Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни в условиях перехода к ФГОС

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Важной целью стандартов второго поколения является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, что должно проявляться в их желании заботиться о своем здоровье, развитии потребности в занятиях физической культурой и спортом.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 г. № 1994 “О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г.” в лицее реализуется трехчасовая программа по физической культуре. Третий урок физической культуры включен в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.

В своей работе мы опираемся на основные тенденции в развитии физической культуры: учет культурно-исторических и национально-родовых традиций региона, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта, целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное освоение летнего олимпийского вида спорта.

Большую помощь оказывает информация о современных УМК по физической культуре, представленная на сайтах www.drofa.ru, www.prosv.ru, http://mon.gov.ru, http://fp.edu.ru. В образовательном процессе в лицее используется учебник В.И.Ляха, А.А. Зданевича “Физическая культура (базовый уровень)”.

Лицей имеет в своем распоряжении спортивный зал, тренажерный зал, медицинский кабинет стадион: футбольное поле, волейбольную и баскетбольную площадки, гимнастический городок, прыжковые ямы, беговую дорожку. Спортивные сооружения используются как во время учебного процесса, так и во внеурочной деятельности: проводятся дни здоровья, школьная спартакиада, летний оздоровительный лагерь, тренировки по футболу, легкой атлетике, общей физической подготовке.

Содержание рабочей программы по предмету “Физическая культура” способствует сохранению триединства:

  • оздоровительного, которое ориентируется на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости;
  • спортивное – оно характеризуется углубленным освоением обучающимися на ступени основного общего образования и среднего (полного) общего образования одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного и среднего (полного) образования по физической культуре (в лицее это волейбол, баскетбол);
  • общеразвивающее – оно ориентируется на расширенное и углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов действующих примерных программ начального, основного и среднего (полного) образования.

Решая задачу укрепления здоровья школьников через занятия игровыми видами спорта, мы создаем условия для развития их валеологической культуры. Пути достижения намеченной цели целесообразно выбирать следующие. Во-первых, расширение содержания курса “Физическая культура”, основываясь на умениях и навыках обучающихся, приобретенных ими как на уроках физической культуры, так и на занятиях в системе дополнительного образования. При обучении в рамках двухчасовой школьной программы дети занимаются в основном технической и немного тактической в сочетании с общефизической подготовкой, причем в небольшом объеме. Теоретической и психологической подготовке времени почти не уделяется, а она просто необходима, чтобы обучающиеся осознанно выполняли различные упражнения, умели управлять своим внутренним состоянием, процессами, происходящими в теле, управляли своей мыслью.

На теоретических занятиях формируется тактическое мышление. Если ученики научатся разбираться в теоретических вопросах волейбола, баскетбола, легкой атлетики, они быстро поймут суть задания. При объяснении различных тактических схем, расстановок, приемов игры мы пользуемся видеозаписями, тактической доской, представляющей собой макет баскетбольной площадки. В последние годы стало возможным использование компьютерной техники. С теории начинается обучение любому техническому приему. На теоретических занятиях проводятся беседы о самоконтроле, гигиене, без чего невозможно формирование здорового образа жизни. При этом чаще всего применяется технология сообщающего обучения, основы которого разработаны И. Гербартом.

Дифференцированный подход с учетом состояния здоровья и физической подготовленности учащихся позволяет детям чувствовать себя на уроке комфортно, смело идти на урок физкультуры, сохранять и укреплять свое здоровье и повышать свои спортивные достижения.

Тщательной подготовки требует проведение третьего урока физической культуры. Его цель – создание условий для реализации физкультурно-оздоровительной активности учащихся вне зависимости от уровня физической подготовки и уровня сформированности специфических умений по отдельным видам спорта. Первостепенной задачей третьего урока физической культуры является увеличение объема двигательной активности обучающихся, а также повышение роли физической культуры в воспитании современных школьников, укрепление их здоровья, развитие их физических качеств и совершенствование физической подготовленности, привитие навыков здорового образа жизни.

Работа в рамках системы дополнительного образования лицея помогает решению проблемы укрепления здоровья детей, формированию их представления о здоровом образе жизни. Это тем более актуально для наших ребят, что с 2011-2012 учебного года первые классы работали на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а через год эта работа продолжится в 5-х классах.

Внеурочная работа способствует формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Ежегодно в лицее проводится олимпиада по физической культуре, в которой принимают участие все желающие школьники. Команды образовательного учреждения – активные участники соревнований “Президентские состязания”, районной спартакиады, туристических слетов в рамках движения “Школа безопасности”. В летние каникулы в лицее организована работа оздоровительного лагеря, в котором отдыхают дети. Внеклассная работа по физкультуре заключается не только в организации внутришкольных соревнований, но и в работе спортивных секций школы, среди которых “Волейбол”, “Легкая атлетика”, “Баскетбол”, “Юнармейский отряд”, “Школа безопасности”.

Занятия общей физической и специальной физической подготовкой повышают работоспособность организма, что способствует формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях перехода к ФГОС.

Литература.

1. Баскетбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮШОР, Издательство: Советский спорт, 2004 г., 100 с.

2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. "История педагогики""Просвещение", Москва, 1982 г., 386 с.

3. Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации, http://www.sinergi.ru