Цели урока:
- ознакомить с русской народной сказкой, способствовать развитию осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме.
- развивать память, внимание, наблюдательность к слову.
- воспитывать интерес к чтению, к устному народному творчеству.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: различают основные нравственно-этические понятия; соотносят поступок с моральной нормой; оценивают свои и чужие поступки;
метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия, анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции;
познавательные – структурируют знания, применяют таблицы, схемы в практической работе, владеют техникой чтения, используют приемы понимания прочитанного и прослушанного произведения, строят рассуждения; коммуникативные – описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, выбирают вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
предметные: научатся осознанно воспринимать сказку, моделировать обложку книги; получат возможность научиться высказывать суждения о произведении и поступках героев, придумывать истории с героями изученных произведений.
Литература: Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф,2011; Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. Учреждений/ Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф,2011; Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие/автор-составитель Л.А. Ефрасинина. – М.: Вентана-Граф ,2009.
Этапы | Задачи | УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг.момент | Проверить рабочее место ученика. | Личностные | Проверим ваши рабочие места. У вас на
парте должны быть подставка, учебник, рабочая
тетрадь, пенал. Сегодня на уроке... Кот учёный будет нас сопровождать По лесам дремучим, по рекам кипучим, По сказкам интересным, по дорогам заповедным. Знакомьтесь, ребята, вот он. (Показ иллюстрации.) Что вы знаете о нём? Кот учёный – мастер рассказывать сказки. |
– Дети проверяют свое рабочее место. – Свободные высказывания детей. |
II. Проверка домашнего задания. | Проверить выполнение домашнего задания. | Личностные Коммуникативные |
Работа с отрывком А. С. Пушкина “Сказка
о царе Салтане...” Выразительное чтение отрывка по учебнику и наизусть. Чтение справочной статьи по учебнику. Какие события произошли с героями сказки А. Пушкина? В сказке может всё случиться, Наша сказка впереди... Сказка в двери к нам стучится. Скажем сказке: “Заходи!” |
Дети читают отрывок произведения выразительно и наизусть. |
III. Повторение знаний о сказках. | Проверить знания о сказках. | Личностные Познавательные |
– Какие бывают сказки? – Что вы знаете о сказках? Какие народные сказки можете назвать? |
– Народные и авторские. – Свободные ответы детей. |
IV. Постановка целей урока. Объявление темы. | Ознакомить с темой урока. | Сегодня кот учёный подарит вам сказку. Ваша задача – определить, какая это сказка (народная или авторская) и какого она вида (волшебная, о животных или бытовая). | ||
V. Работа с русской народной сказкой “Пузырь, Соломинка и Лапоть”. | Ознакомить с русской народной
сказкой, способствовать развитию осознанного и
произвольного построения речевого высказывания
в устной форме. Ознакомить с видом чтения про себя. |
Регулятивные Познавательные Коммуникативные Предметные |
Выразительное чтение сказки учителем. А)
Первичное восприятие. |
– Свободные ответы детей. |
Б) Самостоятельная работа. – Прочитайте сказку. – Определите заглавие и авторскую принадлежность. – Смоделируйте обложку. |
Самостоятельное чтение сказки, подбор заглавия, моделирование обложки. | |||
В) Беседа и проверка выполненной работы. С каким произведением работали? Прочитайте заголовок. Кто автор произведения? Что это? (Сказка.) Какая это сказка: о животных, волшебная или бытовая? |
– Свободные ответы детей. | |||
Г) Упражнение в чтении сказки. Выразительное чтение сказки. |
Выразительное чтение сказки. | |||
Обучение чтению про себя. Сейчас вы будете читать только глазами, а на губы положите указательный палец правой руки. Если при чтении ваши губки толкают палец, то вы читает вслух, только очень тихо. Если же губы не толкают палец, значит, вы читаете глазами, как взрослые. |
Чтение сказки про себя. | |||
Д) Работа по рабочей тетради. Выполнение 1 задания. Как начинается сказка? Подчеркните. Выполнение 2 задания. Прочитайте по стрелочкам слова. Запиши слово, которое повторяется. Выполнение 3 задания. Какими вы представляете героев сказки. Нарисуйте. |
Выполнение письменных заданий в рабочей тетради. | |||
VI. Творческая работа. Обучение рассказыванию сказки. | Ознакомить с основными признаками различия рассказывания и пересказа сказки. | Личностные Регулятивные Предметные |
Рассказывание сказки отличается от
пересказа введением своих слов, описанием
героев, использованием присказок или интересных
зачинов. Образец: “Давным-давно жили-были огромный Пузырь, тоненькая Соломинка и старый Лапоть. Вот как-то пошли они в лес дрова рубить, а перейти через речку не могут...” Продолжите рассказывать сказку. |
Дети рассказывают сказку. |
VII. Итог урока. | Обобщение знаний. | Личностные Предметные |
– C какой сказкой познакомились? – К какому виду данная сказка относится? – Чему учит эта сказка? – Для чего мы знакомились с этой сказкой? |
– Свободные ответы детей. |
Рефлексия | “Улыбнёмся друг другу!” Все хорошо работали! На следующий урок принесите книги с русскими народными сказками. |
|||
VIII. Домашнее задание. | Выразительное чтение сказки. Рассказывание сказки. | Запись домашнего задания. |