В педагогической практике нередко возникают вопросы, связанные с заучиванием музыкального произведения и исполнением его по памяти. Одни ученики обладают цепкой, прочной памятью, другие схватывают «на лету», но запоминают произведение неточно, поверхностно, третьи продвигаются по этому пути с трудом. В процессе работы, на уроке с некоторыми учениками порой с большим трудом удается исправить неверно заученную фразу, аппликатуру, прием. Казалось бы, цель достигнута, но во время выступления на эстраде ученик неожиданно «вспоминает» первый, неправильно заученный вариант. В чем причина этого явления? Возникает и ряд других практических вопросов, например, как лучше работать над произведением, «доводить» его, заучив сразу на память, или работать над ним по нотам до тех пор, пока оно само не «выграется» в пальцы, в движения рук. Для того, чтобы управлять процессом запоминания, максимально его активизировать, разумно обращаться с памятью ученика, необходимо иметь представление о видах и типах памяти, о ее природе [1, с. 68].
Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания [2, с. 183].
Гигантской музыкальной памятью обладали В.А. Моцарт, Ф. Лист, А.Рубинштейн, С. Рахманинов, А. Тоскани, которые без труда могли удерживать в своей памяти почти всю основную музыкальную литературу. Но то, что выдающиеся музыканты достигали без видимого труда, рядовым музыкантам даже при наличии способностей приходится завоевывать с большими усилиями. Это относится ко всем музыкальным способностям вообще и к музыкальной памяти в особенности. С точки зрения Н.А. Римского-Корсакова, «музыкальная память, как и память, вообще, играя важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддается искусственным способам развития и заставляет более, или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы» [2, с. 183].
Как и любой вид профессиональной памяти, память музыканта является комплексной и «полифонической»: она включает процессы и действия различной сложности и опирается на те органы чувств, которые больше всего и чаще всего связаны с данной профессией. Обычно в музыкальной памяти доминирует какой-то один вид сенсорной памяти – слуховая, логическая, двигательная, зрительная с различным сочетанием других ее сенсорных и психологических видов – эмоциональной, образной. Причем в различных обстоятельствах у одного и того музыканта в зависимости от установки и цели деятельности выделяется какой-то доминирующий вид памяти [3, с. 45].
К настоящему времени в теории музыкального исполнительства утвердилась точка зрения, согласно которой наиболее надежной формой исполнительской памяти является единство слуховых и моторных компонентов.
В последовательных процессах музыкальной памяти различают отдельные, относительно самостоятельные процессы, характерные и для других видов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Есть и общие процессы, связанные как с запоминанием, так и с сохранением и воспроизведением – забывание и узнавание [3, с. 41].
Запоминание - начальный, многокомпонентный и своеобразный процесс выделения, анализа, отбора и синтеза отдельных сторон звучания и законченных его отрывков. Он начинается вместе с восприятием музыки и сопровождает его, принимая различные формы, в зависимости от цели деятельности, ее структуры и отношения к ней субъекта [3, с. 41].
Сохранение запечатленного - следующая важная функция памяти. Она представляет собой сложный динамический процесс, принципиально отличающийся, например, от звукозаписи. Как уже указывалось, переход на стадию консолидации в долговременную память происходит как преобразование внешних воздействий, их кодирование, приводящее к биохимическим изменениям внутри клетки. Но, как показали специальные исследования, даже в пассивном состоянии, когда сохраняемый материал не извлекается из кладовой памяти, он претерпевает определенные изменения: он как бы все больше обобщается и "спрессовывается", многие детали и частности выпадают, остается самое важное и существенное. Поэтому один и тот же, но запечатленный ранее материал, как показал И.М.Соловьев, существенно отличается от вновь запечатленного [3, с. 42].
Важнейшее значение для всех процессов памяти имеет воспроизведение (извлечение). Фактически оно является критерием индивидуальных особенностей памяти и ее качества [3, с. 42].
Воспроизведение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспроизведение считают более чувствительным показателем фактического объёма усвоенного материала. Узнавание – проявление памяти, которое проникает при повторном восприятии объекта; воспоминание, возникает при отсутствии восприятия объекта; припоминание, представляющее наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависит от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в долговременной памяти информации.
Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять. Для того чтобы замедлить процесс забывания, необходимо своевременно организовать повторение воспринятого материала, не откладывая его надолго эту работу.
Качество музыкальной памяти связано с самим процессом запоминания, продолжительностью сохранения его в сознании и объемом памяти.
Таким образом, музыкальная память характеризуется:
- быстротой запоминания;
- точностью воспроизведения;
- прочностью сохранения;
- объёмом памяти.
Быстрота (скорость) запоминания определяется числом повторений, необходимых человеку для запоминания определённого объёма информации.
Точность воспроизведения определяется процентным соотношением правильно воспроизведённого материала ко всему объёму воспроизводимого материала.
Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Быстроте и прочности запоминания способствует интерес к изучаемому, и сосредоточение на нем внимания.
Наиболее распространенной формой проверки быстроты и точности восприятия мелодий является воспроизведение их голосом. По количеству проигрываний, необходимому для правильного воспроизведения учащимися данного отрывка, судят о скорости его запоминания.
