Пояснительная записка
Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и для общего образования и воспитания.
Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности дошкольников и младших школьников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что дети дошкольного и младшего школьного возрастов еще не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное.
Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны: отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны: умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.
Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию. Реализация поставленных ребенком целей и задач способствует полноценному и разностороннему развитию.
Также важно отметить, что стандартные программы дошкольного и школьного обучения имеют общеобразовательный характер. В отношении изобразительного искусства занятия ограничиваются как временными рамками, так и узкой направленностью. Данная программа расширяет вариативную составляющую часть дошкольной и школьной программ по изобразительному искусству.
Стоит отметить, что практически во всех населенных пунктах Мурманской области, в том числе в ЗАТО Североморск, не решен вопрос полного обеспечения местами в детских садах. Каждый год количество детей, нуждающихся в устройстве, не уменьшается. В связи с этим многие дети не получают полноценного дошкольного образования, идя в школу неподготовленными. Результатом чего может являться плохое усвоение школьного материала, в том числе и на уроках рисования, что может привести к потере интереса к изобразительной деятельности. Данная программа позволит детям, не попавшим в детский сад, получить полноценное эстетическое дошкольное образование и сохранить интерес к данной деятельности.
Таким образом, реализация данной программы позволит детям получить более широкое представление об изобразительном искусстве, также позволит попасть в коллектив единомышленников, которые настроены на процесс творения, эстетического познания и расширения мировоззрения. Мир перестанет быть ограниченным рамками семьи, детского сада, школы или двора. Ребенок начнет иначе осознавать себя в социуме и окружающем мире.
Цель образовательной программы – развитие творчества, эстетического вкуса, чувства образного представления и воображения посредством обучения детей изображению предметов и явлений как образного отражения жизненных впечатлений.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- научить владеть средствами художественной выразительности;
- научить составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами;
- формировать интерес к изобразительному искусству;
- углубить и расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности.
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
- развитие у детей фантазии, образного мышления;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Исходя из поставленных задач, важнейшими принципами построения программы являются:
- научность и доступность: использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учет уровня подготовки, опора на имеющийся у учащихся опыт от простого к сложному;
- системность, последовательность и доступность в освоении трудовых приемов: изучение нового материала опирается на ранее приобретенные знания;
- гуманистический характер отношений педагога и ребенка: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, уважении к личности и демократическом стиле взаимоотношений педагога с детьми;
- принцип природосообразности - предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;
- разнообразие и приоритет практической деятельности;
- поощрение творческих достижений обучающихся, самостоятельности при выполнении творческих практических работ;
- принцип модульного построения содержания программы;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
- принцип осмысленного подхода учащихся к творческой работе, ходу ее осуществления и конечному результату.
Этапы обучения
Данная программа рассчитана на 2 года обучения для детей возраста 5-7 лет.
В образовательной программе “Юный художник” распределение учебной нагрузки представлено следующим образом:
- 1 год обучения – (2 раз в неделю по 1 часа) х 36 недель = 72 часа;
- 2 год обучения – (2 раз в неделю по 1 часа) х 36 недель = 72 часа;
Один академический час занятия в группе равен 35 минутам астрономического времени.
Форма занятий – групповая. В объединение принимаются все желающие дети 5–7 лет по заявлению родителей или лица их заменяющего.
Количество обучающихся групп составляет 12 человек.
Для достижения поставленных цели и задач предусматривается отбор основных форм совместной деятельности педагога и обучающихся на занятиях в объединении “Юный художник”. В связи с этим особое место занимают следующие формы работы:
Формы работы |
Индивидуальные: индивидуальная помощь и консультация учащихся. |
Групповые: работа в составе малых групп – парная, группы по 3-4 человека; по возрастам; по уровню освоения программы. |
Творческие задания: фантазийное рисование, рисование на заданную тему с самостоятельным выбором сюжета. упражнения на развитие визуальной памяти и воображения. |
Экскурсии: в выставочные залы, музеи, в художественные мастерские. |
Конкурсы: среди воспитанников объединения и учреждения, городские, областные, всероссийские, декоративно-прикладного творчества; конкурсы семейного творчества |
Программа включает в себя основы:
- изобразительного искусства,
- лепки,
- аппликации,
- оригами,
- декоративно-прикладного творчества.
На первом году обучения уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук, вниманию, эмоциональному настрою, результативности, т.к. в скором времени детям предстоит учиться в школе, необходимо привить им сознание собственной успешности, состоятельности, уверенности в себе.
