Цель: создать условия для активизации познавательного интереса к изучению родного края
Задачи:
- Воспитание чувства любви к родному краю, умения видеть прекрасное.
- Пополнение знаний учащихся об особенностях природы, истории родного города
- Развитие умения добывать информацию, использовать ее для анализа.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.
Оформление: презентация к занятию (у автора), листы с печатной основой – маршрут, детали корабля, клей, цветная бумага, подбор наглядного материала, информационные карты, заготовки для изготовления корабля.
Пояснительная записка:
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры школьника.Я согласна с Д.С. Лихачёвым, который считает, что «краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышает свой культурный уровень»
Знакомство школьников с родным краем: с историко-культурными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Внеклассное мероприятие «Путешествие по реке Оке» включает в работу несколько предметных областей: историю, краеведение, географию, биологию, технологию, литературу.
Рассчитано на 60 минут, возрастная категория 5-6 класс.
Форма работы: групповая
Ход мероприятия
Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в путешествие по просторам нашего родного края – города Мурома.
Фрагмент из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»
Для путешествия мы выбираем средство передвижения – корабль.
Задание 1. Строительство корабля.
Ребята, познакомьтесь с информационной картой. Каждая группа должна по тексту написать по 5 вопросов.
Информационная карта №1
В 1668г. Русь делает первый шаг к созданию регулярного военно-морского флота. На реке Оке в селе Дединово был спущен на воду большой фрегат «Орел» длиной по ватерлинии 24,5м, шириной 6,5м и осадкой 1,5м. Судно не имело гребных весел и являлось первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России.
Двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями (шестифунтовыми пушками). На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте — косой. Одновременно с «Орлом» было построено несколько мелких судов (бот, яхта и две шнявы), предназначавшиеся для охраны торговых караванов. <Рисунок 1>.
А теперь переходим к строительству корабля для путешествия. (В коробках лежат заготовки по схеме). <Рисунок 2> <Таблица1>
Задание 2. Как корабль назовёшь – так он и поплывёт.
Фрагмент из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»
У каждой группы закодировано название корабля
у | т | и | г | р | а | ы | э | ч | я |
к | о | б | е | с | м | е | л | ы | й |
и | г | р | а | в | т | п | ы | е | о |
ф | м | о | л | н | и | я | а | л | р |
ы | в | м | а | п | р | о | л | д | ё |
в | а | п | р | л | е | в | л | э | л |
й | б | е | с | с | м | е | р | т | н |
ф | ы | в | а | п | р | о | л | й | ы |
Задание 3. Маршрут
Школьникам предлагаются карточки с названием городов. Ребята должны по порядку расположить их на карте реки:
Орёл, Белёв, Калуга, Алексин, Таруса, Серпухов, Ступино, Кашира, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск, Нижний Новгород.
Для проверки и правильного выполнения задания можно воспользоваться ресурсами интернет ru.wikipedia.
<Рисунок 3>
Задание 4.
Составить информационную карту, пользуясь информацией Интернет ресурсов.
- Где берёт начало река Ока?
- Какова длина реки, глубина и площадь бассейна?
- Как произошло название реки?
- По каким областям течёт река?
- Притоки реки.
Задание 5. Знакомство с обитателями реки
Перечислите названия представителей животного мира, которые по вашему мнению обитают в реке Оке или на берегу.
Информационная карта №3.
В реке Оке водится довольно много рыбы. Для промышленной ловли подходит лещ, плотва, густера, чехонь. В низовьях также часто встречается судак, жерех, щука, язь. На перекатах, коих на Оке не сосчитать, модно встретить подуста и ельца, сома (в заводях) и стерлядь (на песчаных отмелях) Из животных: бобры, выдры, норка, ондатра, выхухоль.
Презентация: Знакомство с достопримечательностями нашего города (просмотр)
Задание 6. Река в прозе и стихах русских писателей и поэтов.
Пользуясь ресурсами Интернет, найти стихи, прозу о нашей красавице – реке Оке.
-
Много рек течёт прекрасных в царстве Руси молодой,
Голубых, златых и ясных, с небом спорящих красой.
Но теперь хвалу простую про одну сложу реку:
Голубую, разливную, многоводную Оку.
В нраве русского раздолья изгибается она:
Городам дарит приволья непоспешная волна.
Ленью чудной тешит взоры; щедро воды разлила;
Даром кинула озёры - будто небу зеркала.
Рыбакам готовит ловли, мчит тяжёлые суда;
Цепью золотой торговли вяжет Руси города:
Муром, Нижний стали братья! Но до Волги дотекла; скромно волны повела, -
И упала к ней в объятья, чтоб до моря донесла.
1840 Шевырёв Степан -
Виктор Зенин «Река Ока»
У пристани любуется, собравшийся народ,
Вот-вот здесь отшвартуется красавец - теплоход.
Тут чайки оголтелые бессовестно кричат,
И волны ошалелые настырно бьют в причал.
Припев:
Но вот уже и за кормой,
Вдали растаял город мой.
Когда в природе царствует весна,
То в море превращается она, —
Река Ока, река Ока! -
Светлана Лосева «На реке Оке»
Сквозь толщу льда тепло проходит.
С полей, лесов вода подходит
И поднимает лёд,- вот – вот
Начнется вешний ледоход.
Эх, уловить бы тот момент,
Когда воздвигнув монумент,
Ока из плена вновь прорвётся
И с шумом дальше понесётся.
И, унося осколки льда,
Под небом побежит вода.
Ей, набирая силу, мощь,
Удастся берег превозмочь.
И, разливаясь по лугам,
Река заглянет в гости к нам.
Задание 7. Какие опасности подстерегают реку, ее обитателей.
Какие экологические проблемы по вашему мнению есть у нашей реки Оки?
Как защитить природу родного края?
Проблемы
- ухудшение качества поверхностных и подземных вод
- сокращение биологического разнообразия
- низкий уровень экологической культуры населения
Как решить ряд проблем (мозговой штурм)
Слово учителя: Вот и закончилось наше путешествие по замечательной реке нашего родного края. Оцените работу каждого члена команды.
Литература:
- www.itishistory.ru/1k/1_korabli_10.php
- ru.wikipedia.
- dic.academic.ru
- golden-ring-russia.ru