Цели.
Тип урока: комбинированный
Методы: игра
Материалы и оборудование: 1) Босова Л. Л. Информатика 6 класс - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2008; 2) компьютеры; 3) карточки с заданиями для команд; 4) программное обеспечение: текстовый редактор, графический редактор для растровых изображений, программа – игра “Эрудит”.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.):
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.
Цель нашего урока – это обобщение накопленных знаний и умений по теме “Человек и информация”. Но сегодня мне бы хотелось наш урок провести в необычной форме - в форме игры - путешествия. Итак, вы готовы оправится в необычный путь, в мир Информатики! А вот и правила, которые нам необходимо будет соблюдать в пути, чтобы достичь конечного пункта нашего путешествия.
Правила.
- Команда состоит из 4–5 человек.
- На выполнение задания вызывается 1–2 человека от команды. Они выполняют задания за компьютером. Остальные выполняют задания учителя.
- За каждое задание вы получаете баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
2. Основная часть урока – игра.
На пути к конечной цели нас ждут следующие препятствия: текст/домино, оформление/сдвиньте камень, рисуем/помогаем бабе Мышке, эрудит/найди ключ. Задания заранее написаны на доске.
Учитель: “В некотором Царстве, в мире Информатики жили-были царь Системный Блок, царица Клавиатура и дочь Программа. Жили они дружно и весело, но вдруг случилась беда. Похитил прекрасную царевну злой и коварный Змей Вирус. Издал тогда царь Системный Блок указ: “Кто спасет прекрасную царевну, тот получит полцарства”. И вот рано утром у крыльца собрались ребята, которые решили спасти принцессу”, то есть это вы, ребята.
Представление команд (6 мин.)
Дается 4 минуты, чтобы команды придумали название, девиз, выбрали капитана.
После истечения времени по очереди представляются, очередность устанавливается жребием.
Учитель: “Царь благословляет вас в долгую дорогу, и вы отправляетесь в путь”.
1 задание (7 мин.)
А) Приглашаются по одному участнику из команды для работы за компьютером. Им даются карточки с текстом, который нужно набрать в текстовом редакторе. <Рисунок 1>
Материал для задания находится в файле <Приложение 1>.
Б) Оставшиеся игроки команды в это время собирают домино.
Командам предоставляется 10 карточек. <Рисунок 2>
Материал для составления фишек домино находится в файле <Приложение 2>.
Учитель: “Долго ли, коротко ли ехали они – тут на дороге огромный камень. А убрать его можно, если правильно решить задачу, что на том камне написана”.
2 задание (6 мин.)
А) Приглашаются по 2 человека за компьютер. Задание: оформить красиво текст.
Б) “Сдвиньте камень”.
Оставшимся игрокам каждой команды выдаются карточки с задачей.
Задача: В таверне встретились 3 друга – скульптор Белов, скрипач Чернов, художник Рыжов. “Замечательно, что один из нас блондин, другой – брюнет, а третий – рыжий, и при этом ни у одного из нас цвет волос не соответствует фамилии”, - заметил черноволосый. “Ты прав”, - сказал Белов. Определить цвет волос художника. А в помощь вам вот эта табличка. (Художник Рыжов – брюнет). <Рисунок 3>
Материалы для задания находятся в файле <Приложение 3>
Учитель: “… Исчезло препятствие с пути, и всадники помчались дальше. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. На пути у ребят появился дремучий лес. А в лесу избушка на дисковых колесах. “Избушка, избушка, встань к нам передом, а к лесу задом”, - сказали ребята. Избушка повернулась. Вошли ребята и видят, сидит Баба Мышка, горюет. Спросили ребята, в чем дело, а она им и отвечает: “Есть у меня сундук с волшебными вещицами, да вот беда, ключ затерялся среди множества других ключей, помогите отыскать? На каждом ключе надпись со словом, а одно лишнее”.
3 задание (10 мин.)
А) По одному (два) человека от команды приглашаются за компьютеры. Задание: нарисовать домик Бабы Мышки, лес, метлу.
Б) Остальные участники команды выполняют задание “Помогите Бабе Мышке”. Вот вам по листу с написанными словами. Напротив каждого из них составьте предложение, которое содержало бы эти слова.
Составить словосочетания: материнская плата, графический редактор, электронная почта, системный блок, внутренняя память, информационные технологии, строка меню, программное обеспечение, загрузочный файл, локальная сеть, циклический алгоритм, процессор.
Материал для выполнения задания находится в файле <Приложение 4>.
Учитель: “Рассказали ребята, что у них за беда. Подскажу вам, где он царевну прячет и как ее спасти. Вот вам клубок, он приведет вас, куда нужно”. Клубок покатился, ребята за ним. Бежали они вслед, но вот перед ними оказалось болото…”.
4 задание (10 мин.)
А) Капитаны команд и его помощники выполняют задание “Эрудит” (игра на составление слов в программе – игре “Эрудит”).
Б) Оставшиеся члены команды выполняют задание “Найди ключ”.
Чтобы перейти это болото нужно как можно больше слов составить из слова “Информатика”.
Материал для выполнения задания находится в файле <Приложение 5>.
Учитель: “Вот болото позади. Ребята бегут дальше вслед за клубком. Видят большой, красивый замок, в котором и была спрятана царевна Программа. А вот кто получит главный приз, мы сейчас узнаем…”.
3. Подведение итогов (4 мии.)
Подводятся итоги урока, объявляется победитель.