Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок актуализации знаний и умений (повторение).

Цели урока:

  1. Развивать умение распознавать тип склонения имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже.
  2. Актуализировать ЗУН учащихся по изучаемой теме, скорректировать и систематизировать их.
  3. Развивать зрительную память, орфографическую зоркость, умение анализировать, сравнивать.
  4. Содействовать: воспитанию интереса к предмету, активности, взаимопомощи.

Оборудование урока:

  • учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 4 класс 1 часть;
  • магнитная доска; проектор.

Конверты каждому ученику:

Продолжительность урока – 40 минут.

Ход урока

Этапы урока Содержание
1. Организационный этап. Высказывание М.В.Ломоносова. (Слайд 2)
Лесенка успеха. (Слайд 3)
2. Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 1. Игра со словами «Классификация по …»

- Прочитайте слова.

- По каким признакам я объединила эти слова в одну группу? (Тема, часть речи, число, падеж.)

- Какая возможна классификация? (Одуш. и неодуш., по родам…)

- Выделите окончания, распределите слова в группы по родам (выставляют на доску). Проверка по цвету магнита (красный –м.р., синий – ж.р., зеленый – с.р.)

- Я тоже разделила слова на группы. (Слайд 4, 5) По какому признаку? (По склонению.)

2. Повторяем правило. (Слайд 6)

3. Работа над предложением. (Слайд 7)

На слайде предложение: «Мальчик написал письма матери, отцу, дедушке». (Существительные «матери, отцу, дедушке» выделены цветным мелом.)

- Прочитайте предложение.

- Спишите.

- Определите падеж, число выделенных существительных.

Вывод: все существительные стоят в дательном падеже и в единственном числе.

- Выделим окончания существительных , которые стоят в дательном падеже.

- Сравните окончания. Что мы можем о них сказать?

- Все окончания разные.

ПРОБЛЕМА!!!- Обратите внимание. (Слайд 8) Существительные стоят в одном и том же падеже (дательном), в одном и том же числе (единственном), а окончания у них разные. Почему?

3. Постановка цели и задач урока. Сегодня на уроке мы вместе с вами попробуем решить эту орфографическую задачу. А вот как?

Может быть, есть какие-нибудь предположения? (Высказывания детей.)

!!! (Если не догадаются.) - А как вы думаете, почему разные существительные склоняются по-разному. Посмотрите на эти существительные. Какими грамматическими признаками они отличаются?

- Они разного рода. Мать – женского, отец и дедушка – мужского.

- Так, может быть, склонение существительных зависит от их рода? Давайте проверим.

- Так какой же будет цель нашего урока? (Научиться определять склонение имен существительных, чтобы правильно писать их окончания.)

(Слайд 9)

Тема урока: Упражнение в определении склонений имен существительных. (Слайд 10)

4. Актуализация знаний. Чтобы проверить наше предположение – необходимо провести исследование. Для этого разделимся на группы. (Слайд 11)
  • Деление на группы.
  • Вспоминаем правила работы в группе.
  • Получаем карточки-посредники.
  • Выполняем задания.
  • Презентация работы групп. (Слайд 12)
  • Вывод общий.

Гимнастика для глаз. (Слайд 13)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации с пользованием ЭОР. Молодцы! А хотелось бы вам проверить свои знания индивидуально?
  • Правила работы за компьютером. (Слайд 14)
  • Тренажер (индивидуальный).
  • Обобщение по индивидуальному тренажеру.
6. Обобщение и систематизация знаний. Возврат к ПРОБЛЕМЕ урока!!! (Слайд 15,16)

Итак, существительные стоят в одном и том же падеже, в одном и том же числе, а окончания у них разные.

Теперь вы знаете почему? (Ответы детей.)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. На выбор:
  • Выписать из словаря по 7 существительных разного склонения.
  • Составить «Карточку другу» для определения им склонения имен существительных.
8. Рефлексия. По слайду 17.
9. Самооценка на лесенке Успеха. На магнитной доске выставляют смайлики на ступеньках лесенки Успеха.

(Слайд 18) Молодцы! Всем спасибо!