Цель урока:
- помочь детям вспомнить и закрепить знания биографии и творчества М.М. Пришвина;
- в игровой форме закрепить знания произведений;
- развивать образное мышление, речь, память;
- прививать интерес к русской живописи и литературе.
Оборудование:
- портрет М.М.Пришвина;
- рисунки детей к произведениям М.М.Пришвина,
- выставка книг М.М. Пришвина.
Краткая информация
Михаил Михайлович Пришвин
(1873 – 1954)
Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Сначала учился в гимназии, затем реальное училище (училище с техническим уклоном) в Тюмени, затем политехникум в Риге. Дальнейшее образование М.Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете. В двадцатидевятилетнем возрасте он сдал там государственный экзамен по агрономическому отделу философского факультета, и в России вернулся агроном, но с широким общегуманитарным образованием.
Некоторое время молодой агроном служит в земстве в Клину, некоторое время занимается с профессором Прянишниковым в Сельскохозяйственной академии в Москве, некоторое время работает исследователем на опытной станции в г. Луге, сотрудничает в агрономических журналах, написал книгу о картофеле. Пришвин почувствовал особенное тяготение к русскому языку.
Михаил Васильевич Нестеров был отдан учиться в реальное училище, но на втором году обучения он делает запись в дневнике: ”Я начинаю выделяться по рисованию”. Вместо коммерсанта или инженера получился замечательный русский художник Нестеров.
Константин Паустовский однажды сказал: “Жизнь Пришвина – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, “по велению своего сердца”. В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, – всегда созидатель, обогатитель и художник”. Так – то оно так, да ведь не всегда, не сразу, не каждый человек находит свою дорогу.
Последняя четверть XIX в. и первое десятилетие XX в. в России было ознаменовано пробуждением острейшего интереса к национальным, народным ценностям. Это сочеталось с одновременным взлетом всех видов искусств, равно как и науки. Достоевский, Толстой, Чехов, Бунин, Куприн – в литературе; Чайковский, Бородин, Рахманинов – в музыке; Верещагин, Суриков, Васнецов, Левитан, Репин, Нестеров – в живописи; открывает Периодическую систему Менделеев; собирает национальную галерею живописи Третьяков. Этот обостренный интерес к народным, национальным ценностям коснулся, разумеется, и таких областей культуры как язык, фольклор, этнография. Поэтому отнюдь не случайно уговаривал академик Шахматов молодого ученого, пишущего пока о картошке, но тяготеющего к глубинам русского языка, к русскому народному слову, отправиться в Олонецкие края за сбором сказаний.
Надо представить себе и север России тех времен. Это был воистину край непуганых птиц, а пласты народности как в языке, в фольклоре, так и в укладе жизни, в быту, в этнографии были первородны, нетронуты. Пришвин жадно начал впитывать душой, умом и сердцем всю эту первородность. Дело не ограничилось собиранием фольклора. Пришвин написал книгу “В краю непуганых птиц”, которая сразу же сделала ему имя. Он уехал на север скромным агрономом, а вернулся замечательным русским писателем.
Основная тема творчества Пришвина, основной объект его художественного исследования – человек. Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души в ответ на те или иные проявления природы.
М.М.Пришвин умер 16 января 1954 года. Проходят десятилетия, но многие, многие поколения людей будут наблюдать еще, как прорастают в душах и сердцах пришвинские семена, облагораживая их, уча пониманию природы, делая чище и лучше.
На доске табло:
I. БИОГРАФИЯ М.М.ПРИШВИНА. | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
II. ЛИСИЧКИН ХЛЕБ. | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
III.РАЗГОВОР ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ. | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
IV. В КРАЮ ДЕДУШКИ МАЗАЯ. | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
V. О ЧЕМ ШЕПЧУТСЯ РАКИ. | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
VI.КЛАДОВАЯ СОЛНЦА. | 10 | 20 | 30 | 40 | кот |
Учитель. Сегодня мы поговорим о чудесных литературных произведениях, написанных великим русским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным
Я рада приветствовать всех присутствующих на нашей игре, тема которой – "Очарованный странник". Все вопросы будут так или иначе связаны с биографией и творчеством писателя. Позвольте представить членов жюри и участников игры.
Итак, мы с вами играем в "Свою игру". Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде. Для того чтобы игра прошла организованно, выберите капитана команды. Он будет называть тему, в которую играет команда, а затем озвучивать ответ. Заработанные очки складываются по командам, а в конце подсчитываются. Выявляется команда – победитель.
