Цель: познакомить обучающихся с трудовыми песнями.
Музыкальный материал:
- “Русская изба” Е.Птичкина – разучивание.
- “Эй, ухнем!” русская народная песня – слушание.
- “Урожайная” И.О. Дунаевского – слушание.
- “Косари” татарский танец – просмотр видеозаписи и участие в исполнении.
- “Я на камушке сижу” русская народная песня – слушание.
Оборудование: музыкальный центр, диск с песнями, фортепиано, синтезатор, компьютер, медиапроектор, презентация по теме урока.
Сценарий урока.
I. Вход под песню “Русская изба” в исполнении Марии Пахоменко.
Музыкальное приветствие.
Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с музыкой и другим жанром искусства.
– А вот о чем же поётся в только что прозвучавшей песне?
– К какому песенному жанру относится эта песня?
– Песню “Русская изба” сочинил композитор Евгений Николаевич Птичкин на слова поэта Михаила Пляцковского.
Презентация. Слайды 2,3
II. Работа над песней “Русская изба”.
В песне "Русская изба" Е. Птичкина обратить внимание на содержание песни, посвященная труду далеких предков.
Слайды 4, 5 ,6.
III. Развитие темы.
Сегодня мы познакомимся еще с одной песней, а к какому жанру относится эта песня, я думаю, вы мне скажете сами.
Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении Ф. И. Шаляпина.
– О чем рассказала эта русская народная песня?
– Когда исполняли такие песни?
– К какому жанру относится эта песня? (Трудовая песня).
Тема труда нашла широкое отражение во многих русских народных песнях.
– Как вы думаете, зачем русский народ слагал трудовые песни? (Чтобы облегчить свою тяжелую работу).
Трудовые песни слагали лесорубы, грузчики, бурлаки. При подъеме грузов, бревен и других тяжестей требовались одновременные усилия нескольких человек. Песня объединяла их работу, делала ее более размеренной и дружной.
– Посмотрите на картину замечательного русского художника Ильи Ефимовича Репина.
Слайды 7, 8.
– Как называется эта картина? (“Бурлаки на Волге”).
– Чем занимались бурлаки?
– Могла ли песня помочь бурлакам в их нелегком труде?
Анализ картины. (На картине И. Репина показано, с каким огромным физическим напряжением тянут бурлаки тяжелую баржу).
Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” (фрагмент).
– Какое впечатление на вас оказала эта песня?
– Какие слова часто повторяются в ней? (Часто встречаются такие восклицания и слова как “Ой, раз, еще раз”, “Эй, ухнем”).
– Как вы думаете, почему? (В песне подчеркивалось то место, которое служило сигналом для одновременного рывка или движения).
– Что музыка изображает? (Изображает тяжелый, изнуряющий шаг бурлаков).
Вывод. Немало трудовых песен было сложено среди бурлаков. Ранней весной, как только вскрывались реки, бурлаки собирались артелями и тянули баржи по Волге и другим большим рекам. Свой тяжелый труд они сопровождали песнями.
– Прозвучала русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении великого русского певца. Знаком ли он вам?
Слайд 9.
Ф. И. Шаляпин – великий русский певец, актер, художник. Родился в 1873 г. на Волге. Ф.И. Шаляпин хорошо знал жизнь простого народа, очень любил русские народные песни. Его жизнь в театре началась с 12 лет.
Ф. И. Шаляпин в 1890 г. приезжал в Уфу и пел на уфимской сцене.
Концертный зал (где он выступал) Уфимской государственной академии искусств (УГАИ) имени Загира Исмагилова носит имя Ф. И. Шаляпина.
Слайды 10, 11.
Первая в России мемориальная доска, увековечивающая память Ф. Шаляпина, тоже была установлена на фасаде здания УГАИ в 1967 году. Инициатором этого события выступил известный в республике певец и художник Борис Торик. Слайд 12.
Начиная с 1991 года в Башкирском государственном театре оперы и балета проводится фестиваль оперного искусства “Шаляпинские вечера в Уфе”.
Слайды 13, 14.
В рамках фестиваля на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета выступали певцы Ирина Архипова, Владислав Пьявко и Мария Биешу, солисты Большого и Мариинского театров, ведущие солисты из оперных театров Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Перми и других городов России.
Слайд 15.
Выступали известные басы, лауреаты международных конкурсов – братья Аскар и Ильдар Абдразаковы.
Слайды 16, 17.
В 2008 году, в честь празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России Академии искусств был торжественно открыт памятник Ф. И. Шаляпину.
Слайды 18,19.
В репертуаре Ф. И. Шаляпина было много трудовых песен. Песня “Эй, ухнем!” рассказывала о тяжелом труде. А картина художницы Татьяны Яблонской “Хлеб” о чем рассказывает?
Слайд 20.
– Когда происходят изображенные на картине события – до революции или в наши дни?
– Музыкой какого характера можно было озвучить эту картину?
– Как художник передает настроение картины? (Яркие краски, радостные лица женщин, воспевается радость труда).
Сопоставьте эту яркую красочную картину изображающую сбор урожая, с песней И.О. Дунаевского “Урожайная” из к/ф “Кубанские казаки”.
Слайд 21.
“Урожайная” – слушание фрагмента.
– О чем эта песня? (О труде, воспевается радость труда).
– Какого она характера? (Эта бодрая песня, быстрая, живая, веселая, задорная).
– Кто исполнил эту песню? (Смешанный хор в сопровождений симфонического оркестра).
– Труд всегда сопровождает человека на протяжении всей жизни. Вот почему к теме труда обращаются часто композиторы, художники, хореографы?
– Что такое хореография?
А сейчас мы с вами посмотрим танец, а потом поговорим, о чем рассказал вам этот танец.
Просмотр танца “Косари” можно получить у автора статьи.
– Какой ансамбль исполнил этот танец? (Государственный ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова).
Слайд 22.
– О чём рассказал вам танец, который исполняла мужская группа ансамбля?
– Как бы вы назвали этот танец?
Замечательный танец “Косари” связан с образом жизни и трудовой деятельностью народа.
– Какие трудовые движения вы узнали в танце?
Танец “Косари” изображает сенокосную пору, трудовой процесс косьбы и сбора сена. А после работы начинаются зажигательные танцы.
Танец “Косари” – слушание. Учитель показывает несложные танцевальные движения, дети участвуют в исполнении.
– Что общего в песне И. Дунаевского “Урожайная” и в танце Ф. Гаскарова “Косари”? (В этих произведениях воспевается труд, который приносит людям радость).
IV. Работа в тетрадях.
Обобщение.
Оценивание.
Выход из класса под русскую народную песню “Я на камушке сижу”.