Цель: Исследовать ситуацию, требующую перехода от одних единиц измерения к другим.
Задачи:
- Познакомить с новым приёмом счёта предметов. Построить графические модели, выраженные в укрупнённых единицах счёта.
- Тренировать умение устанавливать зависимости между частью и целым на примере геометрического материала и уравнений, упражнять в счёте предметов группами.
- Развивать речь, логическое мышление,
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, учебник «Математика»1 класс Л.Г. Петерсон, рабочие тетради, наборы домино и шашек, карандаши, коробочки.
Ход урока
I. Организационное начало урока.
Прозвенел звонок веселый (говорит учитель)
Мы начать урок готовы! (отвечают дети хором)
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Вы очень хорошо работали на прошлом уроке, и я уверена, что сегодня у вас всё получится. Если на вашем пути встретятся затруднения, вы обязательно справитесь с ними.
II. Актуализация опорных знаний.
1.Числовой ряд. Счёт Части фигур. (слайд 2-4)
Назови числа в порядке возрастания
Назови следующее число, уменьшая на 2.
2. Состав чисел слайд 5.
Определи закономерность с помощью циферблата часов.
Какое число пропущено? 6 – это сумма 4 и 2.
3. Игра «Футболист» слайд 6
Что мы сейчас повторяли?
Мы повторяли числовой отрезок, состав числа, находили части и целое.
III. Постановка проблемы. Открытие нового.
1. Действия с укрупнёнными единицами счёта. Исследование нового способа счёта предметов.
– Ребята играли в домино и оставили всё на столе. Давайте сосчитаем домино. Как это сделать быстро?
Посмотрите на страницу 34, №1. Как сосчитали шашки?
Сосчитали коробками.
Сложим домино в коробки. Ученик складывает в коробки.
Определите количество коробок.
Определите количество предметов, которые остались без коробки.
Когда предметов много, то их объединяют в группы и считают более крупными мерками.
Как вы считали домино? (По одному или единицами, объединяя их, группируя.)
Как это обозначить и записать на доске? Затруднение, проблемная ситуация. (Старый способ счета не подходит)
– Применим способ обозначения, который используют при счете большого количества предметов.
— Какое условие при объединении вы должны выполнить? (Группы должны быть равными или одинаковыми по количеству)
— Поставим перед собой учебную задачу.
(Объединить предметы в коробки так, чтобы их можно было быстро сосчитать. Найти самый удобный, быстрый, лёгкий способ счета)
IV. Решение задачи, поиск ответа на вопрос.
Разложите карандаши так, чтобы быстрее можно было их сосчитать.
Работают в парах, раскладывают карандаши в коробки. (У каждого на парте лежат 19 карандашей и коробки)
Учащиеся могут объединять карандаши разными способами. Какую укрупненную единицу счета удобно использовать для быстрого счета предметов?
— Расскажите, как вы действовали, какой способ счета использовали?
(Складывали карандаши в коробки, получилось 3коробки, сосчитали ещё 4 карандаша.)
Обозначим это с помощью рисунка, т.е. графически.
V. Вывод. Формулирование темы.
Как вы считали? Какой новый способ счёта единиц мы использовали?
Считали предметы коробками, пачками.
— Положите одну коробку. Добавьте еще 2 коробки. Сколько стало? Какое действие выполнили? (Сложение) Теперь уберите 1коробку. Какое действие выполнили? (Вычитание)
— Сформулируйте тему урока. (Счет укрупнённых единиц) — открывается на доске.
Слайд 7
VI. Первичное закрепление.
- Работа с учебником №2-4, с.34
- Составление задач №6 с.35
VII. Физпауза.
VIII. Повторение и закрепление пройденного.
- Решение задач. Слайд 8,9
- Решение уравнений слайд 10 №7 стр.35
IX. Рефлексия.
– Что вы узнали сегодня на уроке нового?
— Кто нам больше всего помог сегодня на уроке, кого мы можем поблагодарить?
Держим пальчики правой рукой на левой руке и отвечаем все дружно.
- Мизинец. О чём узнали на уроке?
- Безымянный. Что мне удалось?
- Средний. В чём у меня были трудности?
- Указательный. Что бы я сделал иначе?
- Большой. План на будущее.