Разработка практических заданий для обучения началам программирования в среде КуМир. 7-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 7


Я думаю, многие учителя информатики согласятся с тем, что тема «Программирование» - одна из наиболее сложных тем школьного курса информатики. Не все учащиеся к 9 классу, в котором обычно и запланировано изучение данной темы, готовы к освоению данной темы. И для этого существует целый ряд причин.

Во-первых, это связано с недостаточным уровнем сформированности у учащихся алгоритмического мышления, умения строить последовательность действий, анализировать их ход и результаты выполнения.

Во-вторых, учащимся зачастую очень сложно перейти от известных алгоритмических конструкций (ветвление, цикл), интуитивно понимаемых, к их формальному описанию на языке программирования, а тем более, использующему служебные слова не из родного языка.

В-третьих, у большого количества учащихся часто просто отсутствует мотивация к изучению темы «Программирование». Особенно это наблюдается на первых этапах знакомства с данной темой, когда учащимся приходится решать задачи на отработку простейших навыков правильного построения структуры программы, организации ввода и вывода данных, описания простейших алгоритмических конструкций. Именно на этом этапе приходится решать простейшие задачи, например о нахождении суммы или частного двух чисел, вычислении суммы прогрессии и т.д. Ученику тяжело оценить результаты своей работы, проанализировать работу программы, найти ошибки, тем более что нет наглядности при выводе результатов работы программы.

Выход их ситуации с темой «Программирование» можно найти, реализовав его, например, следующим образом. Изучение информатики в нашей школе начинается с 6 класса. В 7 классе учащиеся изучают довольно обширный блок под названием «Алгоритмы и исполнители», в рамках которого предусмотрено знакомство и работа с какими-либо формальными исполнителями. В качестве такой среды, позволяющей познакомить учащихся с основами программирования, мною была выбрана среда КуМир - свободно распространяемая программа (http://www.niisi.ru/kumir/).

Таким образом, уже в 7 классе появляется возможность познакомить учащихся с основами программирования на примере написания программ для исполнителей Чертежник, Робот, Черепаха, Водолей, Кузнечик. Очень важно именно в этом возрасте для учащегося – это возможность наглядно увидеть результаты работы программы, им написанной, увидеть, где есть ошибка, где исполнитель не может выполнить команду, т.е. есть возможность научить учащихся самостоятельно проводить тестирование и пошаговую отладку программы. При этом сама программа использует служебные слова из русского языка. Согласитесь, что семикласснику гораздо легче понять, что означает конструкция если…то…иначе … все, нежели if … then… else.

В дальнейшем в 9 классе, когда изучается тема «Программирование на языке Паскаль», эти навыки очень востребованы, т.к. учащимся гораздо легче освоить конструкции формального языка, опираясь на навыки, приобретенные при работе с графическими исполнителями.

Здесь я предлагаю вам набор упражнений для работы с исполнителями в среде КуМир, содержащих задания на различные алгоритмические конструкции, применяемые к различным исполнителям.

  1. Первое знакомство с исполнителями. (Черепаха, Кузнечик, Водолей) (Приложение 1)
  2. Исполнители Робот и Чертежник. Линейные программы. (Приложение 2)
  3. Исполнитель Робот. Цикл с предусловием (Приложение 3)
  4. Цикл с заданным числом повторений. Условный оператор (Приложение 4)
  5. Задания ГИА по информатике (Приложение 5). Эти задания составлены по аналогии с заданиями, предлагаемыми на экзамене ГИА-9 по информатике.

 

Для выполнения практических заданий необходимы файлы-заготовки, содержащие заданные обстановки для работы исполнителей. Все эти файлы можно найти в Приложении 6.