Качество памяти характеризуется не только способностью воспроизвести произведение тотчас же после его прослушивания, но и тем временем, в течение которого оно остается в нашем сознании (то есть скоростью его забывания).
Показателем качества запоминания является полное узнавание учащимися слышанной музыки. Если ученики вспомнят сочинение неполно, то, следовательно, они его уже забыли или начали забывать. Значит продолжительность сохранения музыки в их сознании меньше того времени, которое прошло от ее запоминания до воспроизведения.
Качество музыкальной памяти определяется не только быстротой и точностью запоминания музыки, а также длительностью сохранения ее в сознании, но и тем, каков объем самой памяти.
Объем памяти характеризуется, во-первых, количеством сочинений, одновременно сохраняющихся в сознании в течение некоторого времени; во-вторых, протяженностью произведения, после однократного его восприятия. Расширение объема памяти по линии увеличения количества одновременно сохраняющихся в течение некоторого времени сочинений происходит в процессе работы как над быстротой и точностью их запоминания, так и над увеличением срока сохранения в сознании.
Чрезвычайно важно для музыкального воспитания детей младшего школьного возраста создать условия для накопления ими запаса музыкальных впечатлений, объёма репертуара, опыта разнообразной музыкальной деятельности. Процессом, опосредующим это накопление и использование музыкального материала в различных видах деятельности, является музыкальная память. Музыканты-педагоги придают очень большое значение музыкальной памяти в комплексе музыкальности ученика и диагностируют уровень ее развития на приемных испытаниях в учебные заведения [4, с. 148].
Работая преподавателем по классу баяна в музыкальной школе, я столкнулась с такой проблемой: учащиеся с трудом запоминают музыкальные произведения. Привыкшие играть от начала до конца, не могут повторить и сыграть по памяти отдельный фрагмент произведения. Для того, чтобы помочь учащимся научиться быстро и легко запоминать музыкальные произведения, я разработала задания, направленные на развитие скорости запоминания музыкального материала, точности воспроизведения, прочности сохранения, расширения объёма музыкальной памяти. При разработке заданий, я опиралась на методы, предложенные И.Гофманом, В.И. Муцмахером, С.И. Савшинским, Л. Маккинон, А. Щаповым.
Задания для развития скорости (быстроты) запоминания музыкального материала.
- Учащемуся предлагается несложная мелодия. Он внимательно играет ее с листа, затем ноты мелодии педагог убирает.
Задание:
- сыграть данную мелодию по памяти,
- сыграть данную мелодию на октаву выше,
- сыграть данную мелодию от другого звука.
- Педагог исполняет на инструменте с пением знакомую для учащегося песню. Учащийся внимательно слушает. Педагог предлагает выполнить ряд заданий на усвоение ритмической структуры:
- простучать ритмический рисунок мелодии;
- воспроизвести ритмический рисунок по фразам: педагог выстукивает – первую фразу, ученик – вторую фразу, педагог – третью фразу, педагог – четвертую фразу;
- воспроизвести ритмический рисунок следующим образом: первую фразу ученик простукивает по столу, вторую фразу «про себя», третью фразу по столу, четвертую фразу «про себя».
- Учащийся внимательно слушает мелодию, которую исполняет педагог. Педагог предлагает выполнить ряд заданий направленных на быстроту запоминания.
- Прослушай и определи количество тактов.
- Прослушай и напой повторяющиеся мелодические элементы.
- Прослушай и определи направление мелодии.
- Пропой начало и конец мелодии.
- Воспроизведи мелодию полностью.
4. Учащемуся предлагается зрительно изучить и сыграть мелодию, состоящую из 4 тактов. Педагог предлагает выполнить ряд заданий на скорость запоминания:
- Учащемуся предлагается спеть мелодию по памяти.
- Из 5 предложенных мелодий расположенных на карточках учащемуся необходимо выбрать нотное изображение услышанной мелодии.
- Учащемуся необходимо сыграть на инструменте услышанную мелодию.
5. Учащийся внимательно слушает несложную мелодию. Педагог предлагает выполнить ряд заданий направленных на скорость запоминания.
- Учащемуся предлагается сыграть мелодию с листа.
- Педагог играет три мелодии, среди которых мелодия, которая была предложена учащемуся. Задача ученика узнать мелодию.
- Педагог простукивает ритм четырех мелодий, среди которых мелодия, которая была предложена учащемуся. Задача ученика узнать мелодию по ритмическому рисунку.
6. Педагог предлагает выполнить ряд заданий направленных на скорость запоминания с помощью метода фотографирования.
Учащемуся необходимо выполнить ряд заданий.
- Внимательно изучив первые два такта мелодии, учащийся воспроизводит их на инструменте, без нот.
- Пока ученик играет первые два такта, он запоминает и воспроизводит без нот следующие два такта мелодии и т.д.
- В конце работы учащийся играет всю мелодию по памяти.
Задания для развития точности воспроизведения музыкального материала.
