Цель:
- продолжить закреплять наглядно-образное представление о содержании и структуре текста;
- знакомить детей с временной последовательностью событий, описанных в рассказе “Неудачная прогулка”;
- формировать первичное наглядно-образное представление о словах – действиях.
Оборудование: проектор, два прямоугольных шаблона розового и голубого цветов, обозначающих слово – предмет и слово – действие.
Ход урока
1. Организация учащихся
Заходите, дети, в класс!
Мы урок начнем сейчас.
Встали прямо, подравнялись,
Посмотри на парту,
Всё ли там в порядке?
Здравствуйте, садитесь,
Больше не крутитесь.
Начинаем наш урок,
Знайте, вам пойдет он впрок.
– Ребята, скажите, с каким настроением вы шли сегодня в школу? (Ответы детей.)
– О чем думали? (Ответы детей.)
– А я думала о том, что вновь увижу всех вас и обязательно скажу вам: “Здравствуйте! Всем доброе утро!”
– Давайте улыбнемся, и свои добрые улыбки подарим нашим гостям и друг другу.
– А еще улыбнемся нашей любимой азбуке. Ведь встреча с ней – это радость открытия новых знаний.
2. Определение целей:
У: Откройте “Азбуку” на странице 10. Посмотрите внимательно на страницу. Попробуем определить цель урока.(высказывания детей)
У: Мы уже знаем, слова – названия предметов обозначаем моделями розового цвета. А сегодня нам предстоит выяснить, что обозначаем моделями синего цвета.
3. Беседа по иллюстрации.
У: Посмотрите на рисунок к рассказу, который называется “Неудачная прогулка”. Внимательно рассмотрите иллюстрацию и попробуйте предположить, о чём говорится в рассказе?
У: Сейчас я прочитаю рассказ, а потом мы выясним, оправдались ли наши предположения.
У: Какие ваши высказывания совпали с содержанием текста?
У: Вы очень внимательные, поэтому скажите, какое время года описано в тексте? Докажите, что ваше мнение верное. (ответы детей)
4. Физминутка.
5. Работа по соотнесению рассказа с его графической моделью.
У: Возьмите конверт для конструирования, в которых лежат модели предложения. Сейчас я прочитаю ещё раз текст “Неудачная прогулка”, а вы должны положить на стол столько моделей предложений, сколько услышите. Работать будем в парах. Как только работа будет закончена, возьмитесь за руки. (Выполнение работы)
У: Проверим работу. Сколько предложений вы услышали?
У: А сейчас посмотрите на экран и проверьте, как вы справились с заданием. Поднимите руки, у кого получилась именно такая модель текста?
У: Положите модели предложений и возьмите прямоугольники розового цвета. Что они обозначают? (ответы детей)
У: Я прочитаю первое предложение ещё раз, а вы на слух поищите в нём слова – названия предметов. На стол каждый положит столько моделей, сколько найдёт слов названий предметов в предложении. На какой вопрос отвечают эти слова? (выполнение работы)
6. Формирование представления о словах – действиях.
У: Посмотрите на рисунки.
- Кого вы видите? (птиц)
- Что делают птицы? (Летает, клюёт)
Посмотрим на модели.
- Что обозначает модель розового цвета? (слова – названия предметов)
- Что может обозначать второй прямоугольник?
Составьте предложение. Прочитаем предложение по схеме.
Розовый прямоугольник обозначает, какое слово? (птица) Синий ? (летит) - клюёт
- Что обозначает, слово летит? Клюёт?
- Какие слова мы обозначили голубым цветом? (летит и клюёт)
- Какие вопросы мы можем поставить к этим словам? (Что делает?)
- В русском языке слова, которые отвечают на вопрос “что делает?”, это слова – названия действия.
- Посмотрите на рисунки, где изображены коты.
- Обратите внимание на прямоугольники. Что вы заметили? (ответы детей)
- Что обозначает синий прямоугольник? Розовый?
- Сравним модели слева. Что вы заметили?
7. Закрепление представлений о словах – предметах и словах – действиях.
- Сейчас мы с вами поиграем. Приготовьте модели слов розового и голубого цвета.
Я буду называть слова. Если слово обозначает слова – названия предмета, то вы поднимаете модель какого цвет? Покажите. Если слова – названия действия, то модель ...
Доска, играет, поёт, ручка, лиса, танцует, зонт, решает. Молодцы!
8. Рефлексия деятельности
– Я с улыбкой говорю вам “спасибо” за работу на уроке, вы молодцы. У вас получилось самостоятельно сформулировать тему урока и понять, что такое слова – действия.
– А теперь я попрошу вас оценить себя и свою деятельность на уроке. У вас на столах “сигналы” – изображения круга трех цветов: зеленого, желтого и красного.
- Если вам на уроке было интересно, если вы отвечали правильно на все вопросы, если у вас все получилось, поднимите ЗЕЛЕНЫЙ кружок.
- Если у вас возникали затруднения в ходе работы, но вы с ними справились, поднимите ЖЕЛТЫЙ кружок.
- Если вам было очень трудно, поднимите КРАСНЫЙ кружок.
9. Итог урока.