. По выбору: Составить презентацию об изобретениях Средневековья. |
Выбор д./з. | Формирование готовности к
саморазвитию. Умение ставить цель и подбирать методы и средства для её решения |