Класс: 2
УМК: «Перспективная начальная школа»
Авторы учебника, тетрадей:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир 2 кл.: Учебник в 2 ч. – М: Академкнига/ Учебник. 2012.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2 – М: Академкнига/ Учебник. 2012.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., окружающий мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2012.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Цель и задачи урока:
- воспитание бережного отношения к природе, к родному краю;
- формирование умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, художественные тексты)
- развитие умений работать в сотрудничестве и самостоятельно;
- способствовать охране и укреплению психического и физического здоровья,
Формирование УУД:
Личностные: проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта.
Познавательные: проводить простейшую классификацию изученных объектов, проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов, формировать представления о Красной книге России, красной книге Белгородской области.
Регулятивные: следование инструкции при выполнении задания
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в парной и групповой работе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Оборудование: учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, экран, презентации «Зарядка для глаз», «Растения из красной книги », Красная книга России, Красная книга Белгородской области.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой на урок с визуальным и звуковым рядом.
– Прозвенел звонок. Начинается урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте про них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Актуализация опорных знаний.
Выполнение задания 46 в тетради для самостоятельной работы, цель которого повторение мате риала о группах растений и пополнение знаний о растениях своего края.
– Обменяйтесь тетрадями и проверьте задания друг у друга. При необходимости сделайте замечания.
– Какие же растения размножаются семенами? А спорами?
– Какими примерами вы дополнили каждую группу растений ?
III. Целеполагание учащимися.
– Откройте учебник на странице «Содержание». Определите, какой материал находится на с. 81. Откройте учебники на этой странице, ещё раз прочитайте тему урока.
– Определите цель нашего урока.
– Определите, есть ли в хрестоматии материал на эту тему.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1)
– Какие группы растений вам известны? (цветковые и хвойные; деревья, кустарники и травы)
– А знаете ли вы, что некоторые из них относят к редким и исчезающим?
– Редкие и исчезающие растения России занесены в Красную книгу.
– Как выдумаете, что это за книга, и почему она красная?
– Выскажите предположения, почему растения становятся редкими и исчезают.
2) Работа по заданию учебника на с. 81. Знакомство с растениями из Красной книги России, Белгородской области (Приложение 1)
3) Физкультминутка (Потягивания)
4) Чтение и обсуждение правил поведения в природе (с. 82-85)
IV. Первичная проверка понимания.
(Приложение 1)
1) – Коротко расскажите правило поведения в природе по картинке слайда.
– Какое бы правило вы добавили сами?
2) Физкультминутка для глаз. (Приложение 2)
V. Первичное закрепление (групповая работа).
– Будем работать группами. На столах у вас листочки, на листочках записаны разные ситуации.
Выберите лучшего чтеца, прочитайте текст и обсудите в группе. Подумайте, какие правила поведения на природе нарушены. Выберите ответчика.
Ситуация 1.
Девочки пришли в лес за черникой. Ягод было так много, что можно было, не сходя с места набрать полную кружку. Чтобы не было скучно собирать и есть ягоды, они повесили на сук транзистор и включили его погромче. Когда ведерки и кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:
– Жаль, что Лены нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли.
– Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем, - предложила подружка.
Ситуация 2.
Мальчики подошли к пруду и увидели лягушку. Гриша взял камень и бросил в нее. Лягушка задергалась, а потом затихла. Павлик возмутился
– Зачем ты это сделал?
– Из-за них бородавки на руках, – хмуро ответил Гриша.
– А ты не бери их в руки, если боишься бородавок. Но мне говорили, что это неправда.
Ситуация 3.
Федя бабочку поймал
И божию коровку,
Отпускать он их не стал
И посадил в коробку.
Ситуация 4.
Однажды Рома пошёл за водой к ручью и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Рома тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам. Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни.
Ситуация 5. Закончите рассказ:
Был теплый апрельский денёк. Две сестрички, Таня и Оля, пошли гулять в лес. Они долго шли по тропинке, потом вышли на поляну. Вся полянка была усыпана нежными голубыми пролесками. Девочки в восторге стали бегать и кричать. Потом они нарвали по букету цветов и довольные прогулкой отправились домой. Дома девочек встретила мама.
VI. Итог урока.
– Прочитаем стихотворение Валентина Берестова:
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
– Согласитесь ли вы с поэтом?
(Вспомнить роль зеленых растений в «приготовлении пищи» для всего живого на Земле и обогащении воздуха кислородом, необходимым для дыхания. В. Берестов недооценивает катастрофу, которая произойдет, если погибнут растения.)
– Что же надо делать, чтобы такой катастрофы не произошло?
– К каким растениям надо бережно относиться? (ко всем)
VII. Рефлексия.
(Приложение 1)
Закончите предложения:
- Я понял, что…
- Меня удивило…
- Было интересно…
- Я сделал вывод, что …
- Я люблю природу, поэтому я…
- Мне захотелось…
- Было трудно…
- Я никогда …
- Красная книга подаёт нам…
VIII. Д/З.
(Приложение 1)
Научный клуб «Мы и окружающий мир» объявил кон курс на лучший экологический знак года. Лучшие рисунки издательтво «Академкнига/Учебник» издаст на школьных закладках.
– Предлагаю вам нарисовать свой экологический знак.
– Повторить правила поведения на природе. (с. 81-85)