Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся при выполнении арифметических действий над десятичными дробями; прививать навыки беглого счета, аккуратность расположения записи в тетрадь и на доске.
- Развивать логическое мышление учащихся; внимание, интерес к предмету.
- Формировать коммуникативную и социальную компетентности учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
Форма проведения урока: урок-игра.
Оборудование:
- компьютер, слайды;
- карточки с заданиями;
- мультимедийный проектор, экран.
Требования к знаниям, умениям и навыкам: учащиеся должны знать правила выполнения действий сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей при нахождении значений выражений.
Время на выполнение: 45 минут.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
О братьях наших меньших, прошу, не забывай –
Их жизни на планете свою поддержку дай.
Не истребляй невинных, не мучай никогда,
Величье человека стремись хранить всегда.
Пусть ласточки летают над мирною землей,
Никто не нарушает их радость и покой,
Пусть тайною дорогой бежит по лесу зверь,
Не прячась браконьеров и не страшась потерь.
1) «Соберите правила».
Заполните пропуски:
а) Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби надо:
1) _________ в этих дробях количество знаков _________;
2) записать их друг под другом так, чтобы _________;
3) выполнить сложение (вычитание) _________;
4) поставить в ответе запятую _________.
б) Чтобы умножить две десятичные дроби, надо:
1) выполнить умножение, __________________;
2) отделить запятой _______________________.
в) Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
1) в делимом и делителе перенести запятую _______________;
2) после этого выполнить деление на _____________________.
2) «Думайте и соображайте».
Известно, какое важное значение имеет запятая в написании слов. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, как в известном мультфильме, «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать». В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
Расставьте в следующих равенствах запятые:
- 32 + 1,8 = 5
- 7,36 – 336 = 4
- 63 – 27 = 60,3
- 3 + 108 = 4,08
- 12 * 50 = 60
3) Найдите ошибки и запишите правильное решение.
4) Решить примеры, ответы заменить буквами.
Р | Е | П | Е | К | Л |
1,5 | 0,6 | 0,9 | 2,76 | 2,5 | 0,01 |
10 : 4 | 4 – 3,4 | 0,45 * 2 | 3 : 300 | 2,36 + 0,4 | 15 * 0,1 |
КЕПЛЕР – знаменитый немецкий математик, физик, астроном, ввёл запятую как знак дроби.
III. Решение задач.
Позапасливее всех я:
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка. (Суслик.)
№1. В Омской области водится много сусликов. Это самые многочисленные обитатели степей. Вес взрослого зверька после зимней спячки – 600-900 г, а перед залеганием в спячку – 1-1,6 кг. Если суслик замечает опасность, он бросается к соседней норе, подавая сигнал тревоги. Мгновение – и вот уже все зверьки стоят столбиками у нор и, продолжая тревожно кричать, внимательно осматриваются по сторонам. Какова длина «столбика» – тела суслика (в дециметрах)? Ответить на этот вопрос поможет удивительный квадрат.
5,9 | 10,4 | 3,6 |
2,3 | 2,7 | 2,9 |
4,3 | 4,8 | 1,4 |
а) Из первой строки выберите наибольшее число.
б) Из второй строки выберите наименьшее число.
в) Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.
г) Найдите разность выбранных трех чисел – и вы получите ответ на вопрос.
(Ответ: Тело у суслика длиной 3,8 дм = 38 см)
Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки не одной. (Ёж.)
№2. Ёж – животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев. Определите диаметр гнезда?
(Ответ: 20 см.)
Обычно гнездо занимает в диаметре 15-20 см, в нём находится подстилка из сухой травы или листьев, мха. Обыкновенные ежи ведут одиночный образ жизни, но селятся неподалёку друг от друга. Взрослые особи стараются не подходить слишком близко друг к другу. В природе эти животные живут 3-5 лет, в неволе могут доживать до 8-10 лет.
Что за зверь такой лесной,
встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
уши больше головы? (Заяц.)
№3. Зайцы, особенно русак, отлично приспособлены к бегу. Их мускулистые задние ноги значительно длиннее передних, что позволяет уже с места развивать огромную скорость и двигаться 3-4-метровыми прыжками. Быстрее других зайцев бегает русак. Узнайте его максимальную скорость, решив уравнение (скорость в км/ч в) 0,5 * x – 31, 83 = 3,17.
(Ответ: 70 км/ч.)
Быстрее других зайцев бегает русак (55-70 км/ч). Зайцы также хорошо плавают, причем идут в воду не только при преследовании.
Хоть на вид – краса девица,
На проделки мастерица,
Кто дружить захочет с ней?
Зверя нет в лесу хитрей. (Лиса.)
№4. Лисы – хорошие родители. Самцы принимают активное участие в воспитании потомства, а также заботятся о подругах ещё до появления лисят. Они благоустраивают норы. В случае гибели отца, его место занимает другой холостой самец, порой лисы даже дерутся между собой за право стать отчимом. Сколько лисят может быть в лисьей семье? Найдите ответ, вычислив значение выражения. Выполните вычисления удобным способом.
Вариант 1: 0,13 * 79,4 + 0,13 * 20,6.
Вариант 2: 2,6 * 123, 8 – 2,6 * 118,8.
(Ответ: 13 лисят.)
В выводке насчитывается от 4-6 до 12-13 лисят.
№5. Этих животных называют маленькими оленями, они легкого и изящного сложения с относительно коротким туловищем, хорошо плавают и во время миграции свободно могут переплыть не только Иртыш, но и такие реки, как Енисей и Амур.
Название этих животных зашифровано примерами. Заменив результаты вычислений буквами вы прочтете их название.
- 5,4 : 0,54
- 13,496 – 4, 92
- 39,445 : 0,7
- 27,6 + 15,34
- 23,2 * 0, 5
- 43,1 – 23, 26
(Ответ: 1) 10 – К; 2) 8,576 – О; 3) 56,35 – С; 4) 42,94 – У; 5) 11,6 – Л; 6) 19,84 – Я; Косуля.)
Своё название косуля, вероятно, получила благодаря некоторому сходству с козой отсюда же русские названия дикая коза, козуля и косуля. По другой версии, своим русским названием косуля обязана косо поставленным зрачкам. Косуля плохо переносит высокий снеговой покров, и европейские косули уже с трудом передвигаются по снегу выше 25-30см, а сибирские – выше 40-50см. В снежный период года косули любят ходить по своим тропам, тропам других копытных, по лыжне или дороге.
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)
№6. Под влиянием человека ареал волка резко сократился за последние 200-250 лет. Человек, защищая стада домашних животных, истребляет волка и вытесняет его из густо населенных районов. Многие из них умирают от голода, другие погибают от множества болезней, которым они подвержены точно так же, как и собаки.
Сколько лет может прожить волк, если продолжительность его жизни составляет 30% от продолжительности жизни гориллы, и шимпанзе, и орангутанг живущих до 50 лет?
(Ответ: 15 лет.)
При благоприятных условиях волки живут от 12 до 15 лет.
IV. Домашняя работа.
П. 30-40.
Вариант 1:
- Составить задачи на выполнение действий с десятичными дробями, используя информацию о диких животных, проживающих на территории Нововаршавского района.
- Приготовить сообщение об Иоганне Кеплер.
Вариант 2: №1584, №1834(б).
Любите братьев меньших
За их красу и прелесть,
За лапки, хвост и шерсть,
За преданность и верность.
Желаем им обеда,
Вкуснейшего из всех,
Желаем им свободы,
Чтоб не обидел человек!