Цели: учить правописанию приставок на з//с, умение пользоваться алгоритмом проверки, формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способа решения новой языковой задачи, развивать навыки самоконтроля, развивать наблюдательность, мышление, память, речь.
Оборудование: учебник “Русский язык” С.В.Иванов, оформление доски, схемы, карточки со словами.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент.
Приветствие.
II. Чистописание.
На доске:
Не важно сколько раз упал, важно сколько раз поднялся.
- Прочитайте высказывание
- Объясните смысл высказывания.
- Вы с этим высказыванием согласны?
- Запишите в тетрадь.
III. Введение нового материала.
- Назовите блок урока, в котором мы сегодня будем работать. (“Правописание”. В этом блоке мы учимся правильно, грамотно, без ошибок писать).
- Начнём с традиционной рубрики “Давай подумаем”.
- Вызываются два ученика-помощника, которые работают за доской, остальные работают в тетради.
Учитель диктует слова:
Раскрытая
Раздул
Безвкусный
Исходный
Открывается доска.
- Прочитайте слова. Что объединяет эти слова? (Во всех словах есть приставки)
- Сравниваем, как записали дети.
- Задание было одно, а выполнили по-разному. Почему так получилось?
- Какое правило мы не знаем?
(В каких случаях в приставках пишем букву с, а в каких случаях з? о?)
- Так какая тема нашего урока сегодня?( Правописание приставок на з//с) Открывается тема на доске.
Какие цели вы себе ставите?
Отметьте себя на лесенке знаний.
- На доске записаны слова: безопасный, бесполезный, развеять, избежать, исправить, искусать.
- Распределите слова в 2 столбика:
- Работаем с 1 столбиком. Прочитайте слова. Запишите в тетрадь.
- Понаблюдайте за словами. Что вы заметили?
Выделение приставок словах на доске и в тетрадях.
Построение схемы, основываясь на ответах детей.
приставки | корень |
рас, бес, ис | глухой согласный |
- Работаем со 2 столбиком. Прочитайте слова. Запишите в тетрадь.
- Понаблюдайте за словами. Что заметили?
Выделение приставок словах на доске и в тетрадях.
Построение схемы, основываясь на ответах детей.
приставки | корень |
рас, бес, ис | глухой согласный |
- Попробуйте сформулировать правило, опираясь на схемы.
( В приставках раз/рас, из/ис, без/бес пишется буква с, если корень начинается на глухой согласный, и з – если корень начинается на звонкий согласный).
- Где можно подтвердить или опровергнуть наши предположения?
- Обратимся к рубрике “Тайны языка” (учебник стр.56)
- Прочитайте правило про себя, вслух.
- Вернёмся к словам, которые писали в начале урока.
Заготовленные схемы переносятся на доску.
- Проверьте. Есть ли ошибки?
Ребята объясняют, доказывают.
- Ещё раз сформулируйте правило. В каких случаях в приставках пишем с?з?
- Так как определить, какую согласную необходимо написать?
Прочитаем алгоритм в учебнике.
IV. Первичное закрепление.
Работа в группах.
- А сейчас предлагаю поработать в группах, пользуясь алгоритмом выполнить задание.
Задание:
Прочитайте слова. Обсудите в группах, какие согласные нужно дописать, допишите. Графически докажите правильность написания.
1 группа | 2 группа |
И..править | Ра..пилить |
Ра..бить | Ра..сыпать |
И..резать | Ра..таять |
3 группа | 4 группа |
Бе..полезный | Ра..сказ |
И..тратить | Ра..жать |
Бе..ветренный | и..бежать |
- После выполнения работы 1 ученик из группы доказывает правильность выполнения задания.
Проверка.
Выборочное объяснение, если ребята справились без ошибок.
V. Самостоятельная работа.
- Работа в парах.
- Выполните задание в тетради. Допишите согласную с//или з в приставках.
- Проверка (запись на доске)
- Оцените свою работу.
VI. Итоги урока.
- Назовите тему урока.
- Сегодня на уроке какое “открытие” вы сделали? Какие цели ставили? Отметьте себя на лесенке.
- Что для вас было интересным?
Домашнее задание:
- работа в учебнике. с.56 № 2
- для любознательных - попробуйте сочинить стихотворение о правописании приставок на з // с.