План-конспект урока информатики по теме "Интересный случай в мире информатики". 6-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 6


Цели.

  1. Образовательная: обобщение знаний, умений и умений учащихся по теме “Человек и информация” с помощью решения логических задач.
  2. Развивающая: развитие интереса учащихся к информатике и математике.
  3. Воспитательная: воспитание таких качеств как коллективизм, умение сопереживать, воля, терпение.

Тип урока: комбинированный

Методы: игра

Материалы и оборудование: 1) Босова Л. Л. Информатика 6 класс - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2008; 2) компьютеры; 3) карточки с заданиями для команд; 4) программное обеспечение: текстовый редактор, графический редактор для растровых изображений, программа – игра “Эрудит”.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.):

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.

Цель нашего урока – это обобщение накопленных знаний и умений по теме “Человек и информация”. Но сегодня мне бы хотелось наш урок провести в необычной форме - в форме игры - путешествия. Итак, вы готовы оправится в необычный путь, в мир Информатики! А вот и правила, которые нам необходимо будет соблюдать в пути, чтобы достичь конечного пункта нашего путешествия.

Правила.

  1. Команда состоит из 4–5 человек.
  2. На выполнение задания вызывается 1–2 человека от команды. Они выполняют задания за компьютером. Остальные выполняют задания учителя.
  3. За каждое задание вы получаете баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

2. Основная часть урока – игра.

На пути к конечной цели нас ждут следующие препятствия: текст/домино, оформление/сдвиньте камень, рисуем/помогаем бабе Мышке, эрудит/найди ключ. Задания заранее написаны на доске.

Учитель: “В некотором Царстве, в мире Информатики жили-были царь Системный Блок, царица Клавиатура и дочь Программа. Жили они дружно и весело, но вдруг случилась беда. Похитил прекрасную царевну злой и коварный Змей Вирус. Издал тогда царь Системный Блок указ: “Кто спасет прекрасную царевну, тот получит полцарства”. И вот рано утром у крыльца собрались ребята, которые решили спасти принцессу”, то есть это вы, ребята.

Представление команд (6 мин.)

Дается 4 минуты, чтобы команды придумали название, девиз, выбрали капитана.

После истечения времени по очереди представляются, очередность устанавливается жребием.

Учитель: “Царь благословляет вас в долгую дорогу, и вы отправляетесь в путь”.

1 задание (7 мин.)

А) Приглашаются по одному участнику из команды для работы за компьютером. Им даются карточки с текстом, который нужно набрать в текстовом редакторе. <Рисунок 1>

Материал для задания находится в файле <Приложение 1>.

Б) Оставшиеся игроки команды в это время собирают домино.

Командам предоставляется 10 карточек. <Рисунок 2>

Материал для составления фишек домино находится в файле <Приложение 2>.

Учитель: “Долго ли, коротко ли ехали они – тут на дороге огромный камень. А убрать его можно, если правильно решить задачу, что на том камне написана”.

2 задание (6 мин.)

А) Приглашаются по 2 человека за компьютер. Задание: оформить красиво текст.

Б) “Сдвиньте камень”.

Оставшимся игрокам каждой команды выдаются карточки с задачей.

Задача: В таверне встретились 3 друга – скульптор Белов, скрипач Чернов, художник Рыжов. “Замечательно, что один из нас блондин, другой – брюнет, а третий – рыжий, и при этом ни у одного из нас цвет волос не соответствует фамилии”, - заметил черноволосый. “Ты прав”, - сказал Белов. Определить цвет волос художника. А в помощь вам вот эта табличка. (Художник Рыжов – брюнет). <Рисунок 3>

Материалы для задания находятся в файле <Приложение 3>

Учитель: “… Исчезло препятствие с пути, и всадники помчались дальше. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. На пути у ребят появился дремучий лес. А в лесу избушка на дисковых колесах. “Избушка, избушка, встань к нам передом, а к лесу задом”, - сказали ребята. Избушка повернулась. Вошли ребята и видят, сидит Баба Мышка, горюет. Спросили ребята, в чем дело, а она им и отвечает: “Есть у меня сундук с волшебными вещицами, да вот беда, ключ затерялся среди множества других ключей, помогите отыскать? На каждом ключе надпись со словом, а одно лишнее”.

3 задание (10 мин.)

А) По одному (два) человека от команды приглашаются за компьютеры. Задание: нарисовать домик Бабы Мышки, лес, метлу.

Б) Остальные участники команды выполняют задание “Помогите Бабе Мышке”. Вот вам по листу с написанными словами. Напротив каждого из них составьте предложение, которое содержало бы эти слова.

Составить словосочетания: материнская плата, графический редактор, электронная почта, системный блок, внутренняя память, информационные технологии, строка меню, программное обеспечение, загрузочный файл, локальная сеть, циклический алгоритм, процессор.

Материал для выполнения задания находится в файле <Приложение 4>.

Учитель: “Рассказали ребята, что у них за беда. Подскажу вам, где он царевну прячет и как ее спасти. Вот вам клубок, он приведет вас, куда нужно”. Клубок покатился, ребята за ним. Бежали они вслед, но вот перед ними оказалось болото…”.

4 задание (10 мин.)

А) Капитаны команд и его помощники выполняют задание “Эрудит” (игра на составление слов в программе – игре “Эрудит”).

Б) Оставшиеся члены команды выполняют задание “Найди ключ”.

Чтобы перейти это болото нужно как можно больше слов составить из слова “Информатика”.

Материал для выполнения задания находится в файле <Приложение 5>.

Учитель: “Вот болото позади. Ребята бегут дальше вслед за клубком. Видят большой, красивый замок, в котором и была спрятана царевна Программа. А вот кто получит главный приз, мы сейчас узнаем…”.

3. Подведение итогов (4 мии.)

Подводятся итоги урока, объявляется победитель.