Особенности организации в адаптационный период образовательного модуля "Введение в школьную жизнь"

Разделы: Начальная школа


1) Вступление. Степанова Е.М.

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями. Родители отмечают, что ребенок становится плаксивым, непослушным, упрямым, капризным, а иногда и агрессивным.

Как помочь ребенку в новых жизненных условиях? Как добиться того, чтобы ребенок быстро и безболезненно адаптировался к школе? Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить эту проблему.

– Что же такое адаптация?

– Уважаемые коллеги! Перед вами листочки с таблицей ЗХУ – "Знаем. Хотим узнать. Узнали". Заполните, пожалуйста, первые две колонки.

Адаптация – привыкание, "вписывание" человека в какую-либо среду.

Школьная адаптация – приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе.

Что бы ни происходило в стране, какие бы инновации ни внедрялись в систему образования, каждый год первоклассники идут в школу. Это важный момент в жизни маленького человека и его родных. Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни.

Все первоклассники в этот нелёгкий для них период нуждаются в помощи и поддержке взрослых – учителя и родителей. Как с самых первых уроков создать у ребёнка позитивное отношение к школе? Что же является наиболее сложным для первоклассников? Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными. Кроме того, первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер, предлагается в первых классах курс “Введение в школьную жизнь”.

2) О модуле “Введение в школьную жизнь”. Лыжина О.В.

Много ценных советов мы почерпнули из книги Г. А. Цукерман и К. Н. Поливановой “Введение в школьную жизнь”. Мы спланировали, опираясь на методические советы, первые дни, которые вводят детей в новую систему отношений со сверстниками и самим собой. Дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, “как это делают настоящие школьники”. Эти занятия вводят детей и в систему отношений с учителем. Доверие ребёнка к учителю, деловые отношения, построенные на желании взрослого помочь, а не “поймать и наказать” становятся условием успешности всей жизни первоклассника в школе. Занятия дают толчок к развитию учебной самостоятельности, которая сопровождается проявлением таких характеристик, как самооценка и самоконтроль.

Цель данного курса: в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь каждому ребёнку войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой, создать у ребёнка представление о школе, где он будет принят целиком – со всеми чувствами, мыслями, знаниями, проблемами.

Основными разделами данного курса являются:

– Как учить себя с помощью взрослого

– Сотрудничество со сверстниками

– Отношение ребёнка с самим собой

МАСТЕР-КЛАСС

Сейчас мы предлагаем вам прожить 1 день первоклассника. Тема урока Знакомство.

Выработка школьного правила

Здравствуйте, меня зовут Лыжина О. В. Я учитель 1 класса “А”. Когда-то давным–давно я пришла в 1-й класс. И сразу решила, что буду учителем. Прошли годы, и вот я стою перед вами.

У. Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена.

Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то “Уа-уа”! Давайте еще громче! Раз, два, три!

Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что же делать?

(поднять руку) Правильно, если хочешь ответить – подними руку. Покажите, как нужно поднимать руку. Таким образом, мы вместе установили новое правило” – если хочешь что-то сказать – подними руку. (на доске первый знак “Я”)

А теперь, давайте познакомимся друг с другом в группах. Так как сразу всех запомнить сложно, я предлагаю представиться группам. Нарисуйте эмблему вашей группы и придумайте девиз. Те группы, которые будут готовы, покажут знаком “Мы”свою готовность. (знак вывешиваю на доску)

Создание проблемной ситуации

Учитель загадывает загадки и провоцирует детей на шумные ответы.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит)

Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш... (Малыш)

Она красива и мила,
Имя ее – от слова “зола”. (Золушка)

Как вы думаете, ребята, почему у меня испортилось настроение?

Очень шумно.

А почему так произошло?

Ответ знали все, а с поднятой рукой учитель может спросить лишь некоторых. Ответить хотели все.

Что же делать? Как поступают школьники?

Обсуждение в группах ситуации и вывод:

– В школе иногда требуется отвечать всем вместе, то есть хором. (На доске знаки “Хор” и “Я”).

На последующих занятиях вводятся знаки “+” – согласны, “-“ – не согласны и знак “колокольчик”, который показывает, что время, отведённое на определённое задание закончено.

