Урок обучения грамоте по теме "Неудачная прогулка". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • продолжить закреплять наглядно-образное представление о содержании и структуре текста;
  • знакомить детей с временной последовательностью событий, описанных в рассказе “Неудачная прогулка”;
  • формировать первичное наглядно-образное представление о словах – действиях.

Оборудование: проектор, два прямоугольных шаблона розового и голубого цветов, обозначающих слово – предмет и слово – действие.

Ход урока

1. Организация учащихся

Заходите, дети, в класс!
Мы урок начнем сейчас.
Встали прямо, подравнялись,
Посмотри на парту,
Всё ли там в порядке?
Здравствуйте, садитесь,
Больше не крутитесь.
Начинаем наш урок,
Знайте, вам пойдет он впрок.

– Ребята, скажите, с каким настроением вы шли сегодня в школу? (Ответы детей.)

– О чем думали? (Ответы детей.)

– А я думала о том, что вновь увижу всех вас и обязательно скажу вам: “Здравствуйте! Всем доброе утро!”

– Давайте улыбнемся, и свои добрые улыбки подарим нашим гостям и друг другу.

– А еще улыбнемся нашей любимой азбуке. Ведь встреча с ней – это радость открытия новых знаний.

2. Определение целей:

У: Откройте “Азбуку” на странице 10. Посмотрите внимательно на страницу. Попробуем определить цель урока.(высказывания детей)

У: Мы уже знаем, слова – названия предметов обозначаем моделями розового цвета. А сегодня нам предстоит выяснить, что обозначаем моделями синего цвета.

3. Беседа по иллюстрации.

У: Посмотрите на рисунок к рассказу, который называется “Неудачная прогулка”. Внимательно рассмотрите иллюстрацию и попробуйте предположить, о чём говорится в рассказе?

У: Сейчас я прочитаю рассказ, а потом мы выясним, оправдались ли наши предположения.

У: Какие ваши высказывания совпали с содержанием текста?

У: Вы очень внимательные, поэтому скажите, какое время года описано в тексте? Докажите, что ваше мнение верное. (ответы детей)

4. Физминутка.

5. Работа по соотнесению рассказа с его графической моделью.

У: Возьмите конверт для конструирования, в которых лежат модели предложения. Сейчас я прочитаю ещё раз текст “Неудачная прогулка”, а вы должны положить на стол столько моделей предложений, сколько услышите. Работать будем в парах. Как только работа будет закончена, возьмитесь за руки. (Выполнение работы)

У: Проверим работу. Сколько предложений вы услышали?

У: А сейчас посмотрите на экран и проверьте, как вы справились с заданием. Поднимите руки, у кого получилась именно такая модель текста?

У: Положите модели предложений и возьмите прямоугольники розового цвета. Что они обозначают? (ответы детей)

У: Я прочитаю первое предложение ещё раз, а вы на слух поищите в нём слова – названия предметов. На стол каждый положит столько моделей, сколько найдёт слов названий предметов в предложении. На какой вопрос отвечают эти слова? (выполнение работы)

6. Формирование представления о словах – действиях.

У: Посмотрите на рисунки.

- Кого вы видите? (птиц)

- Что делают птицы? (Летает, клюёт)

Посмотрим на модели.

- Что обозначает модель розового цвета? (слова – названия предметов)

- Что может обозначать второй прямоугольник?

Составьте предложение. Прочитаем предложение по схеме.

Розовый прямоугольник обозначает, какое слово? (птица) Синий ? (летит) - клюёт

- Что обозначает, слово летит? Клюёт?

- Какие слова мы обозначили голубым цветом? (летит и клюёт)

- Какие вопросы мы можем поставить к этим словам? (Что делает?)

- В русском языке слова, которые отвечают на вопрос “что делает?”, это слова – названия действия.

- Посмотрите на рисунки, где изображены коты.

- Обратите внимание на прямоугольники. Что вы заметили? (ответы детей)

- Что обозначает синий прямоугольник? Розовый?

- Сравним модели слева. Что вы заметили?

7. Закрепление представлений о словах – предметах и словах – действиях.

- Сейчас мы с вами поиграем. Приготовьте модели слов розового и голубого цвета.

Я буду называть слова. Если слово обозначает слова – названия предмета, то вы поднимаете модель какого цвет? Покажите. Если слова – названия действия, то модель ...

Доска, играет, поёт, ручка, лиса, танцует, зонт, решает. Молодцы!

8. Рефлексия деятельности

– Я с улыбкой говорю вам “спасибо” за работу на уроке, вы молодцы. У вас получилось самостоятельно сформулировать тему урока и понять, что такое слова – действия.

– А теперь я попрошу вас оценить себя и свою деятельность на уроке. У вас на столах “сигналы” – изображения круга трех цветов: зеленого, желтого и красного.

  • Если вам на уроке было интересно, если вы отвечали правильно на все вопросы, если у вас все получилось, поднимите ЗЕЛЕНЫЙ кружок.
  • Если у вас возникали затруднения в ходе работы, но вы с ними справились, поднимите ЖЕЛТЫЙ кружок.
  • Если вам было очень трудно, поднимите КРАСНЫЙ кружок.

9. Итог урока.