Урок математики в начальной школе по теме "Деление с остатком на 10, 100, 1000". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • учить делить с остатком многозначные числа 10, 100, 1000
  • закрепить умение решать составные уравнения, текстовые задачи.
  • развивать мышление, речь, внимание, интерес к математике.

Оборудование: мультимедиа, карточки с заданиями, учебник

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам в прок.
Постарайтесь всё понять
И всё правильно решать.

- Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в путешествие во времени, а поможет нам одна подсказка.

Презентация.

III. Игра “Внимание” (слайд 2)

Я И Т С О И Р

- Изобразите, что показано.

- Из каких фигур составлен этот рисунок? (из 5 треугольников)

- Составьте из данных букв слово. (история)

- Путешествие далёкое, интересно и не лёгкое, потому берём самых смелых, дружных, сообразительных. А есть ли среди вас такие? Это мы проверим когда выполним 3 задания

(трое работают по карточкам)

IV. Устный счёт (слайд 3)

– Быстро решив примеры мы узнаем, что нас ждёт

800:2= у
4х20= с
6 х 7= п
60 х 3= е
30 х 2= х

 – Вставьте числа в “окошки” (слайд 4)

– Поставьте числа в порядке возрастания (слайд 5)

Это не простые числа. Подумайте, что они означают?

988 882 1237 1918 1480

  • 988 – Крещение Руси
  • 882 - Киев – столица Руси
  • 1237 – внук Чингисхана напал на русскую землю
  • 1480 - освобождение от ига
  • 1918 - рождение Красной армии (Российской)

- Молодцы! Все хорошо справились с 3 заданиями и можно смело отправляться дальше во времени. Итак, в путь!

Следующая историческая эпоха “Древний мир”. Чем знаменательна эта эпоха?

(древними городами Рим, Египет, Греция; достопримечательность Египта–Пирамиды)

V. Вычислительный тренинг (слайд 6)

50: 10 500: 10 5000: 10
600: 100 6000: 100 60000: 100
7000: 1000 70000: 1000 700000:1000

- Посмотрите на экран и запишите только ответы в строчку.

5 50 500
6 60 600
7 70 700

- Что интересного заметили? (1 стр. – деление на десять, 2 стр. – на 100, 3 стр.- на 1000.

Делимое увеличивается. Частное тоже увеличивается.)

- Как же разделить число на 10, 100, 1000? (надо отбросить справа 1, 2, 3 нуля)

- Молодцы! Отправляемся в путь дальше.

VI. Постановка проблемы (слайд7)

- Посмотрите следующую запись

15720:10 15728: 10
15700: 100 15728: 100
15000: 1000 15728: 1000
10000: 10000 15728: 10000

- Какой столбик вызвал у вас затруднения?

- Почему? (числа не круглые, не делятся без остатка)

- Цель нашего урока учиться делить многозначные числа на 10, 100. 1000 с остатком.

(На экране запись темы урока: “ Деление с остатком на 10, 100, 1000”) (слайд 8)

VII. Открытие детьми нового знания.

- Каким способом предлагаете делить многозначные числа на 10, 100, 1000?

1) способ – можно выполнить деление в столбик. (выполняют по 2 примера – по рядам)

Чтение ответов.

2) способ – можно зачеркнуть карандашом в делимом столько нулей, сколько их в делителе и записать полученный результат. Это и будет ответ, а зачёркнутое число будет остатком.

3) способ – в делимом отделить справа столько цифр, сколько нулей и прочитать число, обозначающее ими остаток, а число слева будет частным.

VIII. Первичное закрепление.

№ 131 – 1стр- коллективно с комментариями

2стр – самостоятельно, взаимопроверка

- Молодцы! Двигаемся дальше. А дальше нас встречает - “Средневековье” -это эпоха рыцарей и замков.

Физминутка

IX. Повторение.

- Вслед за Средними веками наступил черёд “Нового времени” - встреча Европы и Америки

Какой по продолжительности было это время (400 лет) Сколько это веков? (4века)

- Какие изобретения и технические новинки прославили это время? (пароходы, паровозы, автомобили и т.д.) А связи с этими изобретениями пришла необходимость расчетов, решений задач на движение.

№ 132 – с комментариями у доски

- Прочитайте задачу. Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет. Нам не известна скорость машины.)

- Как найти скорость? (расстояние разделить на время)

- Что вы заметили? (6 не делится на 5)

- А кто догадался, что нужно сделать? (6км перевести в метры. 6км=6000м)

- Запишите решение этой задачи.

№133 – с комментированием

- И этого недостаточно. В пути пригодятся знания о расходе горючего.

- Прочитайте задачу. Составьте к ней таблицу.

Расход на 1 га кол-во га общий расход
Одинаковый 8 га 168 л
  20 га ?

- Посмотрите на первую строчку. Что неизвестно? (расход горючего на 1га)

- Можем это узнать? (да. 168: 8 = 21(л) - горючего)

- А теперь как найти общий расход на 20 га? (21 х 20 = 44 (л)- горючего)

- А теперь дайте ответы на второй вопрос задачи.

 Сначала 20 века мы ведём отчёт истории Новейшего времени. (слайд 9)

Историки изучая прошлое, настоящее, иногда пытаются заглянуть в будущее. Вот и вам задание.

- Кто найдёт ошибку в примере, а может и исправит её?

- путешествие закончено благополучно!

X. Итог.

- Чему научились на уроке?

- Кто испытал трудности?

Используемые источники:

  1. Разработки уроков математики из серии “Я иду на урок в начальную школу”.
  2. http://dlm3.meta.ua/pic/0/51/193/P7K6KDqfij.jpg
  3. http://img-fotki.yandex.ru/get/4517/44774248.ef/0_6775b_b34badfe_XL
  4. http://ib1.keep4u.ru/b/2009/12/24/6a/6a97449f91b7ac5dfabb9f9bffa1fe81.jpg