Факультатив "Интеллектуальная академия"

Разделы: Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Факультатив “Интеллектуальное саморазвитие” для учащихся среднего звена является общеразвивающим и рассчитан на 34 часа.

Актуальность проведения факультативных занятий обусловлена тем, что Стратегия модернизации российского школьного образования в качестве главного результата деятельности образовательного учреждения рассматривает подготовку учащегося, способного к интеллектуальному саморазвитию, развитие у учащихся творческого (креативного) мышления. На общеобразовательную школу, возлагается непростая задача - обеспечить рост интеллектуального богатства России. Интеллектуальное саморазвитие является важнейшей стороной подготовки подрастающих поколений. Говоря об интеллектуальном саморазвитии, прежде всего, подразумевается развитие мышления - процесса сознательного отображения действительности в ее объективных свойствах, связях, отношениях как доступных, так и недоступных непосредственному чувственному восприятию. Мышление рассматривается как особый вид познавательной деятельности. Оно всегда протекает с опорой на имеющиеся знания. Самостоятельность мышления проявляется в своеобразном видении учащимся проблемной ситуации. Процесс интеллектуального саморазвития включает также в себя развитие мотивационной сферы в той ее части, которая направлена на познание; развитие чувственного познания (ощущения, восприятия, представления) и других психических процессов и свойств - внимания, памяти, речи, воображения (фантазии), интеллектуальных чувств (переживаний, возникающих в процессе познавательной деятельности - любознательности, удивления, уверенности, сомнений и т. д.), воли (сложное волевое действие включает в себя осознание цели, планирование и исполнение).

Интеллектуальное саморазвитие на занятиях осуществляется в процессе интеллектуальной деятельности, т. е. такой деятельности, в основе которой лежат познавательные мотивы, исследовательский импульс, интерес к практическому и теоретическому познанию, самостоятельность в приобретении новых знаний. Данный процесс связан с познавательными и мотивационными компонентами. В интеллектуальной активности выделяются три уровня: стимульно-продуктивный (пассивный), эвристический (поисковый) и креативный (творческий).

Интеллектуальное саморазвитие на факультативных занятиях рассматривается в процессе познания личностью самого себя, своих индивидуальных качеств, которые впоследствии могут стать стержневыми. Познавая себя, ученик сможет раскрыть свои потенциальные возможности, что он способен развивать, тренировать, изменять, совершенствовать. Формируется умение осуществлять рефлексию. Использование примеров из жизни выдающихся людей способствует созданию идеалов, эталонов для самосовершенствования.

Характерными особенностями факультатива является: ясность и простота изложения материала, что делает его доступным для понимания и использования учащимися среднего звена. Применение получаемых теоретических знаний на практике. Обучение способам решения творческих задач, генерированию новых идей. “Погружение” учащихся в процесс поиска, познания и самопознания.

Цель факультатива: расширение знаний учащихся о процессе интеллектуального саморазвития, формирование ценностного отношения и потребности к интеллектуальному саморазвитию.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с понятиями “интеллект”, “саморазвитие”, “самопознание”, “интеллектуальное саморазвитие”;
  • способствовать желанию работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны;
  • прививать учащимся интерес к проблемам личности и ее развития, самопознания и самообучения;
  • формировать умения аргументировано обосновывать свои убеждения, проводить анализ, синтез и классификацию информации.

Методы и формы организации деятельности на занятиях факультатива (игры, диспуты, соревнования, интервьюирование, анализ ситуаций, самоанализ, беседа, анкетирование, тестирование, умственная гимнастика и др.) ориентированы на самостоятельную практическую и умственную деятельность, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности учащихся, формировании умения осуществлять рефлексию. Оценка и самооценка достижений учащихся производится путём занесения результатов в “Карту интеллектуального саморазвития”.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Тема занятия кол-во часов
1 Вводное занятие. Знакомство с понятиями “интеллект”, “саморазвитие”, “самопознание”, “интеллектуальное саморазвитие”. 2
2 Внутренний мир и система представлений о себе 6
3 Диагностика развития познавательных процессов 4
4 Развиваем память, внимание, мышление, воображение. 6
5 Эффективное усвоение учебной информации. 4
6 Технологии решения творческих задач 8
7 Итоговое занятие. Мои достижения. 4