Цели урока:
- Обобщить и закрепить знания учащихся по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел";
- Развивать самостоятельность и навыки самоконтроля;
- Воспитывать внимательность, собранность, доброжелательное отношение друг к другу.
Ход урока
I. Организационный момент.
Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока-путешествия в страну положительных и отрицательных чисел на математическом экспрессе, где мы встретимся с уже знакомыми вам литературными героями. Итак, наше путешествие начинается. (Слайд 1)
II. Сообщение целей и плана урока.
(Слайд 2)
Мы уже изучали натуральные числа, потом дробные, затем познакомились с положительными и отрицательными числами. Проверим свои теоретические знания и умения и оценим их (листы самоконтроля у каждого на парте) Первая станции «Кроссвордная». (Слайд 3)
Мы должны разгадать кроссворд, вписав в его клетки слова, пропущенные в предложениях. (Слайд 4)
(Учащиеся читают предложенные вопросы, выбирают те, в которых знают ответ и вписывают нужные слова в клетки кроссворда) листочки с кроссвордами на партах
По горизонтали:
3. Числа со знаком "-" называются … (отрицательные)
6. Положительное направление на координатной прямой указывает … (стрелка)
7. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называется … точки. (координата)
По вертикали:
1. Числа со знаком "+" называются … (положительные)
2. Расстояние от нуля до данной точки называется … числа. (модуль)
4. Натуральные числа, противоположные им и нуль - это … числа. (целые)
5. Ни положительным, ни отрицательным числом является число … (ноль)
III. Станция «Лукоморье».
Продолжим наше путешествие. На пути нашего экспресса немало загадочного и сказочного. В этом вы убедитесь на станции «Лукоморье». (Слайд 5)
Кот ученый задает вам свои вопросы:
Как умножить числа с разными знаками? Как умножить два отрицательных числа ?
(Слайд 6)
Сформулируйте правило деления двух отрицательных чисел. Как разделить два числа с разными знаками?
- -42:6=
- -17:0=
- -0,8:(-4)=
- 0:(-1,5)=
(Слайд 7)
IV. Станция «Зазеркалье».
Попрощавшись с ученым Котом, мы попадаем в не менее загадочное Зазеркалье. (Слайд 13)
Алиса задает вам свои задачки: (Слайд 14)
Реши наиболее удобным способом
-2* 12 * (-50) *6 =
*0,56 - 1,56 * =
Решите задачу
Я задумала число. Это задуманное число я умножила на -5, затем к произведению прибавила , и в результате получила число -5,25. Какое число я задумала ?
(Проверка Пусть х – задуманное число, зная что я умножила его на -5 и прибавила к нему 13,75 и в результате получила -5,25, составим уравнение:
Х(-5)+13,75=-5,25
-5х=-5,25-13,75
-5х=-19
Х=3,8 я задумала число 3,8)
V. Станция «Солнечный город».
Следующая станция на нашем пути – это Солнечный город. (Слайд 8) Здесь мы встретимся с Незнайкой и его друзьями – малышами. Утро в Солнечном городе всегда начинается с зарядки. Давайте и мы вместе с обитателями Солнечного города сделаем зарядку.
Физкультминутка. (Слайд 9)
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место тихо сесть.
Среди малышей Солнечного города Знайка всегда славился сообразительностью и хорошей памятью он часто рассказывал своим друзьям о чем – то новом и интересном. Однажды он рассказал об одном известном математике. Его имя и вы узнаете, если правильно решите уравнение и найдете буквы, соответствующие полученным числам. (Слайд 10) (Учащиеся выполняют вычисления, находят нужную букву. Буквы вписываются в колонку рядом с примером).
- -3x=27 (Д)
- -5x=-45 (Е)
- x:(-2)=5 (К)
- -12:у = -4 (А)
- 7x=-49 (Р)
- у: (-3)=5 (Т)
ДЕКАРТ. (Слайд 12) Рене Декарт – французский философ, физик, математик. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую».
VI. Станция «Тридевятое королевство».
И в конце нашего путешествия самое далекое и загадочное «Тридевятое королевство» (Слайд 15)
Жил да был царевич. Был он высок, статен, хорош собой. Прослышал он, что за тридевять земель, в некотором царстве живет Елена Прекрасная. Чудо как хороша! Отправился царевич на поиски. Долго ли, коротко ли, а нашел он Елену Прекрасную. Да только царевну современную одной красотой да статью не завоюешь. Дала она царевичу задание. Выполнил он задание, да только сомневается – правильно ли. Помогите царевичу в вычислениях. Выполните и вы задание Елены Прекрасной. (Слайд 16)
(Учащиеся в тетрадях выполняют самостоятельную работу).
Сравните свои ответы с ответами царевича.
(Ребята проверяют свои ответы по слайду 17)
Оцените свою работу сами и поставьте себе оценку.
Если 1 пример верно то – «3»
Если 2 примера верно то – «4»
Если 3 примера верно то – «5»
(Тетради и листы самоконтроля по окончании урока сдаются учителю)
С заданием почти все справились хорошо, помогли царевичу. Завоевал он сердце Елены Прекрасной не только красотой, но и умом, а вы проверили свои силы в сложном учебном испытании. Можно и домой возвращаться.
VII. Подведение итогов урока.
Вот мы и вернулись на свою станцию. Сегодня мы прошли, точнее, проехали немалый путь. Что мы делали сегодня на уроке? Что вы умеете?
Не всегда и не всем было легко, но вы успешно справились с испытаниями, отлично поработали. (Слайд 19)
Спасибо за урок!