Урок математики по теме "Действия над десятичными дробями". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся при выполнении арифметических действий над десятичными дробями; прививать навыки беглого счета, аккуратность расположения записи в тетрадь и на доске.
  2. Развивать логическое мышление учащихся; внимание, интерес к предмету.
  3. Формировать коммуникативную и социальную компетентности учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Форма проведения урока: урок-игра.

Оборудование:

  • компьютер, слайды;
  • карточки с заданиями;
  • мультимедийный проектор, экран.

Требования к знаниям, умениям и навыкам: учащиеся должны знать правила выполнения действий сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей при нахождении значений выражений.

Время на выполнение: 45 минут.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приложение

II. Устная работа.

О братьях наших меньших, прошу, не забывай –
Их жизни на планете свою поддержку дай.
Не истребляй невинных, не мучай никогда,
Величье человека стремись хранить всегда.
Пусть ласточки летают над мирною землей,
Никто не нарушает их радость и покой,
Пусть тайною дорогой бежит по лесу зверь,
Не прячась браконьеров и не страшась потерь.

1) «Соберите правила».

Заполните пропуски:

а) Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби надо:
1) _________ в этих дробях количество знаков _________;
2) записать их друг под другом так, чтобы _________;
3) выполнить сложение (вычитание) _________;
4) поставить в ответе запятую _________.

б) Чтобы умножить две десятичные дроби, надо:
1) выполнить умножение, __________________;
2) отделить запятой _______________________.

в) Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
1) в делимом и делителе перенести запятую _______________;
2) после этого выполнить деление на _____________________.

2) «Думайте и соображайте».

Известно, какое важное значение имеет запятая в написании слов. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, как в известном мультфильме, «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать». В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Расставьте в следующих равенствах запятые:

  1. 32 + 1,8 = 5
  2. 7,36 – 336 = 4
  3. 63 – 27 = 60,3
  4. 3 + 108 = 4,08
  5. 12 * 50 = 60

3) Найдите ошибки и запишите правильное решение.

4) Решить примеры, ответы заменить буквами.

Р Е П Е К Л
1,5 0,6 0,9 2,76 2,5 0,01
10 : 4   4 – 3,4   0,45 * 2   3 : 300   2,36 + 0,4   15 * 0,1

КЕПЛЕР – знаменитый немецкий математик, физик, астроном, ввёл запятую как знак дроби.

III. Решение задач.

Позапасливее всех я:
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка. (Суслик.)

№1. В Омской области водится много сусликов. Это самые многочисленные обитатели степей. Вес взрослого зверька после зимней спячки – 600-900 г, а перед залеганием в спячку – 1-1,6 кг. Если суслик замечает опасность, он бросается к соседней норе, подавая сигнал тревоги. Мгновение – и вот уже все зверьки стоят столбиками у нор и, продолжая тревожно кричать, внимательно осматриваются по сторонам. Какова длина «столбика» – тела суслика (в дециметрах)? Ответить на этот вопрос поможет удивительный квадрат.

5,9 10,4 3,6
2,3 2,7 2,9
4,3 4,8 1,4

а) Из первой строки выберите наибольшее число.
б) Из второй строки выберите наименьшее число.
в) Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.
г) Найдите разность выбранных трех чисел – и вы получите ответ на вопрос.
(Ответ: Тело у суслика длиной 3,8 дм = 38 см)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки не одной. (Ёж.)

№2. Ёж – животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев. Определите диаметр гнезда?

(Ответ: 20 см.)

Обычно гнездо занимает в диаметре 15-20 см, в нём находится подстилка из сухой травы или листьев, мха. Обыкновенные ежи ведут одиночный образ жизни, но селятся неподалёку друг от друга. Взрослые особи стараются не подходить слишком близко друг к другу. В природе эти животные живут 3-5 лет, в неволе могут доживать до 8-10 лет.

Что за зверь такой лесной,
встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
уши больше головы? (Заяц.)

№3. Зайцы, особенно русак, отлично приспособлены к бегу. Их мускулистые задние ноги значительно длиннее передних, что позволяет уже с места развивать огромную скорость и двигаться 3-4-метровыми прыжками. Быстрее других зайцев бегает русак. Узнайте его максимальную скорость, решив уравнение (скорость в км/ч в) 0,5 * x – 31, 83 = 3,17.

(Ответ: 70 км/ч.)

Быстрее других зайцев бегает русак (55-70 км/ч). Зайцы также хорошо плавают, причем идут в воду не только при преследовании.

Хоть на вид – краса девица,
На проделки мастерица,
Кто дружить захочет с ней?
Зверя нет в лесу хитрей. (Лиса.)

№4. Лисы – хорошие родители. Самцы принимают активное участие в воспитании потомства, а также заботятся о подругах ещё до появления лисят. Они благоустраивают норы. В случае гибели отца, его место занимает другой холостой самец, порой лисы даже дерутся между собой за право стать отчимом. Сколько лисят может быть в лисьей семье? Найдите ответ, вычислив значение выражения. Выполните вычисления удобным способом.

Вариант 1: 0,13 * 79,4 + 0,13 * 20,6.
Вариант 2: 2,6 * 123, 8 – 2,6 * 118,8.

(Ответ: 13 лисят.)

В выводке насчитывается от 4-6 до 12-13 лисят.

№5. Этих животных называют маленькими оленями, они легкого и изящного сложения с относительно коротким туловищем, хорошо плавают и во время миграции свободно могут переплыть не только Иртыш, но и такие реки, как Енисей и Амур.

Название этих животных зашифровано примерами. Заменив результаты вычислений буквами вы прочтете их название.

  1. 5,4 : 0,54
  2. 13,496 – 4, 92
  3. 39,445 : 0,7
  4. 27,6 + 15,34
  5. 23,2 * 0, 5
  6. 43,1 – 23, 26

(Ответ: 1) 10 – К; 2) 8,576 – О; 3) 56,35 – С; 4) 42,94 – У; 5) 11,6 – Л; 6) 19,84 – Я; Косуля.)

Своё название косуля, вероятно, получила благодаря некоторому сходству с козой отсюда же русские названия дикая коза, козуля и косуля. По другой версии, своим русским названием косуля обязана косо поставленным зрачкам. Косуля плохо переносит высокий снеговой покров, и европейские косули уже с трудом передвигаются по снегу выше 25-30см, а сибирские – выше 40-50см. В снежный период года косули любят ходить по своим тропам, тропам других копытных, по лыжне или дороге.

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)

№6. Под влиянием человека ареал волка резко сократился за последние 200-250 лет. Человек, защищая стада домашних животных, истребляет волка и вытесняет его из густо населенных районов. Многие из них умирают от голода, другие погибают от множества болезней, которым они подвержены точно так же, как и собаки.

Сколько лет может прожить волк, если продолжительность его жизни составляет 30% от продолжительности жизни гориллы, и шимпанзе, и орангутанг живущих до 50 лет?

(Ответ: 15 лет.)

При благоприятных условиях волки живут от 12 до 15 лет.

IV. Домашняя работа.

П. 30-40.

Вариант 1:

  1. Составить задачи на выполнение действий с десятичными дробями, используя информацию о диких животных, проживающих на территории Нововаршавского района.
  2. Приготовить сообщение об Иоганне Кеплер.

Вариант 2: №1584, №1834(б).

Любите братьев меньших
За их красу и прелесть,
За лапки, хвост и шерсть,
За преданность и верность.
Желаем им обеда,
Вкуснейшего из всех,
Желаем им свободы,
Чтоб не обидел человек!