I. БИОГРАФИЯ М.М.ПРИШВИНА
1. Где учился маленький Миша? | В гимназии. | 10 б. |
2. Какая была у него профессия? | Агроном | 20 б. |
3.О чем написал в первой книге? | О картофеле | 30 б. |
4. Кто уговорил Пришвина уехать на Онежское озеро? | Академик Шахматов | 40 б. |
5.Какая книга сделала ему имя? | “В краю непуганых птиц” | 50 б. |
II. ЛИСИЧКИН ХЛЕБ.
1. Эти интересные цветочки ложились вместе с нами, с детьми, и вместе с нами вставали. Назовите цветочка и произведение. | Одуванчик “Золотой луг” | 10 б. |
2. Зачем ежику газета понадобилась? | Как в лесу сухая листва, он тащил ее себе для гнезда | 20 б. |
3. Чем деревья лечатся? | Смолой. Она затягивает ранки. “Лисичкин хлеб” | 30 б. |
4. За что черную наседку назвали Пиковой Дамой? | За необычную родительскую заботу, за ее клюв-пику на голове. | 40 б. |
5. Какой способ придумал утенок, чтобы выбраться из корзины высотой сантиметров в тридцать? | По перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. По спине пробегает до края – и кувырк вниз! | 50 б. |
III. РАЗГОВОР ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ.
1. Назови мир кота Васьки. | Днем – птицы, ночью – мыши. | 10 б. |
2. Как прячется куропатка от ястреба? | Только голову спрячет в снег, а хвост весь на виду. Ястреб берет за хвост и тащит, как повар на сковороде. | 20 б. |
3. Какие птицы после соловья и кукушки начинают свою песню в середине лета? | Дергач и перепелка. | 30 б. |
4. Какая птица лишилась своего хвоста, когда отняла кость у Вьюшки (собачки)? | Сорока “Выскочка” | 40 б. |
5. Назови три спасения у рябчика в снегу. | Первое – тепло ночевать, второе – пища, третье – прячется от хищник птиц. | 50 б. |
IV. В КРАЮ ДЕДУШКИ МАЗАЯ.
1. У какой зверюшки отменная память? | У белки. | 10 б. |
2. Как растет сосулька весной? | Утром в толщину, а вечером в длину. | 20 б. |
3. Как можно узнать, что у березки началось движение сока? | Прыгают лягушки. | 30 б. |
5. Вестница весны. Она очень любопытная. Пришвин называет ее “птичка-писатель”. | Трясгузка. | 40б |
6. Кого Пришвин называет первым цветком? | Первую бабочку. | 50 б. |
V. О ЧЕМ ШЕПЧУТСЯ РАКИ.
1. Самое сильное оружие у человека. | Ум “Таинственный ящик” | 10 б. |
2. Болотная птичка, серая, величиной в два воробья. | Бекас “Знакомый бекас” | 20 б. |
3. Про кого так говорит следопыт Родионыч “синий лапоть”? | зайца | 30 б. |
4. У какой маленькой певчей птицы Петр Петрович Майорников хвост оторвал? | Турлукану | 40 б. |
5. Спасителю собаки Жульки Васю Веселкину Пришвин подарил книгу. Назовите книгу. | . “Всадник без головы” | 50 б |
VI. КЛАДОВАЯ СОЛНЦА.
1. Большая рыжая собака с черным ремешком по всей спине. | Травка | 10 б. |
2. Куда повела Митрашу стрелка компаса? | Слепую елань | 20 б. |
3.Как называют в народе какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. | Палестинка | 30 б. |
4. Что является кладовой солнца? | Торф | 40 б. |
5. Кот в мешке | 50б. |
Дети вынимают из мешка по очереди предметы (рисунки), называют, в каком рассказе они встречаются.
– валенки – “Дедушкин валенок”
– хлебушек – “Лисичкин хлеб”
– ящик – “Таинственный ящик”
– мольберт – “Наш сад”
– ладило (бондарный инструмент) – “Кладовая солнца”
Учитель. Сегодня мы еще раз погрузились в мир пришвинской природы. Этот мир загадочный, интересный и одновременно поучительный. На уроках литературного чтения мы вновь и вновь будем возвращаться к произведениям Пришвина. Наше путешествие еще не закончено.
Подведем итоги игры.
Понравился ли вам урок? Какие задания вам показались самыми сложными? Самыми интересными? Спасибо вам большое. Все хорошо поработали