Цели:
- Познакомить с именами существительными, которые образованы от одной из форм прилагательных путём изменения грамматической модели слова.
- Отработка нахождения данных слов путём составленного алгоритма.
- Воспитывать взаимовыручку.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Нацеливание.
Давайте вспомним, какую тему мы изучаем. (Что такое части речи?)
Как бы вы ответили на этот вопрос? (Это группы слов, которые разделены по одинаковым грамматическим значениям)
Как называется часть речи, у которой род, число, падеж – переменные категории. (Имя прилагательное)
Те же грамматические значения, но род постоянная категория? (Имя существительное)
Как называется часть речи, которая имеет категорию времени, лица или рода и числа. (Глагол)
Вы наверно обратили внимание на то, что они легко образуются друг от друга.
Образуйте от слова ЗИМА прилагательное и глагол.
ЗИМА | ЗИМНИЙ | ЗИМОВАТЬ |
МОРОЗ | МОРОЗНЫЙ | ЗАМОРОЗИТЬ |
РАБОТА | РАБОЧИЙ | РАБОТАТЬ |
При помощи чего мы образовали новые слова? (При помощи приставок и суффиксов)
Сегодня нам предстоит выяснить, как ещё могут образовываться новые слова.
Проверка домашнего задания Нужно было записать слова в группы по частям речи.
Сколько групп у вас получилось?
кто-то | стакан | двигать | длинный |
такой | мороз | смешить | смешной |
который | исключение | морозить | морозный |
я | светофор | шлёпать | розовый |
мой | смех | исключить | смешной |
исключительный |
Тема нашего урока: «Переход слов из одной части речи в другую»
III. Минутка чистописания.
Сс ссора Лучше худой мир, чем добрая ссора.
IV. Словарная работа.
Учащиеся отгадывают ребусы и записывают слова столбиком
- север
- город
- завод
- народ
- улица
- вокзал
К какой части речи относятся эти слова? Докажите, что это существительные.
V. Образование новых слов.
а) От каждого слова образуйте прилагательное и напишите его рядом с существительным через тере. Какие слова вы написали?
- север – северный
- город – городской
- завод – заводской
- народ – народный
- улица – уличный
- вокзал – привокзальный
При помощи чего вы образовали новые слова? (Пи помощи пристаков и суффиксов)
Запишите столбиком следующие словосочетания
- передний парус
- передняя фара
- переднее колесо
- передние двери
Какое из слов меняло категории грамматического значения? Какие категории менялись?
Какие грамматические категории вы знаете у прилагательного?
Над словами, которые являются носителями признаков поставим крестик, а к словам, которые являются их признаками, т. е. присоединились к ним, проведём стрелочку.
б) Прочитайте предложение.
Мы открыли дверь и попали в тесную переднюю.
Обратили ли вы внимание на то, как странно себя ведёт слово в переднюю.
Присоединилось ли оно к названию предмета?
А присоединилось ли к нему название признака? (в тесную переднюю)
Выпишем это словосочетание в именительном падеже, напишите рядом , то словосочетание, в котором встретилось слово ПЕРЕДНЯЯ
тесная передняя | передняя фара |
Сравните эти выражения. Что вы заметили? Как вы определили что это разные части речи?
Как образовалось новое слово?
Какую постоянную категорию имеет существительное? (рода)
Попробуем поменять род у слова ПЕРЕДНЯЯ.
С помощью чего образовалось слово ПЕРЕДНЯЯ? Какая категория грамматического значения стала постоянной? (рода)
Какой мы можем сделать вывод. (слово образовалось путём изменения грамматической модели слова)
Это существительное образовалось необычно: от одной из форм прилагательного без помощи приставки и суффикса – путём изменения грамматической модели сова.
Существительных, образованных от прилагательных таким способом, в русском языке довольно много. Сейчас мы найдём некоторые из них, выполнив следующее задание.
в) На карточках написаны словосочетания, вам нужно определить какое слово в высказывании является прилагательным, а какое существительным.
Работать вы будете по алгоритму.
- столовая посуда – школьная столовая
- дежурный ученик – новый дежурный
- военный лётчик – опытный военный
- гостиная комната – уютная гостиная
- булочная пекарня – новая булочная
Проверка
VI. Итог.
При помощи чего слова могут переходить их одной части речи в другую?
(При помощи изменения грамматической модели слов)
Домашнее задание.