- Учащемуся предлагается прослушать несложную мелодию. Для точного воспроизведения мелодии я использую следующие задания:
- пропевание данной мелодии учащимся с преподавателем а капельно;
- проигрывание данной мелодии учащимся на инструменте по нотам;
- пение мелодии с одновременным проигрыванием ее на баяне;
- пение мелодии с одновременным проигрыванием ее на баяне в другой октаве;
- простукивание ритмического рисунка мелодии;
- простукивание сильных долей мелодии с пением;
- пение мелодии с одновременным простукиванием всего ритма;
- пение мелодии под аккомпанемент преподавателя;
- проигрывание данной мелодии учащимся на инструменте по памяти.
- Учащемуся предлагается несложная мелодия, которую он играет по нотам.
Задание:
- Графически («мозаика») при помощи фишек изобразить движение мелодии.
- Среди трёх «мозаик» найти ту, которая соответствует данной мелодии.
- Воспроизвести данную мелодию на инструменте по памяти.
- Учащемуся предлагается проиграть мелодию по нотам.
Задание: Ученику предлагается поиграть в «пазлы». В записанной мелодии пропущен такт. Задача учащегося найти пропущенный такт из предложенных 4-х вариантов.
Задания для развития прочности (длительности) сохранения музыкального материала.
Практика показывает, что при выучивании произведения, в основном участвует моторно-двигательная память, т.е. учащиеся запоминают как правило, движения рук, при этом заучивание происходит без осмысления. Учащиеся не в состоянии воспроизвести или пропеть нотный текст. Как правило, многие учащиеся пытаются запомнить произведение в результате многократных повторений. Основная нагрузка при таком способе заучивания ложится на двигательную память. Но такой способ решения проблемы, как справедливо отмечала знаменитая французская пианистка Маргарита Лонг, - «ленивое решение сомнительной верности и притом расточающее драгоценное время». Произведение, выученное таким образом, как правило, быстро забывается.
Для развития прочности (сохранения) музыкального материала в памяти учащихся предлагаются следующие задания:
- Выучивание наизусть нотного текста мелодии:
- пропевание мелодии с одновременным проигрыванием на инструменте;
- простукивание ритмического рисунка;
- пропевание мелодии и одновременным простукиванием ритмического рисунка;
- с педагогом;
- пропевание мелодии без инструмента;
- графическое изображение мелодии;
- целостный анализ;
- пропевание под аккомпанемент педагога.
- Игра без инструмента и без нот на плоскости.
По мнению А. Стоянова, с которым нельзя не согласиться, музыканту любой специальности «лишь тогда можно быть убежденным, что действительно запомнил данное произведение, когда он, музыкант в состоянии восстановить его мысленно, проследить развитие его точно сообразно тексту, не глядя в ноты, и осознавать в себе ясно его мельчайшие составные элементы».
Это - наиболее трудный способ работы над произведением, и И. Гофман недаром говорил о его сложности и «утомительности» в умственном отношении. Тем не менее, чередуя мысленные проигрывания произведения без инструмента с реальной игрой на инструменте, учащийся может добиться предельно прочного запоминания произведения.
- Задание: Учащемуся предлагается проиграть выученное произведение без нот и без инструмента, т.е. пропевать нотный текст про себя или вслух, и проигрывать на воображаемом инструменте.
- Задание: Самодиктант. Учащемуся предлагается записать выученную мелодию по памяти, при этом, не прибегая к помощи инструмента.
Задания для расширения объема памяти.
- Угадай мелодию
Педагог проигрывает на музыкальном инструменте несколько мелодий, различных по характеру: быстрых, медленных, лирических, грустных, изящных и т. п. Учащийся воспринимает на слух эти мелодии, запоминая характер исполнения.
Задание: при проигрывании музыкального фрагмента определить по эмоциональной окраске, характеру исполнения, из какого произведения этот фрагмент.
- Учащемуся предлагается на уроке выучить и воспроизвести на инструменте музыкальный фрагмент, состоящий из 4-х тактов. На последующих уроках объем музыкального фрагмента (такты) увеличиваются до окончания музыкального фрагмента.
- Для увеличения объема памяти учащегося, можно использовать следующий метод:
- каждый урок учащийся выучивает небольшую понравившуюся пьесу, к концу четверти объем памяти учащегося увеличивается за счёт увеличения репертуара.
Данные задания активно применяются мною на каждом уроке специальности. Таким образом, можно сделать вывод, что использование комплекса специальных заданий в процессе заучивания музыкальных произведений, на уроках специальности, направленные на развитие таких навыков, как скорость запоминания музыкального материала, точность воспроизведения, прочность сохранения музыкального материала в памяти, объём музыкальной памяти значительно повысили уровень развития музыкальной памяти младших школьников.
Список, используемой литературы
- Григорьев В. «О развитии музыкальной памяти учащегося», из сборника статей Вопросы музыкальной педагогики».
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: «Институт психологии РАН», 1997.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., Педагогика 1988.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, М., 1989.
- Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. – СПб: «Композитор», 2008.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.
- Липс Ф. Искусство игры на баяне, методическое пособие для педагогов ДМШ, учащихся ССМШ, музучилищ, вузов. – М.: Музыка, 2004
- Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л.: Музыка, 1967.
- Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.