Проект: "Всяк портной на свой покрой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: познавательно-творческий, долгосрочный, групповой.

Знание того, какими вещи должны быть,
Характеризует человека умного
Знание того, каковы вещи на самом деле
Характеризует человека опытного
Знания же того, как их изменить к лучшему
Характеризует человека гениального.
Д .Дидро.

Старший дошкольный возраст в жизни человека - важный этап в развитии всех психических процессов, фундамент формирования личности. Очень важно не упустить этот момент - вовремя создать условия для активной познавательной деятельности детей. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе.

Проблема развития познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в течение многих лет остаётся актуальной. Но как показала практика, познавательное развитие в детском саду, как правило, сводится к формированию у детей систематизированных знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. При этом недостаточное внимание уделяется развитию креативных способностей, умения задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них, самостоятельности в познавательной деятельности, что не отражает специфики определённых аспектов социального заказа современной школы.

Осуществляя повышение уровня познавательной активности детей дошкольного возраста - более совершенный уровень профессионально - педагогической деятельности воспитателя, способного с научных позиций, учитывая индивидуальные возрастные особенности детей, проектировать, организовывать, контролировать как совместную, так и самостоятельную познавательную деятельность дошкольника.

Большую роль в реализации познавательных задач играют взрослые (педагоги и родители), их внутренний мир, наличие собственных познавательных интересов и предпочтений. Взрослые должны сами испытывать радость от познавательных открытий и нести ее детям.

Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь с одной стороны, интерес побуждает ребенка к приобретению знаний и представлений к размышлению. Прочные знания детей - основа их активности. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Большое значение для познавательной активности детей имеет знакомство с историей вещей.

Как только ребенок рождается, его одевают и это обычно. Мы порой не замечаем того, что обыденно, не исключение являются и дети. Так, общение с дошкольниками, на наш взгляд, на самую простую тему «Одежда», вызвало большой познавательный интерес, и выделилась область «неясных» знаний и представлений.

Результаты диагностик по программе «Радуга» показали, что у 32% детей подготовительной группы недостаточен объем знаний в области осведомленности по теме «Одежда». Они затрудняются в установлении причинно- следственных связей, поэтому мы решили на знакомом детям материале научить находить взаимосвязи и развить тем самым познавательную активность. А так как работа с причинно-следственными связями не выносится на специальные занятия, то педагог вынужден решать ее через совместную и самостоятельную деятельность в нерегламентированных видах детской деятельности.

Решением проблемы развития познавательной активности детей, на наш взгляд, может стать проект, суть которого - свобода его участников в выражении своего субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Данная проблема существует по ряду причин:

- недостаточное количество занятий, отведенных на определенную тему. Программа «Радуга» предусматривает одно познавательное занятие в неделю, а этого недостаточно. На занятии педагог выносит задачи и содержание, которое является для детей необходимым и достаточным информационным минимумом, то есть то, о чем идет речь на занятиях, должны знать все дети. Из-за ограниченного количества познавательных занятий педагоги не имеют возможности широко освещать учебные содержания и погружать в них детей своей группы.

-Отсутствует технология работы и содержание по теме.

Любознательность и познавательные интересы побуждают детей к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются чувства, а умственные возможности детей находят выход в продуктивных видах деятельности. Авторы программы «Радуга» рекомендуют погружаться в определенный познавательный блок в течение длительного времени, в разных формах, но содержание не прописано - педагог сам должен подбирать необходимый материал.

- У детей есть элементарные знания, но нет углубленных, и отсутствую взаимосвязи.

- Недостаточно развиты навыки работы детей в предшкольный период с различными источниками информации.

- Родители уделяют мало времени этой проблеме, так как у самих взрослых нет интереса, и не хватает знаний.

Учитывая актуальность темы, выделив проблему и причины, по которым существует данная проблема, мы определили цель и задачи.

Цель нашего проекта: Формирование познавательного интереса и познавательной активности детей по теме «Одежда».

Мы считаем, что именно познавательная активность- основа успешного обучения в школе.

В соответствии с целью поставили задачи:

  1. Разработать систему мероприятий способствующих познавательной активности детей.
  2. Разработать содержание интересных форм взаимодействия взрослых и детей по теме проекта.
  3. Закрепить и расширить содержательно - упорядоченные сведения по теме «Одежда» через различные виды и формы деятельности вне занятия.
  4. Создать условия для развития и поддержки активности, инициативности и самостоятельности в поисковой деятельности.
  5. Научить детей пользоваться разными источниками информации через обучающих взрослых.

Средства решения проблемы:

  • диагностика
  • создание предметно - развивающей среды
  • планирование и организация познавательного развития на занятиях
  • планирование и организация познавательного развития детей в их самостоятельной поисковой деятельности вне занятий.

При планировании мероприятий познавательного цикла, при отборе конкретного материала педагоги обязаны учитывать следующие моменты:

  1. Учитывать интерес детей
  2. Учитывать и активно использовать региональные особенности

Особое внимание уделили принципу многообразного предъявления ребенку одного

и того же объекта – одежды, но с обязательным элементом новизны в содержании материала, либо в формах детской деятельности, либо в способах решения

познавательных задач. Такое «погружение» ребенка в объект дает ему возможность видеть его с разных сторон, осмыслять причинно-следственные зависимости и с

помощью взрослого выделять еще не разгаданные тайны исследуемого.

Этапы работы

І этап. Подготовительный.

  • 1.1 Подбор познавательной и энциклопедической литературы.
  • 1.2 Диагностика социального развития.
  • 1.3 Анкетирование родителей - об одежде. Приложение 1
  • 1.4 Подбор наглядного материала.
  • 1.5 Подбор материала по мониторингу для детей и родителей.
  • 1.6 Отбор качественных форм познавательного развития, которые наиболее полно отражают познавательные интересы и потребности детей группы.
  • 1.7 Установление партнерских взаимоотношений с библиотекой и музеем.

ІІ этап. Деятельностный Приложение 2

ІІІ этап. Аналитический и Обобщающий

- Проведение повторной диагностики на конец года и обсуждение полученных результатов.

Результат работы по проекту.

Результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству детей, воспитателей и родителей удалось достичь намеченной цели:

  • По результатам диагностики на конец учебного года повышение уровня познавательной активности детей увеличилось на 32 % и стало составлять 74%.
  • В ходе решения проблемы дети при организованной развивающей среде научились самостоятельно действовать с тканью.
  • В процессе работы по теме дети научились выстраивать причинно-следственные связи, и данный опыт легко стали переносить на содержание блоков познавательного развития детей подготовительной группы.
  • Овладели способами познания через экспериментирование, проведение опытов, умение добывать и использовать информацию.
  • Созданы необходимые условия и разработан комплекс мероприятий, способствующих познавательной активности детей на примере темы «Одежда».
  • Через интересные нетрадиционные формы взаимодействия родители вовлечены впедагогический процесс и принимают в нем активное участие.На конец учебного года из 25 человек, 22 родителя присутствовали на открытых мероприятиях и активно себя проявляли.

Устойчивость проекта.

Предполагается, что настоящий проект дает начало новым проектам, направленным на развитие познавательной активности и совершенствование системы дошкольного образования.