На этом этапе дети знакомятся с основами рисования, обучаются основам графики и живописи: учатся работать с карандашами, мелками, приобретают умения действовать кистью, красками: акварелью и гуашью, раскрывают волшебство появления цвета при помощи смешивания красок. Знакомятся с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж.
При работе с бумагой дети знакомятся с техникой выполнения аппликации, развивают глазомер, приобретают чувство формы, ритма, учатся соотношению частей и целого, умение действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.
Лепка способствует у детей развитию группы мелких мышц кистей рук и пальцев, выработке навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, расширению кругозора детей, ребята учатся соразмерять детали по толщине и длине, формируются навыки сравнения, анализа.
На втором году обучения сюжеты работ усложняются, количество персонажей увеличивается.
В связи с усложнением композиции, растут требования и к цвету. Расширяется цветовая гамма. Дети узнают новые оттенки различных цветов, учатся их составлять. Закрепляются знания полученные ранее.
Повышается сложность выполняемых работ, чаще используются смешанные техники. Дети начинают осваивать приемы рисования с натуры.
На занятиях лепкой дети узнают о новых материалах используемых в лепке и способах их обработки. С использованием новых инструментов усложняется и выполняемая работа. Время на её создание требуется больше. Сделанные работы носят утилитарный характер – это картинки и игрушки.
На занятиях аппликацией дети знакомятся с таким техническим приёмом изобразительного искусства как коллаж.
Ожидаемые результаты
К концу обучения воспитанники должны знать:
- основные приемы и способы рисования;
- основы цветоведения;
- основные признаки композиции;
- понятия: орнамент, ритм, контраст;
- технологии работы с бумагой, картоном и другими материалами;
- операции работы с различным прикладным материалом;
- правила санитарии, гигиены и техники безопасности.
Должны уметь:
- готовить рабочие место и распределять труд по операциям;
- работать с предлагаемым инструментом и материалом;
- выполнять основные приемы лепки, аппликации, бумагопластики;
- создавать работы по собственному замыслу, используя различные техники;
- работать над созданием коллективных работ.
Результатом деятельности коллектива могут служить выставки, а также активное участие в различных конкурсах.
Концентрическое построение программы предлагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой. Учащиеся включены в различные сферы деятельности: репродуктивную, творческую, познавательную, практическую и т.д.
Главная форма работы – игра, результатом которой является выполненная работа. Каждый год обучения – это этап не только освоение теоретических и практических основ разнообразной деятельности, это этап развития личности ребёнка, его творческих способностей.
- Материалы по учебно-тематическому планированию представлены в Приложении 1.
- Материалы по методическому обеспечению программы представлены в Приложении 2.
Техническое оснащение программы
Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест (мольбертов), водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель для их хранения, школьная настенная доска, рамы различного размера для оформления работ и проведения выставок.
В качестве дидактического материала необходимо иметь:
1. Наглядные пособия, схемы, чертежи.
2. Тематические образцы изделий.
3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.
4. Детская литература с иллюстрациями художников.
5. Фотографии диких и домашних животных.
6. Литература по искусству.
7. Психолого-педагогическая литература
Применяемые средства, инструменты и расходные материалы:
Для проведения теоретических и практических работ по темам программы используются разнообразные инструменты и материалы.
Инструменты | Материалы |
|
|
Список литературы.
1. Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду / Н. Г. Третьякова. - М. : Академия Развития, 2009. - 128 с.
2. Шайдурова, Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам / Н. В. Шайдурова. - М. : Детство-Пресс, 2009. - 64 с.
3. Королева, Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет / Т. В. Королева. - М. : Сфера, 2009. - 112 с.
4. Основные требования к составлению образовательной программы. //Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003г.№28-02-484/16
5. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования/ Т.С. Комарова – М., Педагогическое общество России, 2005
6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т.С. Комарова – М., Мозаика – Синтез, 2006
7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г.С. Швайко – М., Владос, 2003
8. Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ Е.А.Янушко – М., Мозаика – Синтез, 2007
9. Ашикова С. Подружись с карандашами/ С. Ашикова// Дошкольное воспитание – 2004. - №4, с. 19- 23
10. Казакова Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий” ООО “ТЦ Сфера”, 2009г.
11. Борисова Е. “Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании” Дошкольное воспитание. – 2002. – №2
12. Доронова Т.Н “Обучаем детей изобразительной деятельности” – М., 2005. – 96 с.