Тип урока: урок актуализации знаний и умений (повторение).
Цели урока:
- Развивать умение распознавать тип склонения имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже.
- Актуализировать ЗУН учащихся по изучаемой теме, скорректировать и систематизировать их.
- Развивать зрительную память, орфографическую зоркость, умение анализировать, сравнивать.
- Содействовать: воспитанию интереса к предмету, активности, взаимопомощи.
Оборудование урока:
- учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 4 класс 1 часть;
- магнитная доска; проектор.
Конверты каждому ученику:
- карточки со словами (Приложение 1), магнит, фломастер;
- презентация (Приложение), тренажеры (Приложение 2);
- карточки для работы в группе (Приложение 3);
- индивидуальные карточки для рефлексии.
Продолжительность урока – 40 минут.
Ход урока
Этапы урока | Содержание |
1. Организационный этап. | Высказывание М.В.Ломоносова.
(Слайд 2) Лесенка успеха. (Слайд 3) |
2. Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. | 1. Игра со словами «Классификация по …»
- Прочитайте слова. - По каким признакам я объединила эти слова в одну группу? (Тема, часть речи, число, падеж.) - Какая возможна классификация? (Одуш. и неодуш., по родам…) - Выделите окончания, распределите слова в группы по родам (выставляют на доску). Проверка по цвету магнита (красный –м.р., синий – ж.р., зеленый – с.р.) - Я тоже разделила слова на группы. (Слайд 4, 5) По какому признаку? (По склонению.) 2. Повторяем правило. (Слайд 6) 3. Работа над предложением. (Слайд 7) На слайде предложение: «Мальчик написал письма матери, отцу, дедушке». (Существительные «матери, отцу, дедушке» выделены цветным мелом.) - Прочитайте предложение. - Спишите. - Определите падеж, число выделенных существительных. Вывод: все существительные стоят в дательном падеже и в единственном числе. - Выделим окончания существительных , которые стоят в дательном падеже. - Сравните окончания. Что мы можем о них сказать? - Все окончания разные. ПРОБЛЕМА!!!- Обратите внимание. (Слайд 8) Существительные стоят в одном и том же падеже (дательном), в одном и том же числе (единственном), а окончания у них разные. Почему? |
3. Постановка цели и задач урока. | Сегодня на уроке мы вместе с вами
попробуем решить эту орфографическую задачу. А вот как?
Может быть, есть какие-нибудь предположения? (Высказывания детей.) !!! (Если не догадаются.) - А как вы думаете, почему разные существительные склоняются по-разному. Посмотрите на эти существительные. Какими грамматическими признаками они отличаются? - Они разного рода. Мать – женского, отец и дедушка – мужского. - Так, может быть, склонение существительных зависит от их рода? Давайте проверим. - Так какой же будет цель нашего урока? (Научиться определять склонение имен существительных, чтобы правильно писать их окончания.) (Слайд 9) Тема урока: Упражнение в определении склонений имен существительных. (Слайд 10) |
4. Актуализация знаний. | Чтобы проверить наше предположение –
необходимо провести исследование. Для этого разделимся на группы.
(Слайд 11)
Гимнастика для глаз. (Слайд 13) |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации с пользованием ЭОР. | Молодцы! А хотелось бы вам проверить
свои знания индивидуально?
|
6. Обобщение и систематизация знаний. | Возврат к ПРОБЛЕМЕ урока!!! (Слайд
15,16) Итак, существительные стоят в одном и том же падеже, в одном и том же числе, а окончания у них разные. Теперь вы знаете почему? (Ответы детей.) |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | На выбор:
|
8. Рефлексия. | По слайду 17. |
9. Самооценка на лесенке Успеха. | На магнитной доске выставляют смайлики
на ступеньках лесенки Успеха. (Слайд 18) Молодцы! Всем спасибо! |