Внеклассное мероприятие "Путешествие по реке Оке"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: создать условия для активизации познавательного интереса к изучению родного края

Задачи:

  • Воспитание чувства любви к родному краю, умения видеть прекрасное.
  • Пополнение знаний учащихся об особенностях природы, истории родного города
  • Развитие умения добывать информацию, использовать ее для анализа.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.

Оформление: презентация к занятию (у автора), листы с печатной основой – маршрут, детали корабля, клей, цветная бумага, подбор наглядного материала, информационные карты, заготовки для изготовления корабля.

Пояснительная записка:

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры школьника.Я согласна с Д.С. Лихачёвым, который считает, что «краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышает свой культурный уровень»

Знакомство школьников с родным краем: с историко-культурными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Внеклассное мероприятие «Путешествие по реке Оке» включает в работу несколько предметных областей: историю, краеведение, географию, биологию, технологию, литературу.

Рассчитано на 60 минут, возрастная категория 5-6 класс.

Форма работы: групповая

Ход мероприятия

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в путешествие по просторам нашего родного края – города Мурома.

Фрагмент из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»

Для путешествия мы выбираем средство передвижения – корабль.

Задание 1. Строительство корабля.

Ребята, познакомьтесь с информационной картой. Каждая группа должна по тексту написать по 5 вопросов.

Информационная карта №1

В 1668г. Русь делает первый шаг к созданию регулярного военно-морского флота. На реке Оке в селе Дединово был спущен на воду большой фрегат «Орел» длиной по ватерлинии 24,5м, шириной 6,5м и осадкой 1,5м. Судно не имело гребных весел и являлось первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России.

Двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями (шестифунтовыми пушками). На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте — косой. Одновременно с «Орлом» было построено несколько мелких судов (бот, яхта и две шнявы), предназначавшиеся для охраны торговых караванов. <Рисунок 1>.

А теперь переходим к строительству корабля для путешествия. (В коробках лежат заготовки по схеме). <Рисунок 2> <Таблица1>

Задание 2. Как корабль назовёшь – так он и поплывёт.

Фрагмент из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»

У каждой группы закодировано название корабля

у т и г р а ы э ч я
к о б е с м е л ы й
и г р а в т п ы е о
ф м о л н и я а л р
ы в м а п р о л д ё
в а п р л е в л э л
й б е с с м е р т н
ф ы в а п р о л й ы

Задание 3. Маршрут

Школьникам предлагаются карточки с названием городов. Ребята должны по порядку расположить их на карте реки:

Орёл, Белёв, Калуга, Алексин, Таруса, Серпухов, Ступино, Кашира, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск, Нижний Новгород.

Для проверки и правильного выполнения задания можно воспользоваться ресурсами интернет ru.wikipedia.

<Рисунок 3>

Задание 4.

Составить информационную карту, пользуясь информацией Интернет ресурсов.

  1. Где берёт начало река Ока?
  2. Какова длина реки, глубина и площадь бассейна?
  3. Как произошло название реки?
  4. По каким областям течёт река?
  5. Притоки реки.

Задание 5. Знакомство с обитателями реки

Перечислите названия представителей животного мира, которые по вашему мнению обитают в реке Оке или на берегу.

Информационная карта №3.

В реке Оке водится довольно много рыбы. Для промышленной ловли подходит лещ, плотва, густера, чехонь. В низовьях также часто встречается судак, жерех, щука, язь. На перекатах, коих на Оке не сосчитать, модно встретить подуста и ельца, сома (в заводях) и стерлядь (на песчаных отмелях) Из животных: бобры, выдры, норка, ондатра, выхухоль.

Презентация: Знакомство с достопримечательностями нашего города (просмотр)

Задание 6. Река в прозе и стихах русских писателей и поэтов.

Пользуясь ресурсами Интернет, найти стихи, прозу о нашей красавице – реке Оке.

  1. Много рек течёт прекрасных в царстве Руси молодой,
    Голубых, златых и ясных, с небом спорящих красой.
    Но теперь хвалу простую про одну сложу реку:
    Голубую, разливную, многоводную Оку.
    В нраве русского раздолья изгибается она:
    Городам дарит приволья непоспешная волна.
    Ленью чудной тешит взоры; щедро воды разлила;
    Даром кинула озёры - будто небу зеркала.
    Рыбакам готовит ловли, мчит тяжёлые суда;
    Цепью золотой торговли вяжет Руси города:
    Муром, Нижний стали братья! Но до Волги дотекла; скромно волны повела, -
    И упала к ней в объятья, чтоб до моря донесла.
    1840 Шевырёв Степан

  2. Виктор Зенин «Река Ока»
    У пристани любуется, собравшийся народ,
    Вот-вот здесь отшвартуется красавец - теплоход.
    Тут чайки оголтелые бессовестно кричат,
    И волны ошалелые настырно бьют в причал.

    Припев:
    Но вот уже и за кормой,
    Вдали растаял город мой.
    Когда в природе царствует весна,
    То в море превращается она, —
    Река Ока, река Ока!

  3. Светлана Лосева «На реке Оке»
    Сквозь толщу льда тепло проходит.
    С полей, лесов вода подходит
    И поднимает лёд,- вот – вот
    Начнется вешний ледоход.

    Эх, уловить бы тот момент,
    Когда воздвигнув монумент,
    Ока из плена вновь прорвётся
    И с шумом дальше понесётся.

    И, унося осколки льда,
    Под небом побежит вода.

    Ей, набирая силу, мощь,
    Удастся берег превозмочь.
    И, разливаясь по лугам,
    Река заглянет в гости к нам.

Задание 7. Какие опасности подстерегают реку, ее обитателей.

Какие экологические проблемы по вашему мнению есть у нашей реки Оки?

Как защитить природу родного края?

Проблемы

  • ухудшение качества поверхностных и подземных вод
  • сокращение биологического разнообразия
  • низкий уровень экологической культуры населения

Как решить ряд проблем (мозговой штурм)

Слово учителя: Вот и закончилось наше путешествие по замечательной реке нашего родного края. Оцените работу каждого члена команды.

Литература:

  1. www.itishistory.ru/1k/1_korabli_10.php
  2. ru.wikipedia.
  3. dic.academic.ru
  4. golden-ring-russia.ru

Приложение.