Урок музыки по теме "Трудовые песни". 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Цель: познакомить обучающихся с трудовыми песнями.

Музыкальный материал:

  1. “Русская изба” Е.Птичкина – разучивание.
  2. “Эй, ухнем!” русская народная песня – слушание.
  3. “Урожайная” И.О. Дунаевского – слушание.
  4. “Косари” татарский танец – просмотр видеозаписи и участие в исполнении.
  5. “Я на камушке сижу” русская народная песня – слушание.

Оборудование: музыкальный центр, диск с песнями, фортепиано, синтезатор, компьютер, медиапроектор, презентация по теме урока.

Сценарий урока.

I. Вход под песню “Русская изба” в исполнении Марии Пахоменко.

Музыкальное приветствие.

Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с музыкой и другим жанром искусства.

– А вот о чем же поётся в только что прозвучавшей песне?

– К какому песенному жанру относится эта песня?

– Песню “Русская изба” сочинил композитор Евгений Николаевич Птичкин на слова поэта Михаила Пляцковского.

Презентация. Слайды 2,3

II. Работа над песней “Русская изба”.

В песне "Русская изба" Е. Птичкина обратить внимание на содержание песни, посвященная труду далеких предков.

Слайды 4, 5 ,6.

III. Развитие темы.

Сегодня мы познакомимся еще с одной песней, а к какому жанру относится эта песня, я думаю, вы мне скажете сами.

Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении Ф. И. Шаляпина.

– О чем рассказала эта русская народная песня?

– Когда исполняли такие песни?

– К какому жанру относится эта песня? (Трудовая песня).

Тема труда нашла широкое отражение во многих русских народных песнях.

– Как вы думаете, зачем русский народ слагал трудовые песни? (Чтобы облегчить свою тяжелую работу).

Трудовые песни слагали лесорубы, грузчики, бурлаки. При подъеме грузов, бревен и других тяжестей требовались одновременные усилия нескольких человек. Песня объединяла их работу, делала ее более размеренной и дружной.

– Посмотрите на картину замечательного русского художника Ильи Ефимовича Репина.

Слайды 7, 8.

– Как называется эта картина? (“Бурлаки на Волге”).

– Чем занимались бурлаки?

– Могла ли песня помочь бурлакам в их нелегком труде?

Анализ картины. (На картине И. Репина показано, с каким огромным физическим напряжением тянут бурлаки тяжелую баржу).

Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” (фрагмент).

– Какое впечатление на вас оказала эта песня?

– Какие слова часто повторяются в ней? (Часто встречаются такие восклицания и слова как “Ой, раз, еще раз”, “Эй, ухнем”).

– Как вы думаете, почему? (В песне подчеркивалось то место, которое служило сигналом для одновременного рывка или движения).

– Что музыка изображает? (Изображает тяжелый, изнуряющий шаг бурлаков).

Вывод. Немало трудовых песен было сложено среди бурлаков. Ранней весной, как только вскрывались реки, бурлаки собирались артелями и тянули баржи по Волге и другим большим рекам. Свой тяжелый труд они сопровождали песнями.

– Прозвучала русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении великого русского певца. Знаком ли он вам?

Слайд 9.

Ф. И. Шаляпин – великий русский певец, актер, художник. Родился в 1873 г. на Волге. Ф.И. Шаляпин хорошо знал жизнь простого народа, очень любил русские народные песни. Его жизнь в театре началась с 12 лет.

Ф. И. Шаляпин в 1890 г. приезжал в Уфу и пел на уфимской сцене.

Концертный зал (где он выступал) Уфимской государственной академии искусств (УГАИ) имени Загира Исмагилова носит имя Ф. И. Шаляпина.

Слайды 10, 11.

Первая в России мемориальная доска, увековечивающая память Ф. Шаляпина, тоже была установлена на фасаде здания УГАИ в 1967 году. Инициатором этого события выступил известный в республике певец и художник Борис Торик. Слайд 12.

Начиная с 1991 года в Башкирском государственном театре оперы и балета проводится фестиваль оперного искусства “Шаляпинские вечера в Уфе”.

Слайды 13, 14.

В рамках фестиваля на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета выступали певцы Ирина Архипова, Владислав Пьявко и Мария Биешу, солисты Большого и Мариинского театров, ведущие солисты из оперных театров Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Перми и других городов России.

Слайд 15.

Выступали известные басы, лауреаты международных конкурсов – братья Аскар и Ильдар Абдразаковы.

Слайды 16, 17.

В 2008 году, в честь празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России Академии искусств был торжественно открыт памятник Ф. И. Шаляпину.

Слайды 18,19.

В репертуаре Ф. И. Шаляпина было много трудовых песен. Песня “Эй, ухнем!” рассказывала о тяжелом труде. А картина художницы Татьяны Яблонской “Хлеб” о чем рассказывает?

Слайд 20.

– Когда происходят изображенные на картине события – до революции или в наши дни?

– Музыкой какого характера можно было озвучить эту картину?

– Как художник передает настроение картины? (Яркие краски, радостные лица женщин, воспевается радость труда).

Сопоставьте эту яркую красочную картину изображающую сбор урожая, с песней И.О. Дунаевского “Урожайная” из к/ф “Кубанские казаки”.

Слайд 21.

“Урожайная” – слушание фрагмента.

– О чем эта песня? (О труде, воспевается радость труда).

– Какого она характера? (Эта бодрая песня, быстрая, живая, веселая, задорная).

– Кто исполнил эту песню? (Смешанный хор в сопровождений симфонического оркестра).

– Труд всегда сопровождает человека на протяжении всей жизни. Вот почему к теме труда обращаются часто композиторы, художники, хореографы?

– Что такое хореография?

А сейчас мы с вами посмотрим танец, а потом поговорим, о чем рассказал вам этот танец.

Просмотр танца “Косари” можно получить у автора статьи.

– Какой ансамбль исполнил этот танец? (Государственный ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова).

Слайд 22.

– О чём рассказал вам танец, который исполняла мужская группа ансамбля?

– Как бы вы назвали этот танец?

Замечательный танец “Косари” связан с образом жизни и трудовой деятельностью народа.

– Какие трудовые движения вы узнали в танце?

Танец “Косари” изображает сенокосную пору, трудовой процесс косьбы и сбора сена. А после работы начинаются зажигательные танцы.

Танец “Косари” – слушание. Учитель показывает несложные танцевальные движения, дети участвуют в исполнении.

– Что общего в песне И. Дунаевского “Урожайная” и в танце Ф. Гаскарова “Косари”? (В этих произведениях воспевается труд, который приносит людям радость).

IV. Работа в тетрадях.

Обобщение.

Оценивание.

Выход из класса под русскую народную песню “Я на камушке сижу”.