Урок математики по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • Обобщить и закрепить знания учащихся по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел";
  • Развивать самостоятельность и навыки самоконтроля;
  • Воспитывать внимательность, собранность, доброжелательное отношение друг к другу.

Ход урока

I. Организационный момент.

Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока-путешествия в страну положительных и отрицательных чисел на математическом экспрессе, где мы встретимся с уже знакомыми вам литературными героями. Итак, наше путешествие начинается. (Слайд 1)

II. Сообщение целей и плана урока.

(Слайд 2)

Мы уже изучали натуральные числа, потом дробные, затем познакомились с положительными и отрицательными числами. Проверим свои теоретические знания и умения и оценим их (листы самоконтроля у каждого на парте) Первая станции «Кроссвордная». (Слайд 3)

Мы должны разгадать кроссворд, вписав в его клетки слова, пропущенные в предложениях. (Слайд 4)    

(Учащиеся читают предложенные вопросы, выбирают те, в которых знают ответ и вписывают нужные слова в клетки кроссворда) листочки с кроссвордами на партах

По горизонтали:

3. Числа со знаком "-" называются … (отрицательные)

6. Положительное направление на координатной прямой указывает … (стрелка)

7. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называется … точки. (координата)

По вертикали:

1. Числа со знаком "+" называются … (положительные)

2. Расстояние от нуля до данной точки называется … числа. (модуль)

4. Натуральные числа, противоположные им и нуль - это … числа. (целые)

5. Ни положительным, ни отрицательным числом является число … (ноль)

III. Станция «Лукоморье».

Продолжим наше путешествие. На пути нашего экспресса немало загадочного и сказочного. В этом вы убедитесь на станции «Лукоморье». (Слайд 5)

Кот ученый задает вам свои вопросы:

Как умножить числа с разными знаками? Как умножить два отрицательных числа ?

 

(Слайд 6)

Сформулируйте правило деления двух отрицательных чисел. Как разделить два числа с разными знаками?

  • -42:6=
  • -17:0=
  • -0,8:(-4)=
  • 0:(-1,5)=

(Слайд 7)

IV. Станция «Зазеркалье».

Попрощавшись с ученым Котом, мы попадаем в не менее загадочное Зазеркалье. (Слайд 13)

Алиса задает вам свои задачки: (Слайд 14)

Реши наиболее удобным способом

-2* 12 * (-50) *6 =

*0,56 - 1,56 *

Решите задачу

Я задумала число. Это задуманное число я умножила на -5, затем к произведению прибавила , и в результате получила число -5,25. Какое число я задумала ?

(Проверка Пусть х – задуманное число, зная что я умножила его на -5 и прибавила к нему 13,75 и в результате получила -5,25, составим уравнение:

Х(-5)+13,75=-5,25

-5х=-5,25-13,75

-5х=-19

Х=3,8 я задумала число 3,8)

V. Станция «Солнечный город».

Следующая станция на нашем пути – это Солнечный город. (Слайд 8) Здесь мы встретимся с Незнайкой и его друзьями – малышами. Утро в Солнечном городе всегда начинается с зарядки. Давайте и мы вместе с обитателями Солнечного города сделаем зарядку.

Физкультминутка. (Слайд 9)

Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место тихо сесть.

Среди малышей Солнечного города Знайка всегда славился сообразительностью и хорошей памятью он часто рассказывал своим друзьям о чем – то новом и интересном. Однажды он рассказал об одном известном математике. Его имя и вы узнаете, если правильно решите уравнение и найдете буквы, соответствующие полученным числам. (Слайд 10) (Учащиеся выполняют вычисления, находят нужную букву. Буквы вписываются в колонку рядом с примером).

  • -3x=27 (Д)
  • -5x=-45 (Е)
  • x:(-2)=5 (К)
  • -12:у = -4 (А)
  • 7x=-49 (Р)
  • у: (-3)=5 (Т)

ДЕКАРТ. (Слайд 12) Рене Декарт – французский философ, физик, математик. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую».

VI. Станция «Тридевятое королевство».

И в конце нашего путешествия самое далекое и загадочное «Тридевятое королевство» (Слайд 15)

Жил да был царевич. Был он высок, статен, хорош собой. Прослышал он, что за тридевять земель, в некотором царстве живет Елена Прекрасная. Чудо как хороша! Отправился царевич на поиски. Долго ли, коротко ли, а нашел он Елену Прекрасную. Да только царевну современную одной красотой да статью не завоюешь. Дала она царевичу задание. Выполнил он задание, да только сомневается – правильно ли. Помогите царевичу в вычислениях. Выполните и вы задание Елены Прекрасной. (Слайд 16)

(Учащиеся в тетрадях выполняют самостоятельную работу).

Сравните свои ответы с ответами царевича.

(Ребята проверяют свои ответы по слайду 17)

Оцените свою работу сами и поставьте себе оценку.

Если 1 пример верно то – «3»

Если 2 примера верно то – «4»

Если 3 примера верно то – «5»

(Тетради и листы самоконтроля по окончании урока сдаются учителю)

С заданием почти все справились хорошо, помогли царевичу. Завоевал он сердце Елены Прекрасной не только красотой, но и умом, а вы проверили свои силы в сложном учебном испытании. Можно и домой возвращаться.

VII. Подведение итогов урока.

Вот мы и вернулись на свою станцию. Сегодня мы прошли, точнее, проехали немалый путь. Что мы делали сегодня на уроке? Что вы умеете?

Не всегда и не всем было легко, но вы успешно справились с испытаниями, отлично поработали. (Слайд 19)

Спасибо за урок!

Презентация.