В ходе нашей работы, вы обратили внимание, что парты стоят необычно. Это один из способов расстановки парт во время обучения первоклассников. Расстановка парт может быть разной, в зависимости от темы занятия, формы работы. Подробнее вы можете познакомиться, прочитав книгу Цукерман “Введение в школьную жизнь”

При создании благоприятных условий обучения и воспитания у детей начинает складываться правильная самооценка, касающаяся их качеств, достижений, возможностей. Ее целенаправленное формирование — одна из важнейших задач воспитания в этом возрасте.

Мы учили детей оценивать свои работы с помощью “волшебных линеечек”, которые измеряют все, что мы пожелаем: аккуратность и правильность работы, старательность и заинтересованность ребенка и многое другое. Выполнив любое задание, ученик рисовал 3 – 4 вертикальных линеечки, и вместе с классом выбирал, за что будет оцениваться эта работа.

Озаглавив линеечку, ребенок ставил на ней крестик, оценивая свою работу. Крестик ставился на самом верху, если ребенок считал, что сделал работу” абсолютно правильно” или, что работа “самая интересная”. Крестик ставился внизу, если ребенок считал, что работа “очень некрасивая” или “самая скучная”. Собрав работы детей, мы ставили свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и нашей оценки (вне зависимости от того, низко или высоко оценил себя ребенок) означало “Молодец! Ты умеешь себя оценивать!”. В случае завешенной, а тем более заниженной самооценки, мы еще раз раскрывали ребенку свои критерии оценивания и просили в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Курс “Введение в школьную жизнь” готовит детей к активной позиции учащегося: учащего самого себя с помощью взрослого и сверстников, готовит детей к учебному сотрудничеству:

  1. Учебное сотрудничество строится как договор о сотрудничестве к взаимопомощи, в составлении которого участвуют и учитель, и дети.

  2. Предлагая во время курса новую игру учебных взаимоотношений, мы предлагали детям ситуацию открытого выбора между правильным (школьным) и неправильным (дошкольным) поведением и предоставляли каждому возможность попробовать, примерить к себе и то, и другое, не на словах, а на деле перейти от дошкольного к школьному поведению.

  3. Чтобы помочь ребенку выполнять норму, мы вводили средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения. В данном курсе такими средствами являлись разнообразные знаки и жесты, которые мы и сейчас успешно используем на уроках.

Также курс способствует тому, чтобы дети научились различать две основные ситуации взаимодействия с учителем: ситуацию подражания, исполнительности и ситуацию неподражательную. И для этого в курсе были введены веселые задания – ловушки (некорректно составленные задачи). Чтобы не попасть в ловушку, нельзя действовать строго по инструкции взрослого: что-то надо сделать по-своему или вовсе не делать, но не по капризу, а по логике задачи. Во время проведения этих заданий очень многие дети попадались в ловушку.

Во время курса, а потом и в дальнейшей учебной жизни приучить детей к самостоятельности суждений, к умению спорить, отстаивать свои мнения, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. А для этого необходима работа в парах и группах. Но чтобы детский спор был содержательным и не превращался в склоку, дети должны уметь по крайней мере следующее:

1) сформулировать свою точку зрения;
2) выяснить точки зрения своих партнеров;
3) обнаружить разницу точек зрения;
4) попытаться разрешить разногласия с помощью аргументов.

В курсе мы начинали со следующих двух правил:

  1. Высказал свое мнение, спроси остальных: “Ты согласен? Ты не возражаешь? А ты как думаешь?”

  2. Если все согласны, можно действовать. Если есть разные мнения, задайте друг другу вопрос: “Почему ты так считаешь? А это можно доказать?”

В ситуацию спора, разногласия дети вводятся лишь после установления согласия, взаимного интереса, расположенности друг к другу.

На данном этапе работы в наших классах возникли трудности. Не все дети смогли работать в группах, так как не все первоклассники способны к выработке и аргументации собственного мнения даже в самых элементарных заданиях, поэтому мы в своей работе применяли и парную форму работы, учились договариваться, прислушиваться к мнению товарища, приходить к общему мнению.

Особая работа в адаптационный период проводится с родителями.

Перед первым сентября проводится родительское собрание. На нем родителей знакомят с основным содержанием курса, его целями и задачами. Какую помощь могут оказать родители для создания атмосферы первых дней в школе более домашней, спокойной, доверительной.

Основа родительской позиции должна заключаться в том, что дома не должна дублироваться школа. Основные задачи родителя заключаются в: эмоциональной поддержке ребенка; организации максимальной самостоятельности своих действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении);оказании помощи организации экспериментальной работы в домашних условиях; проработке правил для учащихся; оказании помощи выбора дополнительных образовательных услуг (кружок, секция, факультатив и пр.).

Итак, работая во время адаптационного периода по курсу “Введение в школьную жизнь”, мы стремились создать у ребенка представление о школе, как о месте, где он будет принят весь, целиком – со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, большими и маленькими событиями личной жизни.

В материалах, которые перед вами, есть рекомендации по организации данного курса и памятка для родителей в помощи написания “Летописи первых дней первоклассника в школе”.

3) Психологическое сопровождение модуля “Введение в школьную жизнь”. Липанова Ю.В.

Поступая в первый класс, ребенок в первую очередь сталкивается с своей новой ролью – ученик. На мой взгляд, курс “Введения в школьную жизнь” позволяет вызвать у ребенка интерес, а главное желание осваивать эту роль.

Одним из трудных и ключевых моментов адаптации к школе является освоение новых требований, которые порой жесткие и невариативные. Курс “Введение в школьную жизнь” вводит эти требования, правила школьной жизни достаточно мягко и безболезненно, так как активно используется прошлый опыт ребенка, а именно игровая деятельность. Введение “системы знаков” , колокольчика позволяет четко регламентировать поведение детей в системе урока, опять же через интерес, о чем свидетельствует их положительная реакция. Я на своих занятиях также использую знаки и они мне позволяют поддерживать рабочую атмосферу, сдерживая при необходимости чрезмерную эмоциональность первоклашек.

Мной в рамках курса был проведен урок-презентация на тему “Время” в ходе которого мы создали предпосылку у ребят к оценке времени как важного фактора в их новой, школьной жизни.

Программа курса хорошо ориентирована на профилактику утомляемости первоклассников, так как предполагается частая смена видов деятельности и смена обстановки в классе. Пример, расстановка парт. Также этот момент позволяет решить некоторые вопросы произвольности и дисциплины.

Программа курса направлена на формирование самооценки ребенка, в первую очередь через знакомство с этим понятием, пониманием его сущности. Оценивание себя с помощью шкал – это одна из ведущих измерительных процедур в данном возрасте. Дети за время занятий делают это с большой легкостью, поэтому в итоговой апрельской диагностике нам ни составило никакого труда оценить себя по 12 шкалам. Мне бы хотелось отметить подводный камень в занятиях по данной теме: предполагается, что дети должные учиться оценивать друг друга и передавать свою работу в группе для получения оценки от каждого ученика. Мы предполагали, что может возникнуть ситуация низкой оценки, что может вызвать негативные эмоции. На наш взгляд мы считаем, что этот компонент можно использовать чуть позже или провести эту работу в парах. В целом необходимо обратить внимание на эту тему.

Я как психолог принимала участие в подготовке конспектов к урокам, поочередно присутствовала в каждом классе и моя помощь за частую требовалась после уроков, потому, что как правило все конфликтные ситуации разгорались после урока. Приходилось кого – то успокаивать, разговаривать, примирять, так как основные конфликты разгорались после работы в группах. Поэтому это очень важный момент отследить эмоциональное состояние детей и после уроков, так как не все дети могут выразить свои эмоции на уроке.

Но в целом курс “Введение в школьную жизнь” позволили решить ключевой момент адаптации первоклассников – сформировать и поддержать эмоциональное благополучие первоклассников, что подтверждают диагностические результаты.

Необходимо отметить, что сопровождение адаптационного периода невозможно без диагностического сопровождения. В этом учебном году мы пошли по пути диагностики предложенной МЦКО. Которая оценивает результаты класса в сравнении с регионом, а результаты отдельного ученика с результатами класса. Работа трудоемкая, первая входящая диагностика – психологическая, поэтому моя роль была ключевая в ее проведении и проставлении баллов.

Большая роль учителя отводилась в проведении анкетирования родителей и карт первоклассников. Исходя из проведенного обследования, мы получили результат на каждого ребенка в виде графика по основным блокам:

  • познавательное развитие;

  • эмоцонально-личностное развитие;

  • семья как ресурс адаптации;

  • инидивидуальные показатели здоровья;

  • общая оценка адаптационного потенциала;

Данная диагностика достаточно информативна, вся информация на ребенка представлена на оном графике, но для того что бы выявить группу риска и предоставить информацию родителям мы эти графики перевили в цветовые таблицы. Таблица составлялась на каждый диагностический блок по классу, где зеленым цветом мы отмечали показатели превышающие средний уровень класса, а красный цв. – ниже среднего уровня класса. На родительском собрании мы раздавали индивидуальную цветную полоску и комментировали, а родители отслеживали индивадуальный результат ребенка.

В ходе работы мы действительно преодолели повышение тревоги первоклассников. Но в тоже время ребята настолько погрузились в эту программу, где весело, легко и в какой то момент мы начали понимать, что надо постепенно переходить к урокам, так как дети начинают пребывать в эффарии и будет трудно включаться в учебную деятельность.

5) Организация внеурочной деятельности первоклассников в рамках реализации ФГОС НОО. Лозовая Т. Ю.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

В проекте “Наша новая школа” есть такие слова: “От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. … Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности”. Эта стратегия государства и заложена в Федеральных государственных образовательных стандартах. Отличительной особенностью нового стандарта является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела “Внеурочная деятельность”, обеспечивающего осуществление программы воспитания и социализации школьников через различные направления, реализация которых позволяет добиться получения тех результатов в обучении и воспитании, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

Мы начали с того, что изучили пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения, и определили основные приоритеты введения ФГОС в начальных классах. В нашей школе уроки проходят в одну смену, поэтому есть возможность использовать кабинеты во второй половине дня. Режим работы первоклассников организован так, что после учебных занятий дети обедают и гуляют. Таким образом, происходит смена видов деятельности. Это, несомненно, снимает вопрос о перегрузке первоклассников. Следующим нашим шагом была разработка модели организации внеурочной деятельности учащихся. Мы постарались учесть запросы детей и их родителей, при этом эффективно использовать возможности нашей школы.

Были выделены несколько направлений, которые органично легли в традиционные разделы воспитательной работы школы и находят своё отражение во внеурочной деятельности.

Основные направления внеурочной деятельности:

  • Научно-познавательное.
  • Художественно-эстетическое.
  • Проектная деятельность.
  • Спортивно-оздоровительное.

Характеристика основных направлений внеурочной деятельности

В рамках научно-познавательного направления предусмотрены следующие курсы:

“Умники и умницы”.На этих занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младших школьников. Ученик сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

“Развитие речи”.Цель занятий, проводимых по данной программе, – способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

“Испанский язык в играх”.Цель программы – обучить детей фонемному и графемному образу испанского алфавита, создав тем самым прочную базу для обучения чтению.Все задания, предложенные в игровой форме, разбиты на 10 блоков. Упражнения в каждом блоке построены по возрастающей степени сложности.

В рамках художественно-эстетического направления предусмотрены следующие кружки:

“Творческая мастерская”. В качестве основных направлений деятельности выбраны оригами и бисероплетение, так как они не только развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление и художественно-эстетический вкус, но и такие материалы как цветной бисер и цветная бумага вызывают наибольший интерес у младших школьников.

Цель программы: художественно-эстетическое развитие личности школьника и его творческих способностей через искусство оригами и бисероплетение.

“Утро художника”. Целью программы является развитие творческой активности детей, создание условий для её пробуждения и реализации, превращение её в потребность.

Проектное направление внеурочной деятельности представлено программой “Учусь создавать проект”.Для развития интеллектуального и творческого потенцииала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная деятельность. Каждое занятие данного курса поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Спортивно-оздоровительное направление представлено курсом “Подвижные игры”.Целью программы является разностороннее физическое развитие, включая в себя все виды физических упражнений (бег, прыжки, метание и т.д.), В игре сочетаются два важных фактора: с одной стороны, игра – это практическая деятельность, физическое развитие, формирование умения самостоятельно действовать, а с другой – получение морального и эстетического удовлетворения от этой деятельности, углублённое освоение окружающего мира. Игры и эстафеты могут быть эффективным средством снятия нервного напряжения, вызывать положительные эмоции.

На следующий учебный год планируется сохранить внеурочную деятельность во вторых классах, но режим работы второй половины дня будет изменён.

6) Подведение итогов. Степанова